Профессиональные качества личности психолога-консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные качества личности психолога-консультанта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Профессиональные качества

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Определение 5

Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.

Определение 6

Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.

Определение 7

Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.

Определение 8

Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.

При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.

Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.

Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Эти вопросы рассматривались в контексте:

Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).

Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)

Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.

Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде

последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)

Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.

В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе

он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.

Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.

№ пп

Качество

Удельный

вес, %

1

Умение слушать (слышать), понимать других людей

59,2

2

Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность

52,8

3

Доброта, любовь к людям

52,0

4

Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу)

44,1

5

Интеллект

41,7

Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.

Актуальность профессии

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.

Профессиональные требования и личные качества

Работа психолога предполагает постоянное движение вперед и развитие. Но учтите, что специалисты в области психологии постоянно сталкиваются с эмоциональным напряжением, ведь им нужно иметь дело с чужим горем, страхами, упадком настроения и депрессией. Также данная работа предполагает высокий уровень ответственности, т.к. от его действий во многом зависит то, как быстро консультируемым людям станет лучше. Будущему психологу нужно обладать:

  • высоким общим и эмоциональным интеллектом;
  • терпимостью;
  • умением успокаивать, сопереживать;
  • наблюдательностью;
  • тактичностью;
  • чувством ответственности;
  • умением хранить секреты;
  • стрессоустойчивостью.

Также такой человек должен быть коммуникабельным и открытым, ведь нужно много общаться с клиентами, выясняя их боли и проблемы. Кроме того, психолог должен быть непредвзятым, чтобы личные убеждения не влияли на отношение к клиентам, ведь главная задача – это помочь разобрать человек с проблемами, а не внушить ему свою точку зрения.

Выучиться и стать психологом можно в высшем учебном заведении, где есть факультет психологии. Такие вузы есть практически в любом более-менее крупном городе. Будущие психологии изучают как общепрофессиональные, так и профильные дисциплины. К последним относятся социальная психология, педагогическая, клиническая, возрастная.

Обучение в вузе состоит не только из теоретических занятий, но и практических. Хорошо, если есть возможность практиковаться в реабилитационном центре, школе, детских сад. Там можно освоить основные методы консультирования, психодиагностики и т.д. Во время практики можно присмотреть место для будущего трудоустройства, особенно если студенту удастся оставить в организации хорошие впечатления о себе. Некоторые вузы предлагают помощь в дальнейшем устройстве на работу.

Глубина получаемых знаний будет зависеть от выбранного учебного заведения. Учтите, что программы в институтах могут сильно различаться. В дальнейшем психологам, которые хотят постоянно совершенствоваться, нужно будет посещать тематические семинары и осваивать новейшие техники и методики.

Временные аспекты консультативной беседы

Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

«В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».

«Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени».

«Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут».

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: «Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?» Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной-двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Для консультативной беседы необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен столик или стол, на котором можно было бы, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене — важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно и динамично.

2. Время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет и взрослыми людьми консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

11. Технологии ведения консультативной беседы и базовые навыки консультирования.

Технология ведения консультативной беседы

некоторые принципы организации диа­лога с клиентом в рамках психологического консультирова­ния, изложенные Ю.Е. Алешиной (1993, с. 40-59):

1. Ограничение речи консультанта в диалоге. Присут­ствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не пере­бивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естествен­ны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

2. Приближение разговорной речи консультанта к язы­ку клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; б) максимально использовать те сло­ва и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, ка­кую репрезентативную систему использует клиент для органи­зации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соот­ветствующие его репрезентативной системе. С репрезентатив­ными системами и алгоритмом подстройки к клиенту с учетом доминирующей у него репрезентативной системы рекомендуем ознакомиться по книге Р. Бэндлера и Дж. Гриндера (1994) или по другим известным изданиям этих авторов.

3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в свя­зи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происхо­дит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

  • Предложение клиенту нескольких возможных альтерна­тив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернати­вы. Цель формулирования альтернатив — не поиск пра­вильного ответа, а стимулирование клиента, демонстра­ция образцов, отталкиваясь от которых, легче описать свои чувства.
  • Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций • в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обо­значающие отношение к чему-либо, а также качество *J действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что «’ стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. & Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально *: значимые слова и психолог вместе с клиентом пытаются s сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых пере­живаний.
  • Использование парадоксальных вопросов. Цель парадок­сальных вопросов — поставить под сомнение то, что кли­ент считает абсолютно очевидным или само собой разу­меющимся. Общеизвестные истины типа «Грубить нехо­рошо», «Родители всегда знают лучше, что нужно ребенку» обычно служат надежным прикрытием для ис­тинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода . выражениями. Типичная формулировка парадоксально­го вопроса начинается словами «А почему бы не…?». На­пример, «А почему бы вам действительно не сказать, раз вы так думаете?».
  • Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель уточ­няющих и углубляющих формулировок — постепенно пе­реводить рассказ клиента с поверхностного на более глу­бокие уровни переживаний. Пример такой формулиров­ки: «То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству». При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное — не выходить за пределы очевидного. Каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.
  • Использование интерпретаций. Речь идет о том, что­бы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмо­циями. Ю.Е. Алешина (1993) предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих прояв­лений, где одна из координат — ось любви, а другая -. ось власти. Согласно распространенным на Западе . взглядам большая часть человеческого поведения оп­ределяется этими базовыми эмоциями, потребностя­ми, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпре­таций. Например, психолог спрашивает клиентку, по­чему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Кли­ентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпре­тация психолога: «Т. е. ваше молчание в отношениях со свекровью — попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».
  • Перефразирование. То, что было негативным, основани­ем для беспокойства и переживаний, должно стать при­чиной положительных эмоций, способных если не пол­ностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интен­сивность.

12. Этапы консультативной беседы.

Слово «этап» обозначает отдельный момент, стадию в разви­тии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако на­блюдаются и некоторые различия, связанные в основном с под­робностью и логичностью, полнотой изложения. Излишняя полнота, однако, не всегда является достоинством, поскольку затеняет основную мысль, логику автора. Этапы психологиче­ского консультирования описывали и разбирали Ю.Е. Алеши­на (1999, 1993), Г.С. Абрамова (2001), П.П. Горностай и СВ. Васьковская (1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложе­ние можно найти в работах Ю.Е. Алешиной. В нашем описа­нии этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной. Кроме этой модели, предла­гаем студентам ознакомиться с иными перечисленными выше. Следует заметить, что в реальном психологическом консульти­ровании редко возникает возможность до конца и последова­тельно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультан­та к консультативному процессу.

2а. Эмпатическое слушание. Оно же — активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации).

2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально.

2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом — это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не «перемалывать» в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное.

2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная.

В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать:

а) видит ли клиент ситуации в истинном свете?

б) если не видит, то в чём ошибается?

в) полна ли модель ситуации?

г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель?

Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы.

2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная).

Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза.

2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже «хорошо запутался» в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта — пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза.

Представьте, что вы рассказываете о своих проблемах близкой подруге. Она внимательно выслушает вас, посочувствует, даст полезный совет. По сути, она окажет вам психологическую помощь. Почему же этого иногда недостаточно для решения ваших проблем? Причина в том, что ваша подруга – все-таки не профессионал, не специалист в области психологии. Она не обладает нужным образованием, а ее оценка вашей личности и поступков достаточно субъективна.

Получая образование психолога в высшем учебном заведении или на специальных курсах, вы приобретаете особый набор знаний и качеств. Настоящий психолог должен представлять, как функционирует мозг человека, что представляет собой высшая нервная деятельность. Он обязан владеть базовым понятийным аппаратом, знать, что такое познавательные процессы, в чем разница между характером и темпераментом, чем аффирмация отличается от апперцепции.

Рядовой слушатель, каким бы доброжелательным и внимательным он ни был, не сможет профессионально и беспристрастно проанализировать вашу ситуацию. В каких-то случаях он сможет помочь, а в иных потребуется обратиться к настоящему специалисту.

Кроме того, в психологии существует множество техник и методик – от гештальт-терапии до эриксоновского гипноза. Освоить их самостоятельно проблематично. Если эти техники применяет человек без профессионального образования, он может сделать только хуже.

Эмоциональная отстраненность

Во время работы психолог ежедневно пропускает через себя, как через сито, порции людских страданий. Потеря близких родственников и друзей, измены супругов, неудовлетворенность своей жизнью и суицидальные мысли, отчаяние, фобии, депрессия, зависимости и другие проблемы могут сильно навредить вашей собственной психике.

Поэтому наряду с развитой эмпатией необходимо такое качество личности, как эмоциональная отстраненность. Как бы ни волновали вас истории клиентов, нужно отрешаться от них, смотреть трезво и спокойно. Психолог должен понимать боль других, но не делать ее своей собственной болью. Особенно важно полностью отрешаться от работы, приходя домой. Не нужно заново прокручивать в голове минувший день и загружать себя, истощая собственные ресурсы. Они вам еще понадобятся.

Выучиться и стать психологом можно в высшем учебном заведении, где есть факультет психологии. Такие вузы есть практически в любом более-менее крупном городе. Будущие психологии изучают как общепрофессиональные, так и профильные дисциплины. К последним относятся социальная психология, педагогическая, клиническая, возрастная.

Обучение в вузе состоит не только из теоретических занятий, но и практических. Хорошо, если есть возможность практиковаться в реабилитационном центре, школе, детских сад. Там можно освоить основные методы консультирования, психодиагностики и т.д. Во время практики можно присмотреть место для будущего трудоустройства, особенно если студенту удастся оставить в организации хорошие впечатления о себе. Некоторые вузы предлагают помощь в дальнейшем устройстве на работу.

Глубина получаемых знаний будет зависеть от выбранного учебного заведения. Учтите, что программы в институтах могут сильно различаться. В дальнейшем психологам, которые хотят постоянно совершенствоваться, нужно будет посещать тематические семинары и осваивать новейшие техники и методики.

История появления профессии

Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.

Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.

История изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной психологии

Первые исследования в области психологии профессиональной деятельности появились в конце ХІХ-го — начале ХХ-го века и были направлены на изучение профессионально важных качеств и профессионального отбора представителей профессий, чья деятельность была связана с транспортом и, соответственно, требовала обеспечения безопасности движения. Проблема профессионально важных качеств с первых десятилетий ХХ-го века занимала центральное место в прикладных исследованиях психологов ведущих индустриальных стран [86]. Большую роль в становлении теоретических основ и развитии этой области сыграли Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кеттелл в США; в Великобритании — Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс; во Франции — А. Бине, Т. Симон, В. Анри, А. Пьерон. В Германии, где особенно бурно развивалась индустриальная психотехника, активно работали В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие [40]. В нашей стране работы в области психологии труда и, в том числе, профессиональной деятельности широко развернулись в 20-е годы ХХ-го века. Значительный вклад в развитие отечественной психологии профессиональной деятельности внесли исследования И.М. Сеченова, поставившие вопрос о формировании трудовых навыков человека [122]. Также огромную роль в развитие психологии профессиональной деятельности и проблемы изучения профессионально важных качеств в этом периоде сыграли работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, К.Д. Ушинского, Д.И. Менделеева, Ф.Ф. Эрисмана, Г.И. Россолимо, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева, И.Н. Шпильрейна, В.Н. Мясищева [9, 47].

В послевоенный период в России развитию психологии профессиональной деятельности были посвящены многочисленные исследования, проведенные В.А. Бодровым, Т.Т. Джамгаровым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, М.А. Дмитриевой, В.Н. Дружининым, В.Д. Шадриковым, А.И. Нафтульевым. По мнению Г.С. Никифорова, на современном этапе основное внимание ученых-психологов уделяется как изучению индивидуальных свойств человека, его состояний и эффективности деятельности, так и вопросам системного обеспечения профессиональной деятельности [5, 84,144].

В настоящее время, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме профессионально важных качеств, теоретические положения о сущности и структуре профессионально важных качеств изучены недостаточно. В существующей литературе отсутствует единый подход к самому термину «профессионально важные качества» (ПВК). Так, наряду с терминов «профессионально важные качества», можно встретить и другие понятия, такие как: профессионально важные признаки, профессионально важные умения, профессионально важные функции, профессионально ценные качества, профессионально значимые качества [54, 70].

В ходе различных психотехнических исследований понятие «профессионально важный признак» включало характеристики психических и психофизиологических функций профессионала. В.И. Медведев указывает, что выполнение любой профессиональной деятельности связано с реализацией целого спектра профессионально важных функций [72].

В.Д. Шадриков под ПВК понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. При этом к ПВК автор, прежде всего, относит особенности психических процессов. Следует упомянуть, что, ограничивая состав ПВК познавательными и психомоторными способностями, автор показывает механизм перехода психического свойства в профессионально важное качество [145]. Представляется важным отметить, что ПВК рассматриваются как функциональные образования, меняющиеся в процессе деятельности.

По мнению Е.А. Климова, у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Е.А. Климов полагает, что основные профессионально ценные качества формируются только в процессе деятельности и в ней совершенствуются [48].

В.А. Бодров определяет ПВК как совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропологических и физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности [14].

В.Л. Марищук под ПВК понимает отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению данной профессией [68].

B.C. Мерлин отмечает, что человек в процессе труда, профессиональной деятельности может изменять собственную природу, при этом изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же. Автор делает вывод, что связи между свойствами различны на определенных этапах обучения, освоения и совершенствования в профессиональной деятельности, динамичны и адекватны этим этапам профессионального становления и мастерства. Эти свойства вместе с присущими им разноуровневыми связями и формируют ПВК [74].

Профессиональные навыки в резюме психолога

При составлении резюме психолога, педагога-психолога должное внимание следует уделить профессиональному опыту и ключевым навыкам, например, таким как:

  • навыки проведения социально-психологической диагностики личности;
  • навыки составления психологических портретов;
  • навыки проведения психологического тестирования, обработки полученных результатов;
  • навыки работы со страхами, нервными потрясениями, различными фобиями;
  • навыки решения проблем взаимоотношений в семье;
  • навыки решения проблем личностного роста;
  • навыки проведения психологических тренингов;
  • опыт проведения психо-реабилитационных мероприятий;
  • умение работать с людьми;
  • умение выслушать и понять человека, успокоить, посочувствовать.

Профессиональные качества психолога

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]