Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Мнение большинства граждан таково, что при любой аварии с участием пешехода виноватым останется водитель. Даже в тех случаях, когда человек резко появился на дороге или иначе спровоцировал столкновение, доказать этот факт почти невозможно. Полагается, что лицо, управляющее машиной, то есть источником повышенной опасности, должно всегда быть начеку и делать все возможное для исключения аварии.
Мнение экспертов: водитель не всегда виновен в ДТП с пешеходом
В реальности аварии с пешеходом имеют разные последствия. Да, доказать правоту водителя в спорной ситуации сложно. Но при наличии весомых доказательств это возможно.
Каждое ДТП следует рассматривать индивидуально. Важны не только реальные обстоятельства, но и факт наличия доказательств. В ряде случаев лучше не скупиться на экспертизу, результат которой может иметь решающее значение для суда.
Ответственность и наказание
За наезд на пешехода не на пешеходном переходе водителю может грозить один из трех видов наказания: гражданская, административная или уголовная ответственность.
1. Самой мягкой является гражданская ответственность. Она трактуется как причинение вреда особо опасным объектом (автомобилем) и предусматривает возмещение водителем нанесенного ущерба – как морального, так и материального (расходов на лечение, упущенного заработка и т.д.). Согласно нормам Гражданского кодекса, наезд на пешехода на пешеходном переходе может предусматривать и ответственность последнего, если он причинил вред водителю или автомобилю. Хотя в судебной практике эта норма применяется крайне редко и преимущественно из-за элементарной юридической неграмотности водителей. К ней изредка прибегают лишь страховые компании с целью уменьшения своих расходов, при этом наличие достаточных доказательств приводит к тому, что суды принимают ее во внимание.
2. Что касается административной ответственности, то в 2016 году она не претерпела каких-либо изменений. Согласно статье 12.24 КоАП, наказание за наезд на пешехода представляет собой:
- Уплату штрафа в пределах 2500-5000 руб./лишение прав сроком 1-1,5 года за причинение потерпевшему легких повреждений. К таковым традиционно относят незначительную потерю общей трудоспособности или кратковременное ухудшение здоровья.
- Уплату штрафа в размере 10000-20000 руб./лишение водительских прав на срок до 2 лет в случае причинения пешеходу вреда средней тяжести. Таким, согласно КоАП, принято считать среднюю утрату работоспособности (до 1/3 года) и расстройство здоровья, которое не несет опасности для жизни.
3. Наиболее суровым наказанием за наезд на пешехода на переходе является уголовная ответственность. Если в результате инцидента пострадавший получает тяжкие телесные повреждения, отделаться штрафами водителю не удастся. В этом случае в качестве наказания Уголовным кодексом предусмотрено:
- ограничение свободы (до 3 лет);
- арест (до полугода);
- принудительные работы (максимум 2 года);
- лишение свободы (до 3 лет).
Пересекая проезжую часть…
Перебегая проезжую часть в неположенном месте, пешеход всегда очень рискует. По ПДД пересечение автодороги допускается только при отсутствии приближающихся машин и по максимально короткому пути. Если водитель сбивает пешехода за пределами пешеходного пути, ему намного легче будет доказать свою невиновность в суде. Беспечность пострадавшего в этом случае обернется для него не только полученными травмами, но и отсутствием компенсации со стороны сбившего его автомобилиста.
Особое место в судебной практике занимают ситуации, когда пострадавшие находились под действием сильнодействующих психотропных препаратов или алкоголя, поэтому неадекватно воспринимали окружающую реальность. Пересекая проезжую часть, каждый пешеход автоматически становится участником дорожного движения наравне с велосипедистом или водителем. Это значит, что, выходя на улицу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он уже нарушает ПДД, что, несомненно, будет учитываться на суде. Поскольку участникам дорожного движения запрещено находится в нетрезвом состоянии, то вина пешехода будет в этом случае налицо. Даже если наезд произошел на пешеходном переходе, ответственность будет возложена на обоих участников дорожного инцидента.
Ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе
Итак: произошла авария. Мы уже разобрались, что водителю, скорее всего, придется возместить пешеходу затраты на лечение и выплатить моральную компенсацию. Как еще его может наказать суд?
Если водитель сбил человека, и тот отделался легким либо средним вредом — суд будет обращаться к статье 12.24 КоАП РФ:
- легкий вред — штраф от 2500 до 5000 рублей, либо могут отобрать права на год-полтора;
- средний вред — придется отдать от 10 000 до 25 000, либо заберут права на полтора-два года.
Легкий вред — нарушения в здоровье были кратковременными, средний — длительное, но не опасное для жизни расстройство здоровья.
Случилось так, что человек пострадал серьезно или даже умер — наказание за это прописано в УК РФ, статья 264:
- тяжкий вред — посадят в тюрьму на два года максимум либо отправят на принудительные работы на два года, также может быть ограничение свободы до трех лет;
- смерть человека — тюрьма до пяти лет либо работы до четырех лет;
- погибло несколько человек — лишение свободы до семи лет либо принудительные работы до пяти лет.
Что говорит судебная практика о ДТП на пешеходном переходе
Так как ДТП на регулируемых и нерегулируемых переходах случается часто, судебная практика по таким делам разнообразна. Приведу для примера 2 случая.
Случай 1. Кузнецов возвращался из деревне в город и на плохо освещенной улице на нерегулируемом пешеходном переходе сбил — Антипину, которая от полученных повреждений скончалась на месте. В суде мужчина пояснил, что не заметил Антипину, так как она была в темной одежде на темной улице, а в момент приближения к “зебре” (которую также не видел) его ослепила навстречу движущаяся машина.
Мужчина сразу признал свою вину и оплатил похороны (100 тыс. руб.) и дал дочери погибшей 100 тыс. руб. на месте.
В суде также выяснилось, что погибшая женщина передвигалась медленно из-за травмы коленных суставов и страдала близорукостью.
Суд признал Кузнецова виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 8 месяцев (по ч. 4 ст. 264 УК) и запрета управлять ТС на срок до 3 лет. В связи со смягчающими обстоятельствами (раскаяние, несовершеннолетний ребенок, помощь пострадавшим) наказание признали условным. Потерпевшим сыну и дочери погибшей Кузнецов обязан выплатить по 300 и 200 тыс. руб.
Случай 2. Исаев в пьяном состоянии за рулем своей машины проехал на красный свет и на пешеходном переходе сбил Осипова. Свидетели вызвали сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Пострадавший скончался по пути в больницу. За наезд со смертельным исходом суд приговорил Исаева к 5 годам лишения свободы — по ч. 4 ст. 264 УК.
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
ДТП по вине пешеходов
ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.
Какие предпринять действия
Если печальное событие произойдет, водитель должен взять себя в руки и совершить ряд необходимых действий:
- не отключать регистратор;
- включить аварийку и установить знак аварийной остановки. Если есть возможность установить дополнительные обозначения места ДТП, особенное на участке с ограниченной видимостью или где допустима большая скорость транспорта;
- оказать больному экстренную медпомощь, обеспечить ему более удобные положение. Рекомендуется не перемещать потерпевшего, даже если он лежит на проезжей части и не совершать манипуляции, которые могут причинить больший вред;
- безотлагательно вызвать скорую помощь и работников ГИБДД;
- если состояние пешехода критическое и нет связи с неотложкой, попутным транспортом отправить в ближайшую больницу. А если ситуация не терпит отлагательств и при отсутствии попуток доставить пострадавшего в больницу самому водителю, который сбил пешехода;
- записать ФИО, номера телефонов и адреса свидетелей и очевидцев;
- обеспечить сохранность предметов, имеющие отношение к случившемуся (предметы от машины, вещи пешехода и т.п.);
- позвонить в страховую организацию по полису ОСАГО;
- произвести фото-, видеосъемку обстановки ДТП;
- прочие действия по обстановке.
Бывает, что пешеход не пострадал и не желает ни вызывать ГИБДД, ни оставаться на месте происшествия. В этом случае у него следует отобрать расписку об отсутствии претензий и жалоб на здоровье. В тоже время нужно позвонить в ГИБДД и сообщить о произошедшем. Неоднократно были случаи, когда состояние пострадавшего может ухудшиться на следующий день или он передумает о вчерашнем решении. Такие изменение не на руку водителю. Которого бесспорно будет ждать наказание за наезд на пешехода и покиданием места ДТП.
Как фиксируют проступок
Первоначально материал собирают сотрудники ДПС, прибывшие на разбор ДТП. Они освидетельствуют участников ДТП на предмет опьянения, составляют схему, опрашивают участников, очевидцев, назначают медицинскую и автотехническую экспертизы и пр. В ходе административного расследования привлекают к ответственности за попутные нарушения водителя, пешехода.
Далее если выясняется, что был тяжкий вред или имелся летальный исход, дело передают следователю МВД, который проводит расследование в рамках уголовного дела.
Если вред здоровью легкий или средней тяжести, то материалы направляют в суд для принятия решения по ст. 12.24 КоАП РФ.
В суде выясняются тщательно все обстоятельства.
Суд может применить более мягкое наказание, когда:
- водитель оказал помощь пострадавшему на месте ДТП;
- обеспечил сохранение всех предметов происшествия;
- оказывал помощь гражданину в последующем при лечении (приносил лекарства, продукты питания, оплачивал мед. расходы и пр.);
- ДТП было, в том числе по вине пешехода;
- имелись плохие погодные условия;
- наезду способствовало тяжелое стечение жизненных обстоятельств у водителя.
Какой штраф и иные меры государственной ответственности?
Если вина водителя была доказана, то ответственность должна возникнуть в любом случае. Выделяют три вида ответственности, которая может возникнуть, если сбил человека. Со стороны государства применяется административная или уголовная, которая зависит от объективных обстоятельств произошедшего. Главным критерием выступает степень причинённого вреда. Возможно наступление и гражданской ответственности. На практике это происходит только после подачи соответствующего заявления от пострадавшей стороны.
Моральный ущерб – наиболее распространённая форма гражданской ответственности, потерпевшая сторона может запросить его возмещения в любом судопроизводстве. Затребовать можно любую сумму, но ее итоговый размер будет определен судом. В каждом субъекте сложилась своя практика по назначению ущерба в зависимости от причиненного вреда.
ВНИМАНИЕ !!! Если гражданская ответственность не влечет ничего кроме выплаты определенных денежных средств, то административная и уголовная предусматривает меры государственного принуждения. Различия между административной и уголовной ответственностью в степени причиненного вреда, а также его квалификации. Административные нормы КоАП поглощают только причинение вреда легкой и средней тяжести.
Как избежать ответственности
Поскольку именно водитель несет повышенную опасность на дороге и на него возложена обязанность по пропуску пешеходов, практически всегда наступит тот или иной вид ответственности. Единственный вариант получить полное освобождение доказать отсутствие вины в действиях водителя. Например, если пешеход умеренно кидается под колеса автомобиля.
В остальных случаях приходится рассчитывать на снижение назначаемого наказания. Для этого стоит совершать все действия, предписываемые законом. Сразу после аварии необходимо включить аварийные сигналы, выставить знак. Как можно быстрее следует обратиться за медицинской помощью, а если это невозможно самостоятельно доставить пострадавшего в больницу. Виновному стоит идти на встречу и компенсировать причиненный вред добровольно путем оплаты всех расходов на лечение и иные затраты.
Соблюдение этих правил позволит расположить суд на свою сторону. Если в действиях водителя не присутствует иных нарушений, то в административном порядке можно рассчитывать на штраф. Если содеянное квалифицируется по УК РФ, то шансы на получение наказания в виде реального лишения свободы становятся минимальными.
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
Как определяется вред для пострадавших
При отсутствии вины пешехода, водителю придется отвечать за наезд, так как автомобиль относится к источнику повышенной опасности, а его владелец обязан компенсировать любой вред. В этом случае будет учитываться, какие меры предосторожности предпринял водитель, чтобы избежать наезда.
Состав мер воздействий, которые могут грозить автовладельцу, будет зависеть от степени вреда пострадавшему гражданину:
- если физические повреждения полностью отсутствуют, может наступать ответственность за нарушение ПДД, а пешеход сможет подать на возмещение морального вреда;
- причинение вреда легкой и средней тяжести карается административными санкциями по КоАП РФ;
- если вред носит тяжкий характер, либо наступил летальный исход, водителя привлеку к ответственности по ст. 264 УК РФ.
Направление на эту процедуру выдают сотрудники МВД непосредственно после столкновения, либо при обращении пострадавшего. Если повреждения полностью отсутствуют, либо носят незначительный характер, пострадавший может обойтись без обращения на медобследование – это не устраняет возможности подать на моральный вред.
Нужно учитывать, что последствия аварии могут выявляться спустя продолжительный период времени. Поэтому, если водителя уже привлекли к ответственности за наезд без причинения вреда здоровью, впоследствии существует вариант пересмотра дела. Основанием для этого будет являться заключение медицинского специалиста.
В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.
Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.
Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.
Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.
Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.
Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.