Права и обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

Основные требования к автобусам

В салоне должна быть представлена определенная информация:

  • наименование и контакты контролирующего госоргана;
  • правила пользования транспортом;
  • ФИО водителя и кондуктора;
  • указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
  • наименование и контакты перевозчика.

При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.

Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.

Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.

Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:

  • путевой лист;
  • техпаспорт пассажирского автобуса;
  • лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
  • диагностическая карта ТО;
  • удостоверение категории D;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • полис ОСАГО;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии.

Права и обязанности пассажира

Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:

  • перевозить ручную кладь;
  • требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
  • получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
  • перевозить с собой детей;
  • приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
  • сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
  • садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Водитель автобуса должен знать:

– устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

– правила дорожного движения;

– схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

– порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

– порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

– действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

– способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

– порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

– особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

– памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

– влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

– способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

– сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

– основы трудового законодательства;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

– правила пользования средствами индивидуальной защиты;

– приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Водитель автобуса имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

1. Провозить с собой бесплатно детей в возрасте не старше семи лет. Пассажир обязан иметь при себе документ (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка), который подтверждает возраст ребенка, перевозимого с предоставлением преимуществ по провозной плате и который в обязательном порядке предъявляется по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда.
Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6-12 передних мест в зависимости от его вместимости. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.

2. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира.

3. Перевозить на задних накопительных площадках охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка за плату согласно тарифу одного места багажа.

4. Провозить за плату согласно тарифу одно место клади, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.

5. Сойти на остановке «по требованию», о чем предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору.

6. Проезжать без дополнительной оплаты стоимости проезда и провоза багажа по разовому проездному билету в следующем за сошедшим с линии по неисправности автобусе. Пересадка пассажиров производится кондуктором или водителем автобуса, на проезд в котором были приобретены билеты.

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Водитель автобуса должен знать:

— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

— правила дорожного движения;

— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно «Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе».

2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

2.25. [Другие должностные обязанности].

Моральная ответственность за безопасность детей в автомобиле

Правила придуманы не просто так. Каждый пункт правил направлен на две важные задачи. Первая — это обеспечение безопасности и порядка при перевозке людей. Вторая — наполнение бюджета государства. Потому лучше пользоваться первым вариантом задач и не наполнять бюджет со своего кармана в виде отчисления штрафов. Это важный момент взаимоотношение полиции и водителей.

Нарушая правила перевозки пассажиров, вы создаете дискомфортные условия поездки, часто портите свой автомобиль, а самое главное — подставляете под опасность чье-то здоровье и даже жизнь. Такие риски недопустимы, потому стоит соблюдать выглядящие вполне естественными требования перевозки. Особенно это касается транспортировки детей, ведь в данном случае правила определяют следующие моменты:

  • транспортировка детей до 12 лет исключительно в специальных удерживающих устройствах;
  • удерживающим устройством не является адаптер ремня безопасности;
  • бустеры также не могут служить полноценным устройством для перевозки ребенка;
  • полную безопасность передвижения ребенок получает только в кресле специальной конструкции.

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
— следующее за ним транспортное средство начало обгон;
— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:
— на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
— на пешеходных переходах;
— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
— в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем», должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

— Перевозить с собой бесплатно в пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы.
— Перевозить с собой бесплатно в междугороднем сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы. Иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка.
— Перевозить за плату в багажном отделении автобуса, багаж в количестве не более 2 мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.
— Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр;
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
  • наличие и исправность зеркал заднего вида;
  • работоспособность аварийных выходов;
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
  • нести другие обязанности.

Обязанности водителя автобуса при перевозке людей

Обязанностями водителя, осуществляющего перевозку людей автобусами, являются:

  • необходимость прохождения определенных процедур перед выполнением рейса, к которым относятся: проверка технического состояния транспортного средства. Проверке подлежат: внутреннее и внешнее состояние автобуса, который должен быть в чистом виде, наличие топлива в баке, соответствие шин погодным условиям, наличие зеркал для заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу аварийных выходов, системы вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи;
  • прохождение медицинского контроля перед отправкой в рейс. Медицинский работник обязан осмотреть водителя на общее состояние здоровья, при необходимости замерить температуру тела, проверить артериальное давление, при наличии подозрений взять пробу на алкоголь или наркотики;
  • получение документов: свидетельство о регистрации, путевой лист, полис ОСАГО, маршрутную карту или договор на заказную перевозку, список пассажиров (для перевозки по заказу).

Как составляется должностная инструкция

Должностная инструкция обычно составляется на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).

Для работников, которые принимаются на работу по профессиям рабочих, для определения их трудовой функции используются единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по соответствующим отраслям. Разработанные на основе таких справочников инструкции обычно называются производственными. Однако в целях унификации и упрощения внутренней документации в организации инструкции для рабочих профессий часто также именуются должностными.

Читать дальше: Должностная инструкция начальника материального отдела

При составлении должностных инструкций организации также руководствуются профессиональными стандартами.

Поскольку должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, работодатель обязан ознакомить с ней работника под роспись при приеме его на работу (до подписания трудового договора) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Водитель пассажирского автобуса, в первую очередь, обязан заботиться о безопасности людей во время движения автотранспортного средства при любых погодных условиях.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!



Для обеспечения максимальной безопасности пассажиров разработаны специальные должностные инструкции, которые водитель должен знать и соблюдать.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]