Правила страхования КАСКО в России в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила страхования КАСКО в России в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как было описано выше, существует два вида страховки транспорта: обязательная и добровольная. В первом случае человек обязан приобретать полис, например, как при ОСАГО – чтобы передвигаться на своем транспортном средстве. Тарифы, как правило, устанавливаются государством, а надбавки уже определяют конкретные СК.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Ремонт по КАСКО без ДТП
Страховой случай по КАСКО может наступить и без аварий. Подобное возможно в следующих ситуациях:
- Автомобиль был угнан или похищен.
- Произошло самовозгорание или пожар.
- Третьи лица незаконным способом завладели автомобилем или выполнили в его отношении противозаконные действия.
- Произошло стихийное бедствие. Сюда включаются любые катаклизмы природного характера. Так, гражданин сможет рассчитывать на ремонт по КАСКО в 2023 году, если машина пострадала в результате землетрясения, урагана или наводнения. В этой ситуации потребуется предоставить справку вызов метеорологической службы.
- Произошел взрыв вне зависимости от причины.
- Машина пострадала в результате воздействия животных.
- Произошло падение предмета. Это могут быть сосульки, снег или камни.
Важно предварительно изучить положение договора. Если произошедшая страховая ситуация указана в нем, организация не вправе отказать в предоставлении возмещения.
Действия в случае отказа в страховой выплате
На практике страховые компании не всегда соглашаются с требованиями клиентов и предоставляют возмещение по КАСКО. Если гражданин уверен, что его права были нарушены, он может обратиться с жалобой в Федеральную службу страхнадзор РФ. Эта организация занимается предоставлением лицензии страховщикам. Если подтвердится, что организация, продавшая полис КАСКО, отказала клиенту в возмещении незаконно, Страхнадзор РФ примет меры вплоть до отзыва лицензии у организации.
На практике граждане чаще всего обращаются в суд. С его помощью можно попытаться взыскать невыплаченную компенсацию. Для этого в 2023 году заявителю придётся составить исковое заявление и обосновать требования. В страховых компаниях работают грамотные юристы, ответственные за составление договоров. Потому доказать факт наступления страхового случая может быть проблематично. Если в договоре прописаны общие условия, а клиент хочет взыскать компенсацию за незначительную поломку, организация может сообщить, что подобная ситуация соглашением не предусмотрена. Однако если в документе четко прописано, что выплата полагается за повреждение кузова, риск уклонения компании от соблюдения обязательств при наступлении страхового случая существенно снижается.
Действия при наступлении страхового случая
После ДТП необходимо известить страховщика, а в течение 5 дней передать извещение, оформленное на месте аварии сотрудниками ГИБДД. Если сертификаты ОСАГО и ДСАГО выданы одной и той же компанией, перечень документов один, необходимо только написать заявление о возмещении за счет средств добровольного страхования. Если сертификаты оформлены у разных страховщиков, нужно продублировать все документы для ДСАГО. При этом потерпевший должен предоставить свой автомобиль к осмотру в обе компании.Бывает, что при превышении расходов по ремонту над максимальными лимитами ОСАГО потерпевший предъявляет иск к виновнику, и в этот момент выясняется, что у того есть еще добровольный полис, с помощью которого он рассчитывает удовлетворить претензии пострадавшего в ДТП. Компании необходима машина для экспертной оценки, а она уже отремонтирована. В этой ситуации могут быть приняты фотографии, описания, расчеты, сделанные страховщиками по ОСАГО, но необходимо помнить о том, что с момента аварии нужно готовиться к выплатам по ДСАГО, выполняя все условия договора.
Полис ДСАГО: преимущества и недостатки
Плюсы дополнительного страхования автогражданской ответственности очевидны. Это защита имущественных интересов автовладельца, совершившего ДТП, в гораздо большем объеме, чем предусмотрено обязательным полисом. За небольшую премию можно избежать огромных расходов, если врезался в дорогую машину.Однако, страховые компании как раз по этой причине все чаще отказываются от продажи страховок. ДСАГО убыточен для страховщиков. Дороже существующих тарифов полисы продать сложно, они не будут пользоваться спросом. Компании посчитали, что, если из 100 страхователей 5 попадут в аварию с ущербом 1 млн руб., страховщик понесет убытки в сумме 2 млн. руб. Другая причина отказа страховщиков от ДСАГО – участившиеся случаи мошенничества. Используя дорогой разбитый автомобиль, мошенники инсценируют ДТП и получают выплаты по ОСАГО и ДСАГО.Пока еще российские компании реализуют добровольные страховки, есть смысл их покупать. Предусмотрительность поможет избежать серьезных расходов.
Ремонт у неофициальный дилеров
В связи с тем, что обслуживание в официальных сервисных центрах заметно подорожало, в том числе для СК, при урегулировании убытка проведением ремонта страховые компании будут активно предлагать проводить ремонтные работы у неофициальных дилеров. И этого не стоит опасаться, так как:
- все сервисы тщательно отбираются и сертифицируются страховыми компаниями;
- проводится мониторинг качества работ: если на какую-то из компаний поступают жалобы, договор с ней расторгается;
- неофициальные дилеры производят ремонт детали при целесообразности, а не устанавливают новую, что экономит не только деньги, но и время на ее доставку
Таким образом, ремонт у неофициальных дилеров помогает существенно сэкономить время и деньги на ремонт поврежденного автомобиля.
Глава 6. Требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства
6.1. Предельный срок осуществления восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.
Датой окончания срока осуществления восстановительного ремонта является дата подписания потерпевшим акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства, составляемого в трех экземплярах станцией технического обслуживания или страховщиком в случае организации транспортировки транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Один экземпляр подписанного акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства передается потерпевшему, по одному экземпляру — страховщику и станции технического обслуживания.
6.2. Максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, по выбору потерпевшего от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.
В случае организации и (или) оплаты страховщиком транспортировки поврежденного транспортного средства указанная в абзаце первом настоящего пункта максимальная длина маршрута исчисляется до места передачи такого транспортного средства страховщику.
6.3. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.
Виды полисов для автовладельцев
Теперь обсудим виды страхования наших транспортных средств. Оно бывает обязательное и добровольное. Наиболее ярким представителем первого можно назвать ОСАГО, без которого не получится даже поставить машину на учет, а что уж говорить о техосмотре. Правила дорожного движения управлять автомобилем без этого вида страховки запрещают. Следует заметить, что аббревиатура ОСАГО расшифровывается как страхование автогражданской ответственности, а не самих машин, как ошибочно многие полагают. Поэтому этот тип полиса актуален и когда вы нанесли вред чужому здоровью, и когда имуществу, например, въехали в забор.
Каким образом происходят выплаты при таком страховании ответственности владельцев транспортных средств? Схема довольно простая. Если пострадала ваша машина в результате ДТП, при этом не вы виновник инцидента, то компания погашает убытки на реставрацию покореженного транспортного средства. Если причиной аварии послужит ваша невнимательность, то потерпевший должен обратиться к страховикам, и они возместят ему все убытки согласно правилам полиса, а вы должны будете просто восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.
Основные условия страхования КАСКО?
При страховании автомобилей по КАСКО между автовладельцем и страховой организацией заключается соглашение, в котором четко прописываются все риски и страховые случаи, при наступлении которых страховщик обязуется выплатить компенсацию или выполнить бесплатный ремонт машины в авторизованном автосервисе.
Чаще всего перечень рисков в страховых полисах выглядит следующим образом:
- ДТП;
- повреждение машины из-за наезда на движущиеся и недвижимые препятствия (ограждения, фонари, шлагбаум и т. д.);
- повреждение автотранспорта из-за падения на него посторонних предметов (дерево, фасадные элементы, сосульки и т. п.);
- воздействие стихий (град, молния);
- падение автотранспортного средства в воду;
- возгорание авто (самопроизвольное, в качестве следствия после дорожно-транспортного происшествия);
- хулиганские действия третьих лиц (кража аккумулятора, бой стекол, фар и т. д.).
Договор страхования автомобиля покрывает следующие страховые риски:
- ДТП (дорожно-транспортное происшествие): при столкновении застрахованного ТС (транспортного средства) с неподвижным или движимым объектом, падение, наезд, переворачивание, битье стекол, провал под лед и другое;
- стихийное бедствие: град, землетрясение, удар молнии, оползень, буря, шторм, прочее;
- самовозгорание, взрыв, пожар (кроме противозаконных действий третьих лиц);
- противозаконные действия третьих лиц: повреждение, уничтожение, кража узлов, деталей, механизмов, битье стекол;
- хищение или угон: любое противоправное завладение (или попытка) застрахованным автомобилем с любой целью.
Правила оформления ОСАГО на грузовики
Физическим лицам и организациям следует знать, что оформление страховки на рассматриваемую разновидность авто происходит в аналогичном режиме, что и на другие средства передвижения. Однако, имеются и некоторые различия. Состоят они в том, какова величина страховых выплат вносится при получении полиса. Кроме того, меняется пакет документации, необходимой для составления страхового соглашения.
Важно отметить, что в административном законодательстве предусматривается ответственность за то, что гражданин передвигается на авто, которое не застраховано. По указанной причине все средства передвижения, вне зависимости от того, к какой категории они относятся, должны быть застрахованы. Законодатель указывает на то, что полис может быть выдан только на такое авто, которое прошло регистрацию на территории страны. Когда гражданин управляет средством передвижения, отнесенным к категории грузовых, то он подвергается определенным рискам.
Это связано с тем, что при возникновении аварийной ситуации может быть причинен вред другому гражданину или авто. Полис ОСАГО для грузовых автомобилей в данной ситуации применяется с целью выплаты компенсации пострадавшим сторонам. Это касается не только вреда, причиненного средству передвижения, но и здоровью человека. Важно отметить, что такая выплата не может быть использована для проведения ремонтных работ в отношении авто виновного.
ВНИМАНИЕ !!! Страховка действует по принципу – покрытие расходов, причиненных пострадавшей стороне. Если нужно, что полис мог быть использован с целью покрытия ущерба, причиненного своей машине, тогда требуется оформить документ по программе КАСКО.
В настоящее время оформление страховки в отношении рассматриваемых авто не требует больших вложений финансов. Кроме машины удастся заключить соглашение страхования и по отношению к перевозимому грузу. В связи с тем, что во время столкновения не часто удается получить серьезные травмы, то стоимость полиса составляет меньшую сумму по сравнению с легковыми машинами.
ВАЖНО !!! Кроме того, страховщиками разработаны разнообразные программы скидок. Это помогает провести оформление документа на основании более выгодных условий. Гражданину потребуется указать, в какой ситуации будет производиться возмещение в полной или частичной мере.
Вне зависимости от того, в какую фирму планирует обратиться гражданин, последовательность действий является единой. В том числе, изначально нужно выбрать страховщика, учитывая, что он должен быть надежным. После этого формируется заявление, указывается перечень нужных бумаг. Страховая рассматривает заявку и проверяет, насколько точные данные предоставлены. Если заявку утверждают, то лицо будет приглашено в СК, после чего производят расчеты цены на полис. Допускается оплата в несколько этапов, при этом нужно использовать квитанцию. Затем происходит завершающая стадия. Она заключается в том, что подписывается страховое соглашение и человеку выдается полис.
Период действия рассматриваемого акта составляет не более 12 месяцев. Однако, в качестве исключения могут выступать граждане иностранных государств. Допустимо сформировать для них полис на все время, пока они находятся в РФ. Однако, предельный срок равен пяти годам.
Если водитель имеет большой опыт вождения и готов за счет собственных средств оплачивать часть ремонта, ему подойдет франшиза.
Она может быть:
- Условной: стороны договора заранее устанавливают величину будущей франшизы. Если вдруг при ДТП материальный ущерб превысит оговоренную сумму, оплачивать «прирост» придется владельцу. Зато, даже при небольшом повреждении машины страховщик обязуется выплатить полную сумму возмещения.
- Безусловной: в этом варианте компенсация за ущерб будет уменьшаться на величину франшизы.
- Динамическая: каждый очередной страховой случай влечет за собой уменьшение величины выплаты.
В этом виде страхования используются индивидуальные тарифы. Они зависят от:
- пробега автомашины;
- стиля вождения.
Для сбора данных по последнему пункту применяются особые устройства. Они устанавливаются на транспортном средстве, и в течение определенного периода собирают нужную информацию. Такая система позволяет решить спорные вопросы при возникновении страхового случая. Экономию при оформлении полиса такой подход дает немалую.
Последние корректировки, внесенные в КАСКО
Правила добровольного страхования, выпущенные в последней редакции, содержат ряд новшеств:
- Возросли страховые выплаты до 50000 рублей для участников аварии, оформивших протокол ДТП на бланке европейского образца (в старой редакции они были вдвое меньше).
- Прямая компенсация может быть доступна только при обращении в свое страховое агентство.
- Сумма выплаты по изношенным узлам и деталям возросла более чем вдвое – 50% против 20%.
- Договор можно оформить в любом филиале страховщика.
- Уменьшился предельный износ автомобиля – с 80 до 50%.
- Увеличился верхний предел компенсации: если раньше он составлял 120 000, то сейчас автовладелец может получить 400000 рублей.
Обязательное страхование автогражданской ответственности
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу 1 июля 2003 г.
Основными принципами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, согласно закону, являются:
1) гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Федеральным законом;
2) всеобщность и обязательность страхования владельцев ТС;
3) недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
4) экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.