Как подготовиться к пожарной проверке МЧС и не получить штраф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовиться к пожарной проверке МЧС и не получить штраф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.

Из документов подготовьте:

  1. Организационные: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, приказ о назначении генерального директора организации, протокол о выборе способа управления многоквартирным домом, договор управления, технический паспорт.
  2. Подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
  • приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
  • приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
  • приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
  • график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
  • журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
  • удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
  • приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
  • декларацию пожарной безопасности;
  • исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
  • годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
  • протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
  • протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
  • журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.

Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.

После проверки документов инспектор отправится в многоквартирный дом. Там он обратит внимание на наличие:

  • табличек с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц;
  • специальных знаков, которые обозначают отведённые для курения места;
  • знаков, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности;
  • незаконных перепланировок общего имущества;

Также инспектор проверит:

  • эксплуатацию чердачных и подвальных помещений;
  • состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
  • состояние системы оповещения людей при пожаре;
  • использование горючих материалов при отделке путей эвакуации.

Права и обязанности проверяющих

Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:

  • запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;

  • беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);

  • использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

  • привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;

  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.

При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:

  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;

  • предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;

  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;

  • по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.

Акт проверки пожарных

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

В акте проверки пожарных указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) — федеральный государственный пожарный надзор;
  • дата и номер распоряжения на проверку;
  • ФИО и должность лица, проводившего проверку;
  • ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • подписи должностного лица, проводившего проверку.

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:

  • решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;

  • протоколы отбора образцов продукции, проб;

  • протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;

  • объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;

  • предписания об устранении нарушений;

  • рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);

  • распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).

Оформление результатов пожарных проверок

После завершения проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектор ГПН должен составить в двух экземплярах соответствующий акт.

В этом документе указываются сведения об организации, в отношении которой осуществлялся пожарный надзор, реквизиты соответствующего распоряжения, данные проверяющего лица и т.д. К акту могут быть приложены следующие документы:

  • протоколы, подтверждающие отбор образцов продукции,
  • бумаги, описывающие проведенные исследования и экспертизы,
  • объяснительные записки от сотрудников организации, несущих ответственность за соблюдение пожарной безопасности,
  • предписания об исправлении выявленных нарушений (при наличии таковых),
  • рапорт на увеличение срока проведения проверки,
  • документы, подтверждающие законность проведенного надзора,
  • иные бумаги, связанные с этим процессом.

Номер акта проверки должен совпадать с номером распоряжения органа ГПН, в соответствии с которым она была организована.

Все акты проверок в обязательном порядке должны быть учтены в специальном журнале.

ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что при допущении нарушений в части пожарной безопасности, ответственные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. В связи с этим данному вопросу следует уделить повышенное внимание.

Продолжительность пожарных проверок

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав предпринимателей проверка не может длиться более 20 рабочих дней, при этом Правительство РФ вправе устанавливать сокращенный срок контрольных мероприятий в зависимости от определенных категорий риска или класса (категории) опасности хозяйственной деятельности или объекта защиты.

В отношении каждого субъекта малого предпринимательства, отнесенного к таковому в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, суммарная продолжительность пожарной проверки не может составлять более 50 часов в год — для малого предприятия (до 100 человек), более 15 часов в год — для микропредприятия (до 15 человек). Если в процессе контрольных мероприятий возникнет необходимость в межведомственном взаимодействии, пожарная проверка субъектов малого предпринимательства может быть приостановлена руководителем ГПН (его заместителем) на требуемый для уведомления срок, но максимально — на 10 рабочих дней и только однократно. В период приостановления пожарной проверки должны быть прекращены все действия надзорного органа на всех объектах защиты.

Однако сроки осуществления контрольных мероприятий могут быть продлены, но только в исключительных случаях. К таковым отнесена необходимость в сложных и/или длительных исследованиях (испытаниях, специальных экспертизах, расследованиях) на основании мотивированных предложений. Тогда пожарная выездная плановая проверка может быть продлена на дополнительный период не более 20 рабочих дней, для малых предприятий — не более 50 часов, для микропредприятий — максимально на 15 часов.

Если компания имеет несколько филиалов (автономных структурных подразделений, представительств) в различных субъектах РФ, то максимальная суммарная продолжительность всех пожарных выездных плановых проверок лимитируется 60 рабочими днями.

Основания для проведения пожарной проверки

В качестве оснований для организации выездного пожарного надзора могут выступать следующие пункты:

  • наступление даты проведения очередной плановой проверки (согласно утвержденному графику),
  • окончание периода времени, в течение которого предприятие должно было устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности,
  • введение в отношении объекта специального противопожарного режима (на основании соответствующего решения государственного органа),
  • завершение строительства (модернизации, реконструкции и т.д.) здания и его ввод в эксплуатацию,
  • поступление сигналов о нарушении конкретной организацией правил пожарной безопасности,
  • при наличии соответствующего поручения Президента РФ, Правительства РФ либо требования, поступившего от прокурора (к примеру, если идет разбирательство по факту поступившей в прокуратуру жалобы).

СПРАВКА. В целом, общий перечень оснований можно разделить на две группы в зависимости от вида проверки. Она может быть плановая и неплановая. Более подробно этот вопрос описан ниже по тексту.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Что проверит инспектор ГПН?

Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.

Инспектор проверяет наличие и маркировку средств пожаротушения, работу системы оповещения, сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Визуально оценивает состояние пожарного водопровода и проверяет акты его последних проверок, в том числе акты перекатки рукавов. Проверяющий обязан пройтись по всем этажам и проверить эвакуационные пути на момент их захламленности и наличия решеток на окнах. В местах, отведенных для курения, должна быть соответствующая табличка, плотно закрывающаяся дверь, пепельница из огнеупорного материала, система вентиляция и отдельный огнетушитель.

Что необходимо знать об организации и проведении проверок?

1. Проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375.

Существует два вида проверок: плановые и внеплановые.

Плановые проверки должны проводиться по предварительно утвержденному графику, с предварительным информированием за три рабочих дня. При внеплановой проверке обязаны уведомить за сутки до них с уведомлением прокуратуры.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Основанием для поведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление заявлений о фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Кто имеет право проводить проверки?

Проведением проверок занимается Отделы надзорной деятельности и профилактической работы (ОНДПР) МЧС РФ. ОНД может проводить ревизии как планово, так и внепланово.

Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ОНДПР обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.

Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся:

  • истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

Нормативная документация полезная для Вас:

  • Федеральный закон Российской федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г.№ 390 «О противопожарном режиме».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
  • Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ).
  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015).
  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О пожарной безопасности».

Права должностных лиц проверяемого предприятия

Собственник организации имеет право на определенные действия в период осуществления контроля.

В перечень разрешенных законом действий входят:

  • При получении акта допустимо указать в документе о согласии или несогласии с выводами инспектора. Кроме того, проверяемый может сделать пометку об ознакомлении с материалом, а также дать оценку тем или иным действиям проверяющего.
  • Должностные лица объекта могут присутствовать при проведении всех проверочных мероприятий. Собственник и руководитель могут предоставлять информацию или пояснения по тому или иному вопросу. Они вправе получать интересующую их информацию в отношении действий инспектора.
  • В ходе проведения контрольных действий и по окончанию их знакомиться с промежуточными результатами и с актом проверки.
  • Имеют право на обжалование в суде либо в вышестоящей инстанции действий инспектора и выводов, обозначенных в акте. Кроме того, предприятие вправе подготовить иск на возмещение ущерба, нанесенного сотрудниками МЧС.

Следует помнить, что существует нормы, распространяющиеся на должностных лиц предприятия и инспекторов МЧС:

  • В ходе проведения мероприятий руководитель или собственник предприятия имеет право задавать вопросы инспектору. Они могут относиться к теме проверки или общему состоянию противопожарной обороны объекта.
  • Если вы в соответствующие сроки не получили уведомление и не были оповещены о визите инспектора, то в ваше отсутствие контрольные мероприятия проводиться не могут. Кроме того, следует помнить, что предоставление объяснений является поступком, носящим добровольный характер, и вы вправе отказаться от их дачи.
  • В случае вашего несогласия с информацией, изложенной в акте проверки, следует сделать соответствующие пометки в документе, прежде всего в экземплярах, остающихся у инспектора.
  • Закон не ограничивает вас во времени ознакомления с результатами контрольных мероприятий. Сразу по окончанию проверки обратитесь к инспектору с просьбой о предоставлении экземпляра.
  • Если в ходе мероприятий проверяющий нарушил ваши права, следует отразить это на страницах акта.

Порядок проведения проверок

Проверки осуществляются Госпожнадзором в пределах Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Являются выездными, и проводятся на основании распоряжения. Копию руководству предприятия высылают не позже трех рабочих дней.

  1. Проверка полномочий. По приезду сотрудники должны предоставить удостоверение, а также приказ о проверочных мероприятиях. Вас обязательно знакомят с основаниями, объемом мероприятий, сроками и условиями проведения.
  2. Осмотр помещений. Инспекторы проверяют всю документацию, и осуществляют визуальный осмотр территории и всех объектов. Руководство или лицо, уполномоченное предприятием, вправе присутствовать на осмотре и давать объяснения.
  3. Инструктаж. Сотрудники надзорного органа также проводят инструктаж работников.
  4. Результат проверки МЧС. По итогам осмотра составляется акт, и вноситься запись в журнал учета проверок. При его отсутствии, в акте делается соответствующая запись.
  5. Предписание МЧС. Если выявлены нарушения, то выдается предписание. В нем указывается что нарушено, требование об устранении и сроки.

Действующим законодательством предусмотрено, что срок проверочных мероприятий не должен быть более двадцати дней. Причем общее количество часов за год для малого предприятия не должно превышать 50, а для микро предприятия 15 часов.

Важно знать, что срок может быть продлен, например, для проведения экспертизы, При этом, не превышая срока самой ревизии.

Обжалование проверки МЧС

Завершающим этапом ревизии является составление акта, а в случае выявления нарушений, вручается еще и предписание.

Как показывает практика, полное отсутствие нарушений пожарной безопасности является редкостью. Но зачастую, руководство фирмы считает, что требования об устранении нарушений со стороны инспектора не законны. В этом случае законодательством предусмотрен внесудебный или судебный порядок обжалования.

Обжалование в вышестоящий орган

Если вы не согласны с результатами или действиями проверяющих в ходе мероприятий, то подавайте жалобу. Срок подачи 15 дней с момента выдачи решения на руки или совершения определенных действий. Как правило, заявление направляется руководству Госпожнадзора, или руководителю вышестоящего органа.

Жалоба должна быть составлена в соответствии с законом, во избежание приостановления рассмотрения.

Ответить обязаны в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. После рассмотрения, жалобу удовлетворяют, либо отказывают.

Данный порядок обжалования занимает меньше времени и менее затратный, чем судебный. Но в то же время он и менее результативный. Ведь, как правило, вышестоящее руководство редко отменяет решение в добровольном порядке. Кроме того, обжалование не приостанавливает действие вынесенного предписания.

В случае отказа от удовлетворения заявления остается только судебный порядок. Обжалование возможно в течение трех месяцев со дня как вы узнали о нарушении прав.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]