Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Разновидности налоговых платежей
Существует три основных классификации обязательных платежей в бюджет. Выделяются они в зависимости от особенностей элементов налогов.
1. Прямые и косвенные
Прямые платежи перечисляются с поступлений налогоплательщика (его доходов от производственных факторов). Ярким примером перечислений этого типа может служить налог на прибыль и подоходный платеж.
Косвенные же налоги содержатся в ценнике на предлагаемые товары и услуги. Приобретая такой товар, человек уплачивает в бюджет косвенный платеж. Типичный пример этих перечислений – НДС и акцизы.
2. Аккордные и подоходные
Величина аккордных перечислений никак не коррелирует с размерами доходов налогоплательщика. А вот сумма подоходных налогов как раз и определяется поступлениями плательщика. Здесь возможно два варианта: средняя ставка (установленная для всех категорий налогоплательщиков) и ставка, которая увеличивается по доходам, превышающим установленный предел.
3. Прогрессивные, регрессивные, пропорциональные
Эти типы налогов различаются в зависимости от «поведения» ставки:
- Прогрессивные налоги – те, ставка по которым растет по мере увеличения базы;
- Регрессивные – платежи, ставка по которым, наоборот, снижается с ростом базы;
- Пропорциональные – перечисления в бюджет, ставка которых никак не зависит от размера базы, то есть установлена в фиксированном размере.
Как определяется налоговая база
Налоговая база представляет собой один из ключевых элементов налога. Это его стоимостная (физическая) характеристика. Основная функция базы – количественное выражение, измерение налога.
База по каждому из видов налогов определяется соответствующими главами НК РФ.
Этот элемент налога необходим для расчета величины платежа: для определения размера перечисления в бюджет база умножается на ставку по налогу.
Налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, самостоятельно считают базу по итогам периодов, установленных для данного платежа в качестве расчетных. Основание для определения этого элемента налогов – данные бухгалтерского учета.
ИП, а также занимающиеся частной практикой лица (нотариусы, адвокаты и т.д.) тоже самостоятельно рассчитывают базу. Основанием для ее определения служат сведения о поступлениях и расходах, связанных с осуществляемыми налогоплательщиками хозяйственными операциями.
По схожим правилам действуют и налоговые агенты. Например, работодатели, перечисляющие подоходный налог за своих сотрудников.
Физические же лица считают базу на основании сведений, предоставленных юрлицами и физлицами относительно величин полученных ими доходов или размера объекта обложения. Также эта категория плательщиков пользуется и данными собственного учета хозяйственных операций.
Основные налоговые льготы (федеральные)
В соответствии с НК РФ налоговые льготы подразделяются на следующие виды:
- Налоговые освобождения – предоставление права не уплачивать определённые налоги отдельными категориями граждан, изъятие из системы части налоговой базы, предоставление налоговых каникул и амнистий;
- Налоговые скидки – сюда относятся налоговые вычеты (самые популярные – стандартные вычеты по НДФЛ, реально уменьшающие бремя плательщика на регулярной основе) и необлагаемые минимумы (минимальная величина базы, которая освобождается от обложения: например, сумма выигрыша в пределах 4000 рублей не подлежат обложению, а все, что свыше уже составляет базу по налогу);
- Налоговые кредиты – уменьшение для компании размеров перечислений налогов на определённый период с последующим доперечислением этих сумм и процентов по кредиту.
- Фискальная — формируют государственный бюджет
- Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
- Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
- Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).
Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.
Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер ( например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).
Различия между налогом и сбором
- Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
- Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
- Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
- Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.
Регулирующая функция налогов
В Древнем Риме говорилось ещё об одной очень важной функции налогов – регулирующей, также её называют стимулирующей и дестимулирующей. Эта функция проявлялась в переходе на денежную форму уплаты налогов, который в свою очередь сильно стимулировал развитие товарного производства и рынка.
Реализовывалась на практике эта функция посредством системы налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и т.п. Важное значение в её осуществлении имела и сама налоговая система.
Вводя и отменяя налоги, государство таким образом стимулировало развитие конкретных производств, регионов, отраслей. При этом могло контролировать развитие всех остальных.
Налоги оказывают серьёзное влияние на уровень и структуру совокупного спроса, таким способом воздействуя на его развитие или сдерживание производства. Уровень налогов определяет соотношение между издержками производства и ценой продажи. Посредством налогового регулирования отплаты труда осуществляется влияние налогов на совокупный спрос.
Зачастую государство прибегает к использованию протекционистских мероприятий, которые служат для поддержания отечественных производителей. Суть их состоит в высоких импортных и низких экспортных таможенных пошлинах.
На I этапе развития налоговой системы и даже на протяжении практически всего II этапа не было никаких предпосылок, чтобы широко использовать налоги в других целях, кроме фискальной. Но в эпоху меркантилизма были предприняты некоторые шаги в направлении применения налогов как регулирующего средства. Первоочерёдно это проявилось в проведении жёсткой протекционистской политики и во введении соответствующих таможенных пошлин.
В XVII в. во Франции правительство Ж. Б. Кольбера говорило о распространении налоговых привилегий для отраслей промышленности, развитие которых было стратегически важным для государства. Оно всячески стимулировало увеличение объёмов вывозимых промышленных товаров, при этом накладывало усиленные меры налогообложения на предметы роскоши.
Стимулированием роста народонаселения в XVII–XVIII вв. правительство также занималось посредством системы налогообложения.
В Англии в 1758 г. государство ввело налог на холостяков, согласно которому мужчины, достигшие 25-летнего возраста не состоящие в законном браке, обязаны платить налог в размере 5 шиллингов, если их имущество достигало 100 фунтов стерлингов и 20 шиллингов, если достигало 300 фунтов стерлингов. Этот же налог касался и бездетных вдовцов.
Наиболее яркое применение налогов для стимулирования рождаемости было характерно Франции и Испании того времени. В последней полностью от уплаты налогов освобождались семьи, которые имеют шестерых и более детей. Более того, для привлечения иностранных ремесленников, купцов и земледельцев многие страны использовали привлекательные налоговые льготы. Среди таких стран Испания, Россия, Пруссия.
Именно меркантилисты обратили внимание на то, что налоги оказывают стимулирующее действие на труд. Они смогли сделать определ1нные выводы относительно влияния налогов на потребление. С ходом времени голландские и английские экономисты XVII–XVIII вв. заговорили о влиянии налогов и на производство.
Д. Мак-Куллох возражал мнению А. Смита о негативном влиянии вызванных войной налогов на благополучное развитие страны. Он сформулировал положение о стимулирующем воздействии налогов на производство: «Постоянно возрастающее давление налогов во время войны, начиная с 1793 г., дало стимул прилежанию, предприимчивости, изобретательности и возбудило дух экономики… Если бы налоги были менее тягостны, они не имели бы такого эффекта».
Однако обосновать полностью регулирующую функцию налогов смогли только на III этапе развития налоговой системы. Это обоснование принадлежит учёным маржиналистской, немецкой, американской школ. В начале XX в. в финансовой науке было признано существование регулирующей функции налогов. Более того, её стали считать одной из важнейших функций.
«Налоги могут служить орудием экономической политики наряду с другими средствами – активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, синдикатов, трестов».
Середина XX в. была ознаменована тем, что произошёл научный прорыв в экономической науке – были разработаны научные методы регулирования экономики при помощи налогов. Главную роль в этом сыграл Дж. М. Кейнс английский экономист. Согласно его теории, именно налоги представляют собой основной рычаг государственного регулирования рыночной экономики. Его теория предполагает необходимость создания эффективного спроса в качестве условий для обеспечения реализации произведённой продукции с помощью влияния государства.
Дж. М. Кейнс выступал за то, что кредитно-денежная и бюджетная политика страны должна способствовать притоку инвестиций, и естественно это должно происходит при помощи соответствующей системе налогообложения.
Ключевая идея положений теории Дж. М. Кейнса – зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений населения только в условиях полной занятости. Если это отсутствует, то большие сбережения препятствуют экономическому росту, поскольку это является пассивным источником доходов, не вкладывается в производство. Нужно производить изъятие посредством налогов доходов, помещённых в сбережения, а также финансирование за счёт этих средств инвестиций.
Следуя теории Дж. М. Кейнса, важно понимать, что налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Безусловно, налоги должны быть высокими и прогрессивными. В таком случае они действуют как «встроенный стабилизатор».
При экономическом подъёме облагаемые доходы растут медленными темпами, нежели налоговые доходы. Обратная ситуация складывается во время кризиса, когда налог уменьшается быстрее, чем падают доходы.
Всё это позволяет достичь относительной социальной стабильности в обществе. Исходя из всего этого можно сказать, что налоговые поступления зависят в полной мере от величины ставок налогов, а также от изменения величины доходов, которые облагаются по прогрессивной шкале. Колебания величин в данном случае происходит автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, нежели в уровне доходов.
Применение процентных налоговых ставок предполагает начисления того или иного сбора пропорционально величине налогооблагаемой базы. Например — если речь идет о зарплате гражданина, то на нее начисляется НДФЛ в размере 13 % в корреляции с фактической величиной соответствующей компенсации. Главное отличие процентных ставок от твердых — главным образом в применении непропорциональной корреляции между фактической величиной налога и размером базы. Например, с зарплаты 10 000 руб. человек должен уплатить НДФЛ в размере 13%, то есть 1300 руб. С 15 000 рублей он также уплатит 13%, то есть, 1950 руб. В свою очередь, транспортный налог с легковой машины мощностью 100 л. с. составит, исходя из текущих формул, утвержденных законодательством, 1500 руб., в то время как при мощности машины в 150 л. с., сбор будет 3000 рублей — в два раза больше, хотя показатели в л. с. различаются в иных пропорциях.
Итак, мы рассмотрели понятие и виды налоговых ставок. Какие выводы мы можем сделать, изучив специфику соответствующих показателей? Прежде всего, можно отметить разнообразие подходов к определению ставок.
Что может быть фактором выбора государством конкретных показателей для эффективной организации налогообложения? Применение тех или иных ставок чаще всего предопределяются следующими основными факторами:
- уровнем развития частной предпринимательской инициативы в государстве;
- степенью централизации экономической модели;
- политическими факторами — коррелирующими, к примеру, с договоренностями с другими государствами о применении единых подходов к налогообложению;
- уровнем экономического развития национального хозяйства в целом.
Применение тех или иных ставок налогообложения может предопределяться спецификой конкретной отрасли экономики, характеристиками хозяйственных активностей тех или иных субъектов бизнеса.
Виды налогов, размер налоговых ставок
В наше время существует большое количество налогов. И у всех налогов разные ставки. Как в них ориентироваться? Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой вся информация структурирована. Вы легко разберетесь в тонкостях налоговых отношений.
Вид налога |
|
1. Налог на прибыль организации |
|
А)налог на прибыль |
|
Б) налог на доходы по дивидендам и акциям |
|
2. Налог на добавленную стоимость |
|
А) для отдельных групп товаров |
|
Б) для всех остальных |
|
3. Налоговые ставки физических лиц |
|
А) Налоговые ставки доходов |
|
Б)С лотерей, выигрышей, различных акций |
|
4. Государственная пошлина |
Ставки разные, зависят от конкретной ситуации |
Подразумевает ведение полной налоговой и бухгалтерской отчетности. Величина налоговой ставки составляет 20% и начисляется на прибыль организации. Такую систему налогообложения удобно применять, если вы занимаетесь оптовой торговлей. Кроме того, есть организации, имеющие льготы по налогу на прибыль. Им тоже очень удобно пользоваться данной системой налогообложения.
2. Патентная система налогообложения.
Она не подходит организациям. Рассчитана на индивидуальных предпринимателей. Фактически полученный доход не берется во внимание, когда рассчитывают величину налога. Решающим фактором является предполагаемая сумма дохода, устанавливаемая государством. Налог взимается с разницы между доходами и расходами. Величина налоговой ставки составляет 6%.
Виды налоговых ставок
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся:
- а) субъект налога или налогоплательщик — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
- б) носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;
- в) объект налога — доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
- г) источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог;
- д) Ставка налога — важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки:
- 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
- 2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
- 3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
- 4. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Принципы налогообложения
Эффективность фискальной системы обеспечивается неукоснительным соблюдением заложенных в законе правил налогообложения. В основе функционирования многих действующих налоговых систем лежат четыре основных принципа:
- Справедливость.
- Определенность.
- Удобство.
- Экономия.
Принципы деятельности системы налогов и сборов в нашей стране сформулированы в первой части Кодекса. В третьей статье этой части описаны основные характеристики налогов и сборов:
- Все плательщики должны уплачивать законом закрепленные налоги.
- Фискальные сборы не должны дискриминировать и ущемлять чьи-то права.
- Нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов или фискальные льготы, зависящие от собственности или гражданства лиц.
- Налоги должны быть обоснованы.
- Нельзя вводить налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство страны.
- Не допускается взимать налоги и сборы, обладающие характеристиками налогов нашей страны, но не предусмотренные в фискальном законодательстве.
- При введении налогов должны быть прописаны в законе все элементы фискального обложения.
- Все неучтенные в законе спорные вопросы о принятых к исполнению налогах и сборах разрешаются в пользу плательщика сбора.