Разовая материальная помощь госслужащим и студентам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разовая материальная помощь госслужащим и студентам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Размер финпомощи диктуют законы учреждения. Получат побольше те, у кого выше оклад, ставка, зарплата в месяц, стаж на предприятиях бюджетной сферы. Точнее и подробнее условия начисления матпомощи, к отпуску, в частности, прописываются в положениях об оплате труда, известно это должно быть работнику и из трудового договора, заключенного с ним при поступлении на работу.

Бухучет материальной помощи к отпуску

При осуществлении бухгалтерского учета материальную помощь проводят как «прочие расходы». Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – признание матпомощи в составе прочих расходов организации;
  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начисление страховых взносов с суммы, превышающей необлагаемую;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДФЛ» – удержание налога на доходы физлиц с суммы свыше 4 000 руб.;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» – выплата материальной помощи работнику.

Сколько можно получить к отпуску

Госслужащие, например, знают, что могут получить дополнительно 2 оклада, рядовые сотрудники бюджетной сферы 1–3 оклада, на усмотрение руководства и в пределах внутренних законов учреждения. В расчет финпомощи, равной окладу, не входят даже обязательные премии, компенсации или доплаты. А в целом объем соцвыплаты к отпуску зависит от бюджета регионального и бюджетной наполненности учреждения.

Какими законами регулируется

Выплата материальной помощи, являющейся компенсацией либо прибавкой к отпускным, должна осуществляться всегда в рамках установленных нормативов. Все нормы прописываются в законодательных и правовых положениях, которые регулируют как сам процесс, так и правильность оформления. В целом можно выделить следующие основные такие законодательные положения:

  • Постановление Президиума российского ВАС №4350/10 от 30.11.2010г. показывает, что к денежной выплате, прибавляемой к отпускным, не относятся суммы, связанные с обязанностями работника по трудовому соглашению и должностной инструкции. Это, скорее, социального и поощрительного характера суммы.
  • Трудовой Кодекс РФ в ст.129 координирует правильность заполнения всех необходимых бумаг и устанавливает статус таких выплат – стимулирующие надбавки, рассчитываемые иногда с частью заработка, а иногда и отдельно.

Нормативная база, регулирующая начисление допвыплат

Трудовой Кодекс не содержит положения, которое раскрывает такое понятие, как материальная помощь при уходе в отпуск. Но данный вид начислений применяется на практике и закреплен в иных нормативных актах.
Если допвыплата является поощрительной и не связана с нуждой получателя, она будет частью заработной платы сотрудника. Ее начисление регулирует часть 1 статьи 129 ТК РФ. В подобных случаях необходимость выплаты средств должно быть закреплено в локальных или ведомственных нормативных актах организации. Она может быть фиксированной или рассчитываться, исходя из результатов деятельности трудящегося.

В статье 40 ТК РФ предусмотрена возможность заключения на фирме коллективного договора, который регулирует социально-трудовые отношения между работниками и работодателем.

Скачать для просмотра и печати:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (ТК РФ)

В текст такого соглашения могут быть включены положения о начислении материальной поддержки работникам при наличии каких-либо причин. В большинстве случаев эти основания связаны с нуждой гражданина. В таком случае выплата будет являться мерой соцподдержки.

Обратите внимание! Выплата к отпускному периоду бюджетникам обязательна. Она закреплена в законе № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года в пункте 6 части 5 статьи 50.

Отпускные для госслужащих регулируются Федеральным Законом № 79 «О государственной гражданской службе РФ». Осенью 2020 года поправки о сокращении длительности отпусков были внесены именно в этот закон.

По идее законодателей, изменения этого года должны навести порядок в продолжительности отпусков государственных служащих. Кроме того, экономятся средства из госбюджета. Новый принцип расчета отпускного периода вступит в силу в марте 2020 года.

Результат реорганизаций – кардинальная смена условий работы госслужащих.

Начальство или его представитель будут обязаны проинформировать работников о новых условиях не позднее, чем за 30 дней.

В том случае, если сотрудник откажется принимать введенный порядок, руководство вправе его уволить со службы.

Возможно ли удержание алиментов с матпомощи к отпуску?

Как уже было отмечено выше, данное финансовое вознаграждение сотрудника — поощрение, стимуляция труда, выраженная в денежном эквиваленте, и не имеет целевого социального или медицинского назначения, к примеру, вступление работника в брак, рождение ребёнка, смерть близкого родственника, дорогостоящее лечение сотрудника и т.п. Следовательно, такая выплата подлежит удержанию с неё алиментной части.

Важно! Алиментные и налоговые обязательства не имеют друг к другу отношения!

Значит, с суммы, не облагаемой НДФЛ (4 тысячи рублей и менее), алименты будут взиматься в положенном порядке, в зависимости от основания удержания:

  • решение суда об уплате алиментов;
  • соглашение между родителями несовершеннолетнего.

Если в случае договорённости родители сами определяют периодичность и размер выплаты алиментов, то при наличии решения суда алименты удерживаются в фиксированной сумме каждый месяц, соответственно, из матпомощи к отпуску вычеты осуществляет бухгалтерия учреждения на основании исполнительного листа.

Оформление материальной помощи к отпуску – налогообложение и иные нюансы

В зависимости от того, как именно определяют материальную помощь к отпуску и выплату её нормативные акты предприятия, может отличаться и порядок её предоставления. В общих случаях, для получения материальной помощи работник направляет на имя работодателя заявление о необходимости получения означенной финансовой поддержки.

На основании означенного заявления, работодателем издается отдельный приказ о выплате матпомощи к отпуску, однако в случае с отпусками заявление сотрудника может и не быть обязательным этапом – работодатель и так знает, когда в данном случае выплачивать материальную помощь.

С точки зрения налогообложения,положения НК РФ позволяют работодателю не облагать её налогами НДФЛ и страховыми взносами в случае с отпуском при условии, что общая сумма выплат матпомощи не превысит 4000 рублей в году.

При этом работодатель при необходимости должен доказать, что данная выплата имела именно социальный характер – то есть, выдавалась нуждающемуся в ней работнику, а не предоставлялась на общих условиях как поощрительная. Таковое доказательство может быть достаточно сложным, поэтому на практике все же лучше оформлять материальную помощь к отпуску в качестве премии – это будет выгоднее как самому работнику в вопросах исчисления среднего заработка, так и работодателю за счет отсутствия проблем с налоговой службой и надзорными органами.

Продолжительность отпуска госслужащего

Согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим, замещающим:

— высшие и главные должности гражданской службы, — продолжительностью 35 календарных дней (ч. 3 ст. 46);

— должности гражданской службы иных групп, — продолжительностью 30 календарных дней (ч. 4 ст. 46).

Что касается продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, он исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы (ч. 5 ст. 46). Согласно ч. 6 ст. 46 общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может превышать для гражданских служащих:

— замещающих высшие и главные должности гражданской службы, — 45 календарных дней;

— замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней.

Обратите внимание! Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ч. 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Кроме этого, в ч. 7 ст. 46 Закона N 79-ФЗ сказано, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством РФ. Статьей 117 ТК РФ предусмотрено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Согласно п. 1 указанного постановления для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (по результатам аттестации рабочих мест), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней.

Что касается предоставления дополнительного отпуска гражданским служащим, работающим в местностях с особыми климатическими условиями, согласно ст. 14 Закона N 4520-1 он устанавливается следующей продолжительностью:

— в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;

— в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;

— в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.

Отметим, что по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности (ч. 8 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Законодательное регулирование

Сразу стоит отметить, что в законодательстве РФ нет четкого объяснения понятия «материальная помощь к отпуску». Само по себе понятие «материальная помощь» означает денежную выплату нуждающимся сотрудникам. В ряде случаев такая выплата облагается налогом (кроме случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ).

Зачастую понятие «материальная помощь» заменяется понятием «единовременная выплата» – денежное поощрение сотрудника за его трудовую деятельность.

Возможность предоставления такой выплаты оговаривается в ст. 135 и 144 ТК РФ, в которых говорится о предоставлении различных надбавок и доплат работникам предприятий.

Более развернутую информацию о видах надбавок к зарплате можно найти здесь.

Важно: федеральное законодательство регулирует только официальные выплаты (оклад, различные надбавки, регулируемые законом), а вот стимулирующие выплаты (матпомощь, различного рода премии) обязательно должны быть предусмотрены коллективным договором!

Мнение эксперта

Михайлов Владислав Иванович

Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.

При выявлении у работника проблем с физическим здоровьем, он может подать заявление руководству фирмы на предоставление материальной поддержки для организации лечения.

Законодательством не предусмотрен образец бланка для оформления подобного прошения, поэтому его можно составлять в произвольном стиле. В то же время структура заявления должна соблюдаться в соответствии с правилами составления деловых писем.

В текстовой части бланка требуется подробно и лаконично, без приведения эмоций, изложить причину случившегося, с отображением требуемой суммы помощи, необходимой для полного выздоровления. Для подтверждения описанной просьбы, требуется предоставить документы, удостоверяющие изложенные обстоятельства (справки, чеки и т.

д.). Размер выплат на лечение, обычно, не должен быть выше 4-х тысяч рублей.

Учитывается ли материальная помощь при расчете отпускных

Для расчета отпускных необходимо рассчитать средний заработок. Учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (ч. 2 ст. 139 ТК РФ). П. 3 положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением правительства от 24.12.2007 № 922, определено, что при расчете не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (матпомощь, оплата питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Чтобы учесть матпомощь при расчете отпускных, необходимо выяснить, относится ли она к системе оплаты труда конкретного работодателя, и в каком качестве применяется.

Пример расчета суммы доплаты и налогообложение

Суммы к получению рассчитываются с учетом норм действующего законодательства. При рассмотрении социальных выплат при отпуске важно учитывать, что суммы до 4000 рублей не облагаются налогом (ст. 270 НК определяет подобные расходы как «не учитываемые»). При выплатах, превышающих указанный размер, НДФЛ облагается излишек. Если материальные пособия носят поощрительный характер, налогообложению подлежит вся выплачиваемая сумма, регистрируемая как надбавка к заработной плате.

Для большей наглядности следует рассмотреть конкретный пример:

  • гражданка П. заявила в письменной форме о праве на финансовую помощь при отпуске, положенной в рамках коллективного договора в размере 50% от оклада.
  • оклад П. составляет 28 000 рублей, соответственно она может рассчитывать на 14 000 р., в качестве помощи от работодателя (28 000*0,5=14 000);
  • данный вид материальной поддержки не подпадает по классификацию социальных выплат, поэтому с суммы будет удержано 13% НДФЛ: 14 000 — (14 000*0,13) = 12180;
  • также с суммы предусмотрено удержание в основные фонды по ставке 22%:14 000 — (14 000*0,22) = 10920.
  • Итоговую сумму позволит определить правильное уравнение:
  • 14 000 — ((14 000*0,13) + (14 000*0,22)) = 9100р.
  • В том случае, если П. заявляет о праве на социальную материальную помощь при отпуске, расчет будет производиться иначе:
  • (14 000 – 4 000) = a;
  • a — ((a*0,13) + (a*0,22)) = b;
  • 10 000 — ((10 000*0,13) + (10 000*0,22)) = 6500;
  • 6500 + 4000 = 10500.

Положена ли материальная помощь к отпуску при увольнении?

Вопросы о предоставлении/непредоставлении материальной помощи, которая предусматривается к отпуску, часто вызывают споры между сторонами трудовых отношений, о чем свидетельствует обширная практика судов различных уровней. Судебные органы в целом выработали единую позицию в отношении подобных споров, которая и позволяет сказать определенно, положена ли такая выплата, если человек увольняется.

В частности, Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания в апелляционном определении от 12.08.2014 по делу № 33-943/14 однозначно указал, что истцы не могут требовать выплаты им материальной помощи к ежегодному отпуску, т. к. они в нем не были, правила же денежной компенсации отпусков, установленные в соответствующем правовом акте, подобной выплаты не предусматривают. Аналогичная позиция следует и из апелляционного определения Калининградского областного суда от 07.10.2015 по делу № 33-4953/2015, согласно которому истица имела право на получение единовременной помощи к отпуску, хотя и находилась в нем всего 1 день, т. к. право на такую выплату установлено рядом нормативных актов, касающихся оплаты труда государственных гражданских служащих региона.

Из вышесказанного следует ряд выводов:

  1. При увольнении с работы сотрудник может получить материальную помощь лишь в том случае, если она предусмотрена правовыми актами или трудовым договором.
  2. По общему правилу материальная помощь к отпуску при увольнении может быть предоставлена, если лицо фактически отбывает в отпуск (хотя бы на 1 день), что следует из самого наименования выплаты.
  3. Лишь в том случае, если правовым актом или соглашением сторон устанавливается возможность получения матпомощи к отпуску вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск, такая выплата может быть получена и увольняющимся (увольняемым) сотрудником.

Кроме того, следует учесть, что ч. 2 ст. 127 ТК предусмотрена возможность предоставления по соглашению сторон увольняемому работнику (по его личному заявлению) неиспользованных отпусков, после окончания которых и происходит юридическое прекращение трудовых отношений. В таком случае материальная помощь, которая выплачивается именно к отпуску, должна быть предоставлена в обязательном порядке.

Подробности читайте в материале «Материальная помощь при увольнении по собственному желанию».

Пример начисления единовременной выплаты к отпуску

Сотрудник кадровой службы, зарплата которого составляет 49 000 рублей, отправляется в ежегодный отпуск по графику отпусков. Согласно трудовому контракту он должен получить единовременную помощь к отпуску в размере 35% от оклада.

  1. Единовременная выплата к отпуску без учёта налогов составит: 49 000 руб. х 35% = 17 150 руб.
  2. Четыре тысячи рублей налогом не облагаются, а потому налоговая база составит: 17 150 руб. — 4 000 руб. = 13 150 руб.
  3. НДФЛ и страховые взносы: 13 150 х 13% + 13 150 х 22% = 4 602 руб. 50 коп.
  4. Единовременная выплата к отпуску будет начислена в размере: 17 150 руб. — 4 602 руб. 50 коп. = 12 547 рублей 50 копеек.
  5. Отпускные с учётом данной выплаты составят: 49 000 + 12 547,5 = 61 547 рублей 50 копеек.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]