Налог на прибыль 2022: cтавка, срок уплаты и пример расчета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль 2022: cтавка, срок уплаты и пример расчета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Налог на прибыль — это налог, которым облагается прибыль организации, т.е. разница между доходами предприятия и его расходами. Доходом при расчете признается вся выручка компании по основной и по дополнительной деятельности. Из этой суммы исключается уставный капитал, суммы экономии на процентах, залоговое имущество. Полный список исключений приведен в ст. 251 НК РФ.
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Помесячная уплата авансов
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны два варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Плательщики налога на прибыль в 2022 году
Плательщиками налога на прибыль являются:
- российские компании;
- иностранные компании, которые получают доходы в РФ и работают через постоянные представительства.
Также налог на прибыль удерживают налоговые агенты — с доходов иностранных компаний, не открывавших в РФ представительств. К примеру, этими налоговыми агентами являются:
- российские юрлица;
- ИП.
Налог на прибыль не уплачивают:
- налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН, т.к. они уплачивают другие налоги;
- резиденты «Сколково», поскольку их прибыль освобождена от налогообложения.
Что такое налог на прибыль?
Расходами при расчете налога на прибыль признаются все затраты предприятия, которые имеют документальное подтверждение: расходы на основную и дополнительную деятельности, на оплату труда работников, суммы амортизации. Исключением являются выплаченные дивиденды, отчисления на добровольное страхование и негосударственное пенсионное страхование, погашение штрафов и пеней, суммы материальной помощи работникам и т. д. Полный перечень исключений указан в ст. 270 НК РФ. Сколько налога нужно платить, какие доходы и расходы учитывать, разъясняется в главе 25 НК РФ.
Давайте попробуем рассмотреть порядок вычислений на примере. Формула расчета: налог на прибыль = (доходы – расходы) х ставка налога. Теперь подсчитаем, сколько будет сумма налога на прибыль компании «Бета», если ее выручка в 1 квартале составила 2 млн. рублей. Нужно учесть следующие параметры:
- НДС составил 400 тыс. рублей;
- в первом квартале был получен кредит в размере 1 млн. рублей и сделана предоплата в размере 500 тыс. рублей;
- для нужд производства фирма закупила материалы на сумму 270 тыс. рублей;
- на зарплату ушло 300 тыс. рублей;
- страховые взносы составили 90 тыс. рублей;
- амортизация — 50 тыс. рублей;
- убыток прошлых периодов — 700 тыс. рублей.
Итак, сколько же возьмем расходов для расчета налога? Расходы в нашем примере за 1 квартал составят: 400 тыс. + 270 тыс. + 300 тыс. + 90 тыс. + 50 тыс. = 1 110 тыс. рублей. А сколько будет налогооблагаемая база, от которой рассчитывается сумма налога на прибыль? Считаем: 2 млн. – 1 110 тыс. – убыток 700 тыс. = 190 тыс. рублей. Так сколько налога надо уплатить в бюджеты? В федеральный бюджет: 190 тыс. х 3% = 5700 рублей. В региональный бюджет: 190 тыс. х 17% = 32300 рублей.
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.
Применение нулевой льготной ставки в 2020 году
В результате уже подписанных президентом изменений для Налогового кодекса, организации смогут включить больше расходов при подаче декларации по налогу на прибыль. Например, внереализационные расходы, подразумевающие понесенные организацией затраты по созданию социальных объектов, которые безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность (пункт 5 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ). В то же время, для юридических лиц, ранее уже применявших нулевую льготную ставку по данному налогу, все осталось по-прежнему. Так, согласно пункту 2 статьи 284.1 НК РФ, образовательным и медицинским учреждениям правомерно применять нулевую льготную ставку ко всей имеющейся налоговой базе, кроме таких категорий прибыли, как:
- доходы в виде прибыли от КИК;
- проценты и дивиденды по госбумагам.
Музеям, театрам и библиотекам – нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020.
С 01.01.2020 ст. 284 дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0 % с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).
При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:
Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ |
≥ |
90 % |
Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ |
Например, за 2020 год расходы музея составили 350 000 руб., внереализационные доходы – 40 000 руб. При этом доходы от деятельности, включенной в перечень, равнялись 500 000 руб., что составляло 92,6 % в общем объеме доходов (500 000 / (500 000 + 40 000)). Ставка 0 % будет применяться ко всей облагаемой базе (с учетом внереализационных доходов), равной 190 000 руб. (500 000 + 40 000 ‑ 350 000 руб.).
Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.
Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.
По состоянию на 2017 г. все организации на общей системе налогообложения обязаны оплачивать налог прибыль, ставка которого составляет 20%. Поскольку этот вид сбора относится исключительно к юрлицам, ИП и физлица освобождены от его оплаты.
Таблица 1. Разновидности налогоплательщиков
Оплачивают налог | Освобождены от уплаты |
---|---|
Все российские компании, за небольшим исключением. | Компании, использующие спецрежимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН или чья сфера деятельности относится к игорной. |
Иностранные компании, функционирующие с помощью представительств в России. | Компании, бизнес которых связан с мировым чемпионатом по футболу в 2018 г. |
Формирование и представление декларации по налогу на прибыль
Налог на прибыль – это федеральный налог, величина которого прямо зависит от финансовых результатов деятельности, т.е. от полученной прибыли организации.
Налог на прибыль организаций устанавливается главой 25 НК РФ и является обязательным к уплате на всей территории РФ.
Не являются плательщиками следующие организации:
- участники проекта «Инновационный центр «Сколково»,
- иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи,
- организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ),
- FIFA и дочерние организации FIFA, а также конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA (в соответствии с ФЗ от 07.06.2013 № 108-ФЗ).
Также не платят налог на прибыль налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес.
Для разных налогоплательщиков объектом налогообложения могут являться разные категории доходов:
Российские организации | Иностранные организации | |
---|---|---|
осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство | иные | |
Доходы минус расходы | Доходы представительства минус расходы представительства | Доходы, полученные в РФ |
Для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков налог на прибыль исчисляется исходя из величины совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящейся на данного участника.
Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта налогообложения нет, уплачивать налог организация не обязана.
Налоговая база – это прибыль, подлежащая налогообложению.
Возврат переплаты по налогу на прибыль
Переплата по налогу на прибыль возникает по нескольким причинам. Бывает, что в конце года финансовый результат получается неожиданно убыточным. Наконец, не исключена бухгалтерская ошибка. В итоге сумма авансовых платежей больше, чем реальные обязательства перед бюджетом.
Есть два пути решения этой проблемы: зачет на будущий период и возврат переплаченных средств.
На обе операции действует срок давности – 3 года.
По запросу ИФНС выдает справку о расчетах с бюджетом. Сверку проводить не обязательно: будет достаточно, если сумма переплаты совпадает. Решение принимается в течение нескольких дней. Если оно положительное, Федеральное казначейство по поручению ФНС вернет средства.
Зачет переплаты оформляется проводкой Дт 68 (субсчет «расчеты по налогам») – Кт 68 («учет налога на прибыль» на зачтенную сумму).
Бухгалтерские проводки при учете
Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Начислен налог на прибыль организации: | ||
● с доходов от продажи нефинансовых активов | 2.401.10.172 | 2.303.03.730 |
● с доходов от аренды | 2.401.10.120 | |
● с доходов от платных работ/услуг | 2.401.10.130 | |
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) | 2.401.10.180 | |
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 2.303.03.830 | 2.201.11.610 |
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия) |
Типичные ошибки при расчете
Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.
Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).
Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.
Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).
Если пять регионов приносят бюджетной системе России 47,6% всех налогов, а 10 регионов — уже 61,5%, то далее, среди оставшихся регионов, концентрация сборов сокращается еще сильнее, и размеры налоговых поступлений все меньше отличаются друг от друга. В абсолютном большинстве регионов, 64 из 85, размер налоговых сборов не превысил 1% от общероссийской суммы.
Самые скромные налоговые отчисления были собраны на территории Ингушетии (0,02% от общероссийских сборов, или 5,9 миллиарда рублей), Еврейской автономной области (0,03%, или 7,4 миллиарда рублей), Тывы (0,03%, или 8,3 миллиарда рублей), Калмыкии (0,04%, или 10,3 миллиарда рублей), Республики Алтай (0,04%, или 11,1 миллиарда рублей), Карачаево-Черкесии (0,04%, или 11,4), Кабардино-Балкарии (0,06%, или 17,8 миллиарда рублей), Северной Осетии (0,07%, или 19,9 миллиарда рублей), Чукотки (0,07%, или 20,2 миллиарда рублей) и Чечни (0,08%, или 21,7 миллиарда рублей).
Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством (п. 1 ст. 169 НК).
Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).
Критерии, согласно которым расходы не могут быть признаны экономически обоснованными затратами, приведены в п. 4 ст. 169 НК.
Учитываемые при налогообложении прибыли затраты в свою очередь включают (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК):
– затраты по производству и реализации товаров (далее – затраты по производству и реализации);
– нормируемые затраты.
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
Отдельные затраты по производству и реализации для целей налогообложения принимаются с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК, а именно:
– затраты на приобретение (в т.ч. путем создания) объектов ОС и НМА, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются посредством начисления амортизации;
– право применения инвестиционного вычета – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию); по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);
– проценты за пользование кредитами, займами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам;
– обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством;
– расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленным Нацбанком на момент покупки;
– расходы на рекламу;
– прочие расходы.
Льготы по налогу на прибыль
Льготы по налогу на прибыль предоставляются отдельным категориям плательщиков и предусмотрены (ст. 35 НК):
– НК;
– иными актами налогового законодательства;
– международными договорами РБ.
Налоговые льготы по налогу на прибыль устанавливаются в виде (п. 2 ст. 35 НК):
– освобождения от налога;
– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога;
– пониженных ставок по сравнению с общеустановленными;
– возмещения суммы уплаченного налога;
– в ином виде, установленном Президентом РБ.
Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 4 ст. 35 НК).
Льготы по налогу на прибыль установлены ст. 181 НК. Вместе с тем отдельные вопросы налоговых льгот регулируются декретами и указами Президента РБ. В ряде случаев они носят индивидуальный характер.
Экономическая реальность
Случившийся экономический кризис реально показал проблемы в структуре экономики страны. ВВП перестал расти в связи с обращением цен на нефтяном рынке и завышении кредитных ставок. Но, даже несмотря на то, что кризис закончился, экономике страны необходимы реформы и новшества. Для привлечения инвесторов чиновники решили модернизировать и налоговую сферу, чтобы сделать её более привлекательной для новых инвестиций.
Федеральный бюджет не наполняется, да и ситуация в регионах продолжает ухудшаться. Большинство региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют себя только за счет государственных дотаций. Если ситуация продолжит развиваться в этом духе многие регионы станут «недееспособными», а это может привести к дефолту.
Если реформировать налоговую систему это поднимет её конкурентоспособность. По словам чиновников, планируется пересмотреть политику налоговых льгот и улучшить финансовую помощь.
Налоговая реформа может коснуться и налога на прибыль. В первую очередь это повлечет за собой пересмотр финансирования бюджетов. Федеральному бюджету будет отведено больше отчислений. Из-за этого региональным бюджетам придется повышать свою работоспособность, чтобы находить денежные средства и продолжать оставаться на плаву.
По мнению экспертов, реформа также поможет простимулировать развитие предпринимательской деятельности.