Вступившие в силу с 1 марта самые важные изменения в ПДД. Что нужно знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступившие в силу с 1 марта самые важные изменения в ПДД. Что нужно знать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Изменения в правилах сдачи экзамена в гибдд за 2022 год, в основном, коснулись практической части процедуры. Отменили практику на закрытом участке, как части экзаменационного испытания. Демонстрировать навыки нужно будет прямо в городе. Это необходимо, чтобы максимально приблизиться к реальным условиям на дороге. Учитывая статус новичков, некоторые маневры и действия водители должны будут продемонстрировать на малоактивных участках дороги, где движение не интенсивное.
Фейк о скрытом патрулировании
Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.
Это не совсем так.
Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.
Таким образом, получаем четыре варианта надзора.
- Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
- Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
- ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
- А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.
Более подробно мы рассказывали в специальной статье про новый закон о скрытом патрулировании и фейках в связи с этим.
Изменения в практической части
Главным изменением в сдаче экзамена стала смена площадки: если раньше испытание проводилось на площадке и в городе, то теперь тестировать умения начинающего водителя будут сразу на шоссе. На закрытой площадке экзамен больше проводиться не будет. Но таким образом сдавать на права будут лишь водители, претендующие на право управления мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.
По новым правилам в салоне вместе с экзаменуемым теперь может находиться к примеру сотрудник автошколы, другой учащийся или представитель иных учреждений. Это позволит обеспечить прозрачность проведения экзамена и облегчить решение спорных ситуаций с помощью оценки третьей стороны.
Экзамен за 30 минут с записью на видео
Экзамен гибдд в 2022 году будет проводиться в строго ограниченном временном отрезке – не больше 30 минут для граждан, сдающих на права категории «B», «C» и «D». Также это касается подкатегорий «C1» и «D1». На 10 минут больше – 40 минут, имеют лица, которые хотят получить права «BE», «CE» и «DE», чтобы управлять транспортом с прицепом. 20 минут можно потратить, чтобы подготовиться, а результаты получите ещё через 10 минут. Согласно новым правилам, потратите на сдачу чуть больше часа.
Сдавать экзамен ГИБДД в 2022 году на знание ПДД один на один с экзаменатором не обязательно. В машине могут находиться другие кандидаты, инструктор, представители органов. Процесс записывается на аудио и видео. Также экзаменатор должен убедиться, что имеет дело с нужным человеком (уточняет ФИО). Начинать можно после сигнала экзаменатора.
Лишение водительских прав
Водительское удостоверение в 2022 году могут и аннулировать, даже если сдача была успешной. Обычно для этого нужен весомый повод. Таким считается смерть человека, на имя которого выдано водительское удостоверение. После того как человек погиб, информация об этом факте должна быть внесена в базу данных Госавтоинспекции. На эту процедуру дается 10 дней (рабочих). Она необходима, поскольку позволяет исключить случаи, когда по правам умерших людей ездят другие лица. Поскольку при нарушении правил, фактический нарушитель не получит штрафа.
Также права аннулируют если:
- истечет их срок действия;
- документ будет поврежден;
- выдадут новый документ;
- личные данные владельца изменяться (ФИО);
- перемены настигнут состояние здоровья водителя.
Экзамен за 30 минут с записью на видео
Экзамен гибдд в 2022 году будет проводиться в строго ограниченном временном отрезке – не больше 30 минут для граждан, сдающих на права категории «B», «C» и «D». Также это касается подкатегорий «C1» и «D1». На 10 минут больше – 40 минут, имеют лица, которые хотят получить права «BE», «CE» и «DE», чтобы управлять транспортом с прицепом. 20 минут можно потратить, чтобы подготовиться, а результаты получите ещё через 10 минут. Согласно новым правилам, потратите на сдачу чуть больше часа.
Сдавать экзамен ГИБДД в 2022 году на знание ПДД один на один с экзаменатором не обязательно. В машине могут находиться другие кандидаты, инструктор, представители органов. Процесс записывается на аудио и видео. Также экзаменатор должен убедиться, что имеет дело с нужным человеком (уточняет ФИО). Начинать можно после сигнала экзаменатора.
Рекомендации для начинающих
Начинающие водители часто боятся сделать что-то не так и не справиться с маневрами на автодроме. Ощущение дискомфорта — это нормальная реакция при столкновении с чем-то новым. Чтобы чувствовать себя комфортнее:
- перед началом движения настройте автомобиль под себя. Отрегулируйте положение кресла, руль и зеркала заднего вида;
- не торопитесь, лучше ехать не спеша и привыкнуть к машине. Важно почувствовать, как сильно нужно нажимать на педали и как быстро меняется траектория движения при повороте руля;
- не бойтесь сбивать конусы и ошибаться. Обучение — это процесс, состоящий из успехов и неудач. Новый навык приобретается со временем и для него нужна практика. Ошибки помогают выявить ваши слабые стороны и исправить их;
- спрашивайте инструктора обо всем, что вам непонятно. Не нужно взваливать все на свои плечи. Инструктор подскажет вам, как лучше поступить и чего не нужно делать.
Электронные документы водителя
21 век уже давно на дворе, но до недавнего времени, мы были заложника макулатуры, и да, нельзя не отметить, что наше правительство постоянно совершенствует систему, и вот наконец, мы дождались:
В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:
«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».
То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.
Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):
- Лицензионная карточка;
- Временное разрешение на право управления ТС;
- Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.
Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.
При проведении контрольных мероприятий учитываются заявления и жалобы гражданских лиц, оперативные сведения о работе патруля. Гласные проверки проводят не реже одного раза в неделю приказом командира полк, роты, батальона. Проверки ежедневно, не реже двух раз в смену, проводят командиры взводов или их заместители. О прибытии проверяющего ДПС, который представляется и показывает документы и предписание (это не касается непосредственных начальников) старший наряда сообщает дежурному. Проверяющему ДПС не разрешается применять любые провокационные действия.
Скрытые проверки проводят по утвержденному заранее графику командиром строевого отделения или руководителем. Если вскрылись объективные факты и обстоятельства, то разрешено проводить скрытую проверку вне графика. Продолжительность такой проверки не превышает часа. Наблюдение ведется при помощи видеокамер, фотосъемки, аудиозаписи.
Использование грузовиков для остановки нарушителей
Новые правила обеспечивают задействование грузовых машин для принудительного торможения автомобилей, грубо нарушающих ПДД и представляющих угрозу безопасности движения. В этом случае основным аспектом при принятии решений об остановке должна являться целесообразность применения столь крайних мер. Исключено использование такого способа принудительного прекращения и остановки движения в следующих случаях:
- если нарушитель может в этот момент транспортировать грузы повышенной опасности;
- при осуществлении представляющим опасность транспортом перевозки в салоне людей;
- если правила нарушает автомобиль экстренной службы;
- если нарушителем является маршрутное ТС;
- при остановке двух- или трехколесных мотоциклов, мопедов, скутеров;
- при остановке ТС, защищенных дипломатическим или консульским иммунитетом.
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения — в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Если в ГИБДД узнают, о том, что у водителя обнаружено заболевания, которые ранее врачи не нашли при прохождении медосмотра, водителю предложат заново пройти обследование с получить права уже с учетом нового состояния. Например, если у водителя испортилось зрение, ему нужно будет получить очки и заново оформить права уже с учетом этих изменений.
Касается ли это оригинальных аксессуаров?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
Белые новые пешеходные светофоры
Еще из разряда новинок в ПДД это появление обновленных светофоров. Световые секции будут в виде силуэта пешехода и стрелки, мигающие сигналом белого лунного цвета, направо или налево. Они предназначены для предупреждения о том, что в направлении движения есть пешеходный переход, на котором горит зеленый сигнал светофора и возможно наличие пешехода не нем. Водитель обязан пропустить пешеходов. Стоит отметить, наличие данных светофоров с секциями уже предусмотрен гостом. Осталось их внедрить в масштабах страны.
Еще благодаря поправкам появились два новых дорожных знака. Первый знак обозначает зарядку для электромобилей, а второй информирует о запрете движения автобусов. Данные знаки появились при организации движение автобусов в городах которые организовывали Чемпионат мира по футболу восемнадцатого года. Так же стоит отметить этот знак не запрещает движение маршрутному и школьному автобусам.
Новый регламент ГИБДД от 20 октября 2021: что поменялось
Перед тем, как приступить к выяснению ключевых изменений, сделаем пару уточнений. Во-первых, если вам нужен полный текст обсуждаемого здесь регламента, то его стоит искать по полному же названию: Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Ну а во-вторых, для удобства мы сгруппируем внесенные в документ изменения в две категории: то, что из него исчезло, и то, что в него добавилось. И начнем с первой категории.
1. Инспекторы больше не будут забирать права и запрещать эксплуатацию автомобиля
Из обновленного регламента были исключены нормы, регламентирующие изъятие водительского удостоверения и запрет эксплуатации транспортного средства в случае совершения административного правонарушения. Теперь права не будут изыматься инспектором и доставляться им в отделение ГИБДД – вместо этого водителю, лишенному права управления транспортным средством, предписывается самостоятельно сдать их в отделение ГИБДД в течение трех дней после получения протокола об административном правонарушении.
Стоит отметить, что при наличии признаков опьянения водитель будет «отстранен от управления транспортным средством до устранения причины отстранения»: об этом гласит отдельный пункт протокола об отстранении от управления транспортным средством.
2. Инспекторам больше не запрещено останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов
В регламенте указано в том числе, что «надзор за дорожным движением может осуществляться на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении», а «место, время, формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками» определяются региональными руководителями подразделений ДПС и Госавтоинспекции. При этом ограничений в полномочиях по остановке автомобиля инспектором нет – то есть, он может остановить его и вне стационарного поста.
3. Инспекторы больше не будут предоставлять справки о ДТП
В числе документов, составляемых сотрудниками ГИБДД по факту ДТП, теперь нет справки о дорожно-транспортном происшествии, бланк которой ранее был официально установлен Приложением к Приказу МВД №154. В новом регламенте в списке действий инспектора на месте аварии остались составление протокола или постановления о совершении административного правонарушения и схемы места ДТП, осуществление фото- и видеосъемки обстановки на месте ДТП, а также опрос участников, свидетелей и очевидцев ДТП и сбор вещественных доказательств.
Для того чтобы избежать спорных ситуаций при обращении в страховую компанию, нужно убедиться, что инспектор внес в составленные документы все данные об участниках и обстоятельствах ДТП, включая номер полиса ОСАГО и информацию о нанесенных автомобилям повреждениях.
4. Больше не запрещено устанавливать камеры на участках с временной разметкой и знаками
Из нового регламента было исключено предложение, прямо запрещающее применение устройств контроля скорости на участках с временной разметкой и дорожными знаками. Если в старой редакции имелась фраза о том, что «применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается», то согласно нынешнему документу «выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП». На практике это означает, что теперь можно получить штраф за превышение, двигаясь с «обычной» скоростью, к примеру, на участке, где почти закончили ремонт, но еще не убрали знак, ограничивающий максимальную скорость 20 километрами в час — те, кто бывал на загородных трассах, знакомы с такими ситуациями. На таком участке отныне можно будет встретить как камеру на треноге, так и инспектора на патрульном автомобиле, контролирующего скорость.
5. Из регламента исчезло разрешение на съемку – но съемка по-прежнему разрешена
В новой редакции регламента нет прямого разрешения на осуществление фото- и видеосъемки при общении с инспекторами ГИБДД – однако это не означает, что отныне съемка оказалась под запретом. Она, как и ранее, разрешена самим конституционным правом каждого гражданина на поиск, получение и передачу информации любым законным способом. Если при осуществлении съемки водитель не препятствует выполнению полицейским его служебных обязанностей, действия водителя остаются в рамках дозволенного.
Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры
Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2021 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:
- обжаловать действия сотрудников;
- получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
- не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
- не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
- пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Какие изменения произведены в сфере борьбы с переоборудованием автомобилей?
Новый Регламент усилил борьбу с незаконным переоборудованием автотранспортных средств и поставил половину (и даже больше) водителей в неприятную ситуацию конфликта с законом. Большинство водителей даже не представляет, что они являются нарушителями нормативных правовых актов, а ведь перечень переоборудования, которое может повлечь негативные последствия для владельца авто.
Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, ведь многие элементы конструкции автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут ограничить видимость на дороге или иным способом поставить под угрозу других участников дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД абсолютно правомерно могут установить запрет на проезд подобного автомобиля по дорогам общего пользования и даже отправить автомобиль на штраф стоянку.
Комментарии к пункту 2.1.1 ПДД
Итак, начнём с того, как именно необходимо предъявлять документы на проверку инспектору ГИБДД. Их нужно передать для проверки – так прямо написано в пункте 2.1.1. Это значит, что недостаточно их просто показать – необходимо их дать сотруднику в руки, чтобы тот их изучил.
В 90% всех случаев водителю требуется передать всего 3 документа:
- действующее водительское удостоверение (абзац 2 пункта 2.1.1 Правил дорожного движения),
- свидетельство о регистрации транспортного средства (абзац 3 – это и есть единственный регистрационный документ на 2023 год),
- полис ОСАГО (абзац 6).
Каким образом инспекторы ГИБДД будут выявлять неисправности
На другой чаше весов отмененной проверки новый пункт реформы — инспектор ГИБДД имеет право отправить автомобиль на обязательную проверку, если заметны внешние неисправности. Расплывчатая формулировка «при визуальном обнаружении признаков технической неисправности автомобиля, представляющей угрозу безопасности движения» вызывает много вопросов у специалистов.
Игорь Малышев
Александр Товстопят, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»: «В случае обнаружения на дороге сотрудником ГИБДД нарушения пункта 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей или условиях под которой эксплуатация автомобиля запрещена», например разбитая фара, он имеет право направить автомобиль на стационарный пункт контроля автомобилей
Если проверка пройдена водителем добровольно, инспектор не сможет отправить его на проверку, а проверки технического состояния автомобиля на обочине или в дороге нет.