Как развить внимание: подробное руководство и полезные материалы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развить внимание: подробное руководство и полезные материалы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В детские годы мы полагаем, что все что ощущаем, то можно взять руками. То же самое полагали и с мыслями, памятью, вниманием. Для нас это было что-то определенное, вроде мышцы, и если она не совсем развита, значит и внимание плохое. Но, к сожалению, это не так. Иначе мы бы смогли её заменить на другую мышцу и жить себе припеваючи. На самом деле, все наши умственные способности – это результат деятельности клеток мозга, нейронов, нейромедиаторов.
Зачем нам нужно развивать внимание
Мы обладаем различными явлениями психики, но внимание является особенным видом. Нельзя данное свойство отделять от других, все взаимосвязано. Выделяя благодаря вниманию из многообразия разные впечатления, мы улучшаем свою память, способность мыслить. Если мы невнимательны, то можем с большим успехом разрушить любое дело, даже простое. Это легко отметить в случае с ребенком. Когда его памятью и вниманием занимаются, то он тут же показывает лучшие результаты.
Что касается взрослых, то проблемы с памятью и вниманием мешают устроиться на работу, закончить вуз. К примеру, одна моя знакомая хотела получить высокооплачиваемую должность, но условия приема были современными и требовательными. Необходимо было пройти тест на уровень IQ, чего ей не удалось. А причиной тому – плохая память и внимание. Когда она пожаловалась мне, мы решили еще раз пройти проверку самостоятельно. И что удивительно, ответила на все вопросы без проблем.
Получается, ей что-то мешало сконцентрировать свое внимание. При поступлении на работу она нервничала, переживала и не смогла, что говорится, взять себя «в руки». И это, к сожалению, входит в норму. В состоянии стресса мы не способны выполнять элементарные задачи. Но если бы вовремя знать, что есть возможность улучшить свое внимание, то большинство получило бы хорошую работу и зарплату. Чтобы начать работу, необходимо изучить вопрос глубже.
Как поддерживать развитое внимание
Мало развивать свою внимательность, если её не поддерживать, то очень скоро ваше умение сосредотачиваться иссякнет. Необходимо создать благоприятную атмосферу для того, чтобы не возникло проблем.
- Не перенасыщайтесь информацией. Память не безгранична, и получив новую дозу новостей, она отодвигает в сторону важные моменты. Отдыхайте, не перескакивайте от одного к другому. Изучайте все тщательно, детально, не упускайте мелкие моменты.
- Концентрируйте свое внимание на том, чем занимаетесь. Не отвлекайтесь, а если что-то и стало помехой, вернитесь к главному процессу заново. Распыление на всякие мелочи является нашей главной ошибкой, мешающей качеству жизни каждого человека.
К примеру, мы не можем избавиться от пагубных привычек, потому что не концентрируем на них свое внимание. Хотите бросить курить – думайте об этом и в процессе курения, размышляйте, как дым попадает в ваши легкие и уничтожает все живое. Так вы удержитесь за свою цель и сделаете решительный шаг. И не вздумайте переключаться на мысли типа: «другие тоже курят, и ничего!», «Я брошу курить после выходных!» и т.д. То есть, концентрация мыслей и внимания не позволяет нам отвлекаться на «отмазки» и идти к своей цели до конца.
В этом большую роль играют такие качества, как самоконтроль, сила воли. Сами понимаете, между ними тесная связь. Если не будет силы воли, самодисциплины, то мы не сможем сосредотачиваться на конкретном, будем расхлябанными, рассеянными. Необходимо концентрироваться, что позволит осознавать свои цели и желания, и добиваться результатов. А это значит, что внимательность нужно воспитывать с детских лет, развивать её и будущее ребенка будет более чем успешным.
Внимание – одна из основных когнитивных функций человека. В психологии ей отводится особая роль. Это своеобразный фильтр, через который проходит вся окружающая информация. Для наглядности его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на конкретном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.
От качества внимания зависит качество других когнитивных функций – мышления и памяти. Бывает, мы ругаем себя за забывчивость, всеми силами пытаемся развивать память, тогда как она совершенно ни при чем. Просто в момент восприятия информации наше внимание блуждало где-то на просторах космоса, поэтому в память ничего и не попало.
В некоторые моменты неумение сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, во время управления автомобилем.
Концентрация, переключение и распределение внимания
Прежде чем перейти к практическим рекомендациям и упражнениям, я расскажу вам, что конкретно можно тренировать и как. Есть три аспекта внимания, которыми вам нужно научиться владеть.
- Концентрация – это умение направлять все свое внимание на один конкретный объект или действие. Чем лучше у вас развито умение концентрироваться, тем дольше вы можете работать не отвлекаясь.
- Переключение – это способность быстро менять объекты внимания. Вы, наверное, замечали, что когда происходит резкая смена деятельности, мозгу сложно сразу перестроиться. Особенно это касается всего, что связано с сильными эмоциями.
Например, вы пришли с работы, где только что повздорили с начальником, и пытаетесь играть с детьми. Но мысли так и продолжают крутиться вокруг неприятной ситуации.
- Распределение внимания играет важную роль, когда нам нужно выполнять сразу несколько действий и контролировать несколько объектов. Самая лучшая тренировка для этого – вождение. Вспомните, что из себя представляет управление автомобилем. Нужно постоянно следить за дорогой, переключать передачи, выжимать сцепление, включать поворотники… В первый раз это кажется невозможным, зато потом получается на автомате.
Свойства нашего внимания
К их числу относится чувство устойчивости, при котором мы можем сохранять, удерживать наше внимание. Данный момент зависит от различных факторов: нашего возраста, мотивации, общего состояния организма. К примеру, если ученик при выполнении домашнего задания то и дело отвлекается, откладывает выполнение, у него неустойчивое внимание. А при концентрации своего внимания человек сосредотачивается на конкретных вещах.
Также мы способны переключать свое внимание – то есть с одного предмета, явления на другой. Благодаря этому, мы можем совмещать различные задачи. К примеру, многие из нас легко справляются с мытьем посуды, и тут же разговаривать по телефону. Может сбежать молоко, и мы переключаемся на этот процесс.
Так происходит распределение внимания, которое зависит от того, как человеку удается переключаться с одного на другое. У каждого из нас есть свой объем внимания, в котором мы содержим определенное количество информации. Согласно исследованиям ученых, в определенный момент мы можем быть внимательны одновременно к 7 предметам. Это можно легко проверить. После общения с каким-то человеком постарайтесь вспомнить, каковы черты его лица. Вы вспомните примерно 7 признаков.
Упражнения, чтобы повысить концентрацию внимания
Учёные обратили внимание на один феномен: лучшие успехи по математике, письму и чтению замечены у детей, которые параллельно школьным занятиям учатся играть на музыкальных инструментах. В чём здесь подвох? Ведь ум ребёнка загружен ещё сильнее, если он учит помимо обычных для начальной школы дисциплин ещё и музыку. Играя на инструменте, человек обычно использует две руки. На струнных щипковых или смычковых инструментах левая рука зажимает лады на грифе, тогда как правая собственно приводит в колебание струны – пальцами, медиатором или смычком. Но действуют при этом руки слаженно. Слаженно работают и полушария мозга.
Если в ваши планы не входит освоение какого-либо музыкального инструмента (а годятся не только струнные, но духовые, ударные и т.д.), то вам можно попробовать рисовать одновременно двумя руками разные фигуры. Левую руку (если вы – правша) можно загодя потренировать отдельно, если вы совсем ничего не можете ею изобразить. Теперь начинайте рисовать одной рукой круги, другой – угловатые фигуры: треугольники, квадраты, ромбы. Делайте это одновременно.
По пути, когда вы идёте привычным маршрутом, тоже можно тренировать концентрацию внимания. Встретился вам сосед, вспомните его имя, обратите внимание на его одежду, отметьте в ней какой-то примечательный предмет, например, пёстрый галстук или новую сумочку. Теперь составьте мысленно пары слов: «Иван Валерьевич – галстук, как у Ленина» или «Прасковья Петровна – сумочка из крокодиловой кожи». Такие весёлые ассоциации помогут вам запомнить и имя человека, и его образ.
Если у вас хорошая слуховая память, то прочтите вслух телефонные номера знакомых из записной книжки. Сделайте это с закрытыми глазами. Вы увидите, что вам легко запомнить ту информацию, которую вы ранее черпали исключительно из записной книжки. При хорошей зрительной памяти можно придумывать для цифр интересные образы или для каждой из них выбрать свой цвет. Теперь постарайтесь запомнить номера, написанные в записной книжке. Так вы натренируете и память, и внимательность.
Лекарственные препараты
Как увеличить свою концентрацию? Есть несколько эффективных аптечных средств, у которых почти нет побочных реакций или они незначительны.
- Глицин – популярный препарат, особенно среди студентов. Он избавляет от стресса и повышенного нервного возбуждения, улучшает работоспособность мозга.
- Витрум мемори рекомендуется принимать при ухудшении интеллектуальных способностей и внимания. Это растительное лекарство питает мозг кислородом, усиливая кровообращение в данном органе.
- Ундевит – драже на основе комплекса витаминов A, B, C, E, P, производит разносторонний эффект.
- Аминалон восстанавливает нервные процессы и выводит из организма токсины, которые формируются в головном мозге.
- Билобил рекомендован при бессоннице и снижении интеллекта, а также для избавления от страха и тревоги. Препарат улучшает питание мозга кислородом.
- Интеллан – растительный препарат, полезный при депрессии, снижении интеллектуальных возможностей и забывчивости.
- Гинкго билоба рекомендуется для памяти и внимания, при бессоннице и головокружениях.
Концентрируйтесь на одной задаче
Очень много людей пытаются одновременно делать несколько дел, но так не бывает
Вы просто переключаете свое внимание, но в любом случае оно будет поверхностным, учитывая то, что для максимального погружения человека в рабочий процесс требуется минимум 15 минут
Вред мультизадачности научно доказан. Так, проводились исследования, в ходе которых установлено, что разговор по телефону или с пассажиром во время управления автомобилем увеличивает вероятность аварии. Впрочем, это очевидно. Так почему же мы отвлекаемся, когда делаем другие дела?
Одна из главных причин – скука. Если дело неинтересное, то нам хочется его сделать более веселым
Но внимание от этого страдает, а также мы отучаем себя концентрироваться на скучных делах. Именно поэтому можем, например, во время важных, но скучных деловых переговоров просто перестать слушать партнера и пролететь с выгодной сделкой на миллионы долларов
Просто никому не хочется иметь дела с человеком, который не вникает в их мысли.
Очень полезно для концентрации заранее продумать, что вы будете делать и четко следовать этому плану. Еще одна из причин, по которой мы невнимательны, – субъективное ощущение сложности задания. Значительно легче сосредоточиться на простых задачах. Потому нам нужно любое сложное дело разбить на огромное количество простых и в каждую единицу времени быть сосредоточенным именно на простом задании.
Эта же техника поможет преодолеть лень и начать заниматься тем, чем не хочется
Сила воли и способность произвольно управлять своим вниманием – это одно и то же. Например, не хочется писать диплом
Если вы даже за него сядете, то заметите, что очень быстро ваши глаза направятся в сторону социальных сетей. Ничего удивительного, поскольку вы не свели трудную по вашему мнению задачу к простым действиям.
Впрочем, не нужно расписывать дело до мелочей. Это слишком затратная задача в интеллектуальном плане. Просто задавайте себе вопрос: «Какое самое элементарное действие я могу выполнить прямо сейчас, которое может продвинуть меня к цели». И задавайте этот вопрос себе почаще, поскольку так вы сосредотачиваетесь на конкретном простом действии.
Со временем скучных дел у вас не будет. Знаете поговорку: «Аппетит приходит во время еды»? Главное – начать совершать маленькие, элементарные шаги, которые не требуют волевых усилий. А потом увлечетесь.
Можно совместить этот совет с предыдущим. В качестве примера приведем тот же диплом. Ваши действия по улучшению концентрации будут следующими:
Думаете: «Что можно сделать самое простое, чтобы написать диплом»? Вам приходит идея в голову, например, что наиболее просто включить компьютер.
Нажали на кнопку включения компьютера, сели. Здесь можно сделать паузу для того, чтобы привести мысли в порядок. Это рекомендуется сделать, даже если все и так нормально. Иногда это может быть только иллюзией.
Каждый раз, когда чувствуете, что мысли начинают путаться, делаете небольшую паузу
Только внимание, ничего во время этого перерыва не делаем. Просто даем мозгу переварить ту информацию, которая ему поступила во время написания диплома.
После перерыва опять задаетесь вопросом: «Что можно сделать самое простое?»
Через некоторое время такой стиль работы станет автоматическим
Только здесь важно соблюдать правило: «Или работаем, или ничего не делаем». Отдых нужен для более эффективной работы, а не для поощрения лени, помним о приоритетах
Еще одна техника, близкая к этой. Если не хочется садиться работать, то самым простым действием будет ничего не делать абсолютно. Вот действительно попробуйте усилием воли запретить себе заниматься чем-либо, кроме праздного лежания. Уже в ближайшее время вам надоест это, и заставить себя сосредоточенно работать будет намного проще.
Развитие сценической внимательности
Развитие сценической внимательности проходит в четыре этапа, каждый из которых закрепляется упражнениями. Первый этап заключается в отстранении от всех окружающих факторов, в сосредоточении всех органов чувств на конкретном процессе. Чтобы проработать это умение, нужно:
Найти несколько фотографий с людьми
Важно, чтобы каждый человек принимал разную позу. Повторить эти позы.
Прислушайтесь к звукам на улице
Постарайтесь в своем воображении нарисовать картину того, что там происходит.
Суньте руку в карман и найдите несколько монет. Не доставая их, определите, к какому достоянию они относятся.
Каждый день учитесь различать запахи цветов.
Станиславский говорил: «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Это значит, что важно уметь концентрироваться на нереальных, выдуманных объектах. Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:
Сценическое внимание вырабатывается на этом этапе так:
- Вспомните дорогу, по которой вы ходили раньше, но уже не пользуйтесь ею сейчас. Детально опишите партнеру каждый элемент пути. Если партнер смог составить правдоподобный план по рассказу, упражнение удалось.
- Также опишите квартиру, в которой вы жили раньше, свою школу или дом родственников в деревне.
Третий этап состоит в умении быстро переключаться между несколькими объектами или процессами. Развивайте этот навык так:
- Возьмите коробку спичек и доставайте по одной спичке, при этом вслух рассказывая стихотворение;
- Попросите партнера написать вам 10 легких математических примеров. Решите примеры, одновременно разговаривая с партнером.
Что такое внимание и какие есть у него свойства
В психологии под вниманием понимают способность выбирать и концентрироваться на стимулы, которые нас по какой-то причине привлекли. Мы отбираем осознанно или неосознанно информацию, перерабатываем ее, в то же время игнорируем другую.
Такой отбор, игнорирование лишнего и переработка и есть один когнитивный процесс – внимание. Оно помогает нам не рассыпаться от количества поглощаемой информации, не отморозиться от важного и, соответственно, нашей переработке реагировать.
И сразу же приведу пример, чтобы было понятно. Вы собираетесь на работу и на фоне слушаете радио. Помимо песен, проскользнули сводки о погоде. И вы заострили свое внимание на них: сегодня будет дождь – значит, надо взять зонт. Когнитивный процесс помог вам игнорированием не засорить мозг песнями, отобрать полезную информацию о дожде и отреагировать соответственно – взять на работу зонтик.
Наш психический процесс отбора информации разделяется на виды:
- Непроизвольное – когда мы неосознанно обращаем свое внимание на цветы, рекламу, картинки, людей и т. д.
- Произвольное – осознанно направляем внимание на отбор информации, например, во время учебы или при важном разговоре.
- Послепроизвольное – когда человек сначала заставил себя обратить внимание, а потом ему стало интересно и уже не нужно специально его удерживать.
У этого процесса также есть свойства:
- распределение,
- переключаемость,
- устойчивость,
- концентрация,
- объем,
- скорость,
- интенсивность.
Внимание — одна из основных когнитивных функций мозга. В психологии она играет особую роль. Это фильтр, через который проходит вся информация. Чтобы объяснить это, его можно сравнить с лучом фонаря или прожектора, который фокусирует свет на определенном объекте, оставляя все остальное вне поля зрения.
Качество внимания влияет на качество других когнитивных функций, таких как мышление и память. Иногда мы виним себя за забывчивость и прилагаем массу усилий, чтобы развить свою память, тогда как память здесь ни при чем. Наше внимание в момент получения информации просто блуждало где-то в безбрежном пространстве, поэтому в нашей памяти ничего не сохранилось.
В определенные моменты наша неспособность сосредоточиться может стоить нам жизни. Например, при управлении автомобилем.
Есть профессии, которые требуют предельного внимания: авиадиспетчер, машинист поезда, часовщик. Это не гении, которые от природы обладают идеальным вниманием, а обычные люди. Если они смогли довести способность к концентрации до совершенства, то и мы с вами добьемся успеха. Регулярные тренировки помогают «накачать» мышцы внимания и тем самым повысить продуктивность.
Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга
Упражнения для сосудов головного мозга необходимы, если у человека диагностирована вегетососудистая дистония. Когда кровообращение нарушено, мозг страдает от недостатка кислорода и становится неспособным к активной и правильной работе.
Танцы, йога, метод Ниши, простые движения рук, головы и ног помогают укрепить кровеносные сосуды, доставить больше кислорода к мозгу и нормализовать кровообращение.
Легкая вибрация сразу после пробуждения, не вставая с постели, расширяет капилляры, выводит токсины из организма. Для этого, лежа на спине, поднимите прямые руки и ноги вверх и энергично потрясите ими в течение примерно 5 минут. Это активирует нервы, которые стимулируют работу мозга.
Волны всем телом, как это делает плавающая рыба, также отлично подходят для активизации движения крови. В положении сидя поворачивайте голову поочередно в обе стороны. Стоя, размахивайте руками и ногами. Упражнение для кровеносных сосудов — любое движение: руки вверх, руки вниз, размахивание руками в замке, как будто вы рубите дрова, усиливает прилив крови к голове.
Ходьба, бег, прыжки на скакалке, танцы — все это способствует укреплению кровеносных сосудов в голове.
Упражнения для внимания и памяти для школьников
Подросткам необходимо развивать делимость внимания, чтобы их память не перегружалась. Упражнения для развития внимания и памяти у детей школьного возраста, как правило, выполняются ежедневно. Фактическое изучение разнообразного нового материала, повторение в вечернее время, как часть домашнего задания.
Карты для географии, диаграммы для математики, чертежи для геометрии, рисунки и фотографии для ботаники, лабораторные работы для физики помогают пополнить память. Слуховая память, зрительная память и моторная память работают подобным образом при выполнении лабораторных работ.
Кстати, при подготовке к экзаменам очень помогает короткая шпаргалка. В нем выделены основные моменты, информация разбита на легко запоминающиеся разделы. Лучше не брать «шпаргалку» с собой на экзамен, но ее составление и перечитывание перед экзаменом определенно поможет вам запомнить информацию.
Важно!!! Когда студент ведет тщательные записи в тетради, подчеркивает важные мысли цветным карандашом, делает аккуратные рисунки, это создает четкую и прочную картину в памяти.
Ученик не должен напрягаться. После получаса домашней работы следует встать и позаниматься 5-15 минут, выпить стакан сока, съесть яблоко, проветрить комнату.
Какие отделы мозга отвечают за концентрацию
Чтобы понять, как тренировать свой мозг, следует разобраться в вопросе – какие отделы мозга отвечают за концентрацию внимания, как работает наш мозг.
Принято условно считать, что мозг человека состоит из двух систем ответственных за контроль внимания. Утверждение принадлежит психологу – Даниэль Канеман:
- Система 1. Это наше подсознание. Постоянно находится в активном состоянии, не требуя намеренных усилий человека. Отвечает за генерацию отзыв на определенные внешние раздражители. Если человек слышит свое имя, он оборачивается.
- Система 2. Это наше сознание. Управляет сознательными действиями. Если вернуться к примеру о реакции человека, когда он слышит свое имя – система 2 служит для принятия решения. Человек с помощью сознания решает – откликнуться на призыв, или оставить его без внимания.
Таким образом, именно посредством сознания можно концентрироваться на решении определенных задач или держать какой-либо объект в центре внимания.
Однако не всегда удается сохранять нужную степень концентрации внимания.
Мне очень нравятся упражнения по развитию внимания – они простые и ненавязчивые, но при этом увлекательные. А главное, эффект наступает довольно быстро. Если вам, как и мне, хочется заниматься серьезно, советую приобрести специальные книги. В них описаны различные методики развития внимания и представлен широкий выбор упражнений.
Для взрослых:
- “Теории внимания” Александр Шевцов
- “#Сила фокуса внимания. Метафизический закон успеха” Нико Бауман
- “Мозг в тонусе. Рабочая тетрадь для тренировки памяти и внимания” Тэцуя Миямото
- “Как быстро сконцентрировать внимание” Илья Мельников
- “Как улучшить память и развить внимание за 4 недели” Татьяна Лагутина
Для детей:
- “Школа внимания” Наталия Пылаева, Татьяна Ахутина
- “350 упражнений для развития логики и внимания” Ольга Узорова, Елена Нефедова
- “Развитие внимания и памяти с нейропсихологом” Александра Соболева
- Большая книга тренировки внимания
- “Тренируем внимание. Простые упражнения и игры” А. М. Круглова
Подробный обзор литературы ищите в статье “Книги по развитию внимания”.