Ревизия финансово-хозяйственной деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Во время ревизии устанавливается, как используются финансовые средства и куда направляются денежные потоки. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности определяет отсутствие нарушений по отмыванию денег, полученных преступным путем. Таким образом, анализируются не только исходящие, но и входящие денежные потоки. Также важно соблюдение безутратности денег и материальных ценностей.

Цель ревизии и ее основные задачи

Проведение ревизии предусматривает проверки по фактическим операциям и документально:

  • подтверждение финансовых операций соответствующими договорами и документами;
  • целевое использование кредитов, полученных в банках, и осуществляемых расчетов;
  • проведение сделок с ценными бумагами, дисконтными и процентными векселями, акциями, облигациями;
  • своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами и проведение их в полном объеме;
  • проверяются все статьи доходов и расходов, образование прибыли или убытков от хозяйственной деятельности;
  • следование требованиям законодательства и правилам бухгалтерского учета;
  • начисления и расчеты по заработной плате, расчетные операции с физическими лицами;
  • затраты на текущую деятельность компании;
  • как осуществляется учет нематериальных активов;
  • направление средств в инвестиции с формированием диверсифицированного инвестиционного портфеля;
  • получение и распределение прибыли.

Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Если документы были составлены с нарушением «норм законодательства», то ревизор обязательно это фиксирует. Если качество продукции не соответствует «интересам собственников» и ГОСТу, то он не может это игнорировать. Его принципы:

  • законность. Финансовый контроль – регулируемая государством деятельность (Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 августа 2001 г. № П9-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.);
  • объективность. Проверка осуществляется научными методами и строго по форме;
  • независимость. Проверяющий не обслуживает интересы конкретного лица, он смотрит за общей законностью и эффективностью финансовой деятельности компании для участников;
  • гласность. К результатам проверки должны получить доступ все заинтересованные лица.

Цель финансового контроля – удостоверится, что та или иная организация функционирует правильно. Для достижения этой цели ставится целый ряд задач, каждая из них отражает какой-то аспект деятельности компании. Например, «проверить, насколько работники следуют уставу и инструкции» или «оценить целесообразность выбора той или иной фирмы в качестве поставщика».

Финансовый контроль – это такой же этап check из цикла Деминга (plan – do – check – act). Его отличие от остальных видов проверки заключается в степени серьезности и нормированности. Сходство же в том, что оно совершенно необходимо для эффективной работы любой организации.

Виды контроля:

  1. Общегосударственный. Объект контроля: госпредприятия; имущество, которое государство передало в пользование, аренду, залог, ипотеку; приобретенные им акции. Субъект контроля: специально созданные государственные организации.
  2. Внутрихозяйственный. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: он сам, его руководство. То есть вы как владелец компании проводите проверку «у себя дома», назначив ответственных лиц.
  3. Аудиторский. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: внешняя организация, которая оказывает услуги по финансовому контролю. Конечно, за определенную плату. Также эта организация может не только определить проблему, но и помочь решить ее, разработав предложения по оптимизации хозяйственной деятельности. Однако это несколько выходит за рамки финансового контроля.

Тесты групп однотипных операций

Тесты групп однотипных операций направлены на выявление ответов на следующие вопросы:

  • на бухгалтерских счетах корректно и в полном объеме отражены факты хозяйственной жизни предприятия, относящиеся к формированию финансового результата, и это осуществлено в соответствии с учетной политикой предприятия и действующим законодательством (тест на существование, возникновение и полноту);
  • реализация продукции и прочих активов осуществляется на основании прав владения, аудируемое предприятие имеет право на получение сумм по погашению дебиторской задолженности, деятельность осуществляется на основании лицензий, если это требуется законодательством, прибыль используется в соответствии с распоряжениями собственников (соблюдение прав и обязанностей);
  • оценка доходов и расходов является корректной, стоимостная оценка ОНА/ОНО, налога на прибыль, сумм начислений резервного капитала выполнена корректно (корректность стоимостной оценки);
  • отчетность не содержит арифметических ошибок, доходы и расходы приняты к учету в верном отчетном периоде (точное измерение);
  • доходы и расходы отнесены на правильные счета, события после отчетной даты отражены в раскрытиях, предоставлены данные по распределению прибыли (представление и раскрытие).

Какой метод выбрать при аудиторской проверке

Перед тем, как начать аудиторскую проверку, уполномоченное лицо, то есть аудитор, определяет методику выполнения аудита, отталкиваясь от основных положений ФСАД 7/2011. Изначально осуществляется отбор элементов, которые подлежат проверке, затем проводится аудиторское тестирование. Такое средство контроля, предполагает достижение поставленных целей аудита, после чего заинтересованные лица, могут получить качественные аудиторские выводы. Элементы для аудиторского тестирования, выбираются из проверенных источников информации, что в дальнейшем послужит как аудиторское доказательство. В ходе выбора элемента проверки аудитор так же выбирает метод организации проверки: сплошной, выборочный, аналитический, комбинированный.

Конечно, нужно учитывать, что выбор определенного метода зависит и от сочетания в процессе тестирования элемента, поэтому он определяется исходя из:

  • определенные обстоятельства, которые могут увеличить риск неправдоподобности данных бухгалтерской отчетности;
  • реализация выбранного метода в практике;
  • эффективность результатов после проведения аудиторской проверки по выбранному методу.

В некоторых случаях, аудитору при проверке, достаточно финансовых показателей и устного общения с персоналом. Таким образом, он может оценить общее положение деятельности организации, и ограничиться выборочной проверкой. Но чаще всего, аудиторы предпочитают пользоваться сплошным методом проверки.

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Специфика карты внутреннего финансового контроля

Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.

Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Положение о внутреннем финансовом контроле

А. Гусев

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

Отчет ревизионной комиссии по организации. Подготовительный этап к осуществлению ревизии

Для всех форм и типов деятельности критерии подготовки, основы, порядок, организация и осуществление ревизии универсальны. Включительно с аудиторской проверкой.
Чтобы качественно и эффективно провести контроль финансов и экономической деятельности, надо придерживаться последовательности, общих правил. Независимо от типа проверки и ревизоров.
Перед тем, как начать проверку или ревизию, проверяющие инспектора обязаны выполнить важное задание. Это ознакомление с деятельностью проверяемого предприятия. Такой ознакомительный этап поможет впоследствии грамотно оценивать события, сделки, применяемые способы учета. Понимание деятельности проверяемого объекта влияет на процесс контроля. А также на результаты ревизии, которые будут представлены в итоговом документе.

Для того чтобы разобраться в нюансах деятельности проверяемого производства, нужно обратить внимание на две задачи. Вначале собрать и изучить данные о специфике отрасли, праве собственности организации, ее управлении, сделках. Далее необходимо взвесить достаточность полученной информации для полноценного осуществления проверки.

Контроль расчета налога на прибыль

Правильнее всего начисление налога на прибыль делать после того, как проверены все данные бухучета, из которых складывается бухгалтерский финансовый результат, и параллельно с ними — вопрос учета (или неучета, а также учета в особом порядке) каждого из видов имеющихся доходов и расходов для целей налогообложения по прибыли.

Если налог на прибыль был начислен до проверки данных бухучета, а при проверке последних выявлены какие-то ошибки, то его, скорее всего, придется пересчитать.

При контроле суммы начисленного налога рекомендуется проверить не только выполнение положений собственной учетной налоговой политики, но и логику формирования различий между бухгалтерской прибылью до налогообложения и налоговой базой по прибыли, причем и в качественном плане, и в количественном.

Для организаций, не применяющих ПБУ 18/02, такая проверка даже при наличии доходов и расходов, учитываемых в особом порядке (реализация ОС с убытком, наличие объектов соцсферы, учет убытков прошлых лет) будет достаточно простой.

Организациям, работающим с ПБУ 18/02, нужно будет проверять правильность формирования ОНО, ОНА, ПНР, ПНД (обороты по счетам 09, 77, 99) и уже с их учетом — последовательность образования налоговой базы из бухгалтерской прибыли и правильность расчета налога.

Проверить расчеты по налогу на прибыль с учетом ПБУ 18/02 вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Проверка правильности оформления и выплаты заработной платы

Контрольно-ревизионная комиссия проверяет:

  • наличие распоряжения руководителя об утверждении штатного расписания с указанием должностных окладов и доплат;
  • наличие распоряжений о приеме и увольнении штатных работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и трудовых договоров;
  • наличие положения об оплате труда штатных профсоюзных работников региональных (межрегиональных), местных или первичных организаций Профсоюза (с отражением гарантий, компенсаций и социальных выплат), утвержденного постановлением президиума организации Профсоюза;
  • соблюдение установленного процента расходов на оплату труда штатных профсоюзных работников;
  • ведение персонифицированного учета по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в соответствии с пенсионным законодательством;
  • правильность расчетов листков нетрудоспособности в соответствии с трудовым законодательством;
  • наличие и порядок оформления должностных инструкций на работников

Проверка финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения, бюджетного, частной корпорации — словом, совершенно любого предпринимательства — преследует в качестве основной цели изучить и проанализировать отчётность. На фоне полученной информации удастся сделать выводы относительно того, какие у организации имеются резервы, пока незадействованные в работе, но допустимые для привлечения к производственному процессу.

Итак, аудит — мероприятие, которое в результате имеет экспертное заключение, демонстрирующее, к чему пришли проверяющие, что они смогли выявить и какие методы улучшения ситуации были обнаружены. Документы, формируемые в конце проверки, направляются в адрес руководителей организации, чтобы те могли принять обоснованное решение о том, какие пути развития компании будут наиболее эффектны и результативны.

Ревизия: взгляд изнутри

По мере необходимости проверка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения осуществляется собственными ресурсами. Как правило, используют работников, задействованных во внутренних контрольных системах. При необходимости можно запросить помощь государственных инстанций, органов, ответственных за контроль, а также независимых структур. Предпочтение рекомендовано отдавать тем, у кого уже есть опыт проведения аудита.

Как правило, на предприятии из числа собственных работников или от приглашенной организации формируют ревизионную группу. В ее составе будут контролеры, эксперты, специалисты нескольких направлений. Работа регламентируется составляемым в самом начале техническим заданием, из него следуют аспекты, ради выявления которых организована проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе технического задания формируют план мероприятий с указанием сроков и объемов прорабатываемой информации. Планы являются основой для создания рабочих графиков. Для каждого из комиссии создают индивидуальный график. В результате совместными усилиями готовят акт проверки финансово-хозяйственной деятельности. В некоторых случаях он будет иметь форму отчета, иногда оформляется как заключение. К нему обязательно идут приложения. Как в будущем применять акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, решать генеральному директору, руководителю организации. В частности, широко распространена практика направления такой бумаги в вышестоящие инстанции.

Проверки как способ идти к успеху

Экономические инструменты были придуманы не случайно: все они так или иначе направлены на то, чтобы предприятие развивалось эффективно, быстро, добивалось успеха и показывало хорошую доходность. Для достижения этих целей были придуманы управленческие технологии, но только лишь внедрение их на производстве все равно не позволяет добиться нужного результата. Для максимальной эффективности придется регулярно организовывать проверки финансово-хозяйственной деятельности организации.

Оптимальный вариант — привлечение сторонних, независимых специалистов-аудиторов. Эксперты, имеющие высокий уровень квалификации, большой опыт работы, могут провести проверку точно, четко, с учетом всех важных факторов, а в качестве итога предоставить отчет с выводами и рекомендациями, позволяющими оптимизировать работу компании. Аудиторские проверки финансово-хозяйственной деятельности охватывают разные области и стороны хозяйствования, что дает руководству полную картину происходящего в компании.

Теоретические аспекты

Прежде чем на предприятии будет внедрена система регулярного ежедневного контроля за деятельностью компании, необходимо внутренними документами установить определения терминов, сопряженных с деятельностью ревизионной структуры.

Обязательно определение понятия «внутренний контроль». Можно сформулировать его следующим образом: контроль за всеми видами хозяйствования, финансовых операций организации, включая следование утвержденному плану, в разрезе подразделений, отделений, органов, имеющихся в структуре предприятия. Процедуры, из которых состоит такой контроль, не мешают собственно операциям, но позволяют находить из их числа нестандартные и проводить их с высокой эффективностью, без потерь. Внутренняя проверка финансово-хозяйственной деятельности — это еще и управление рисками.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]