Министерство образования и молодежной политики Владимирской области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Министерство образования и молодежной политики Владимирской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

Что такое тарифная сетка

Систему используют с советских времен. Применяют тарификационную сетку для бюджетников и в коммерческих организациях. Тарифная сетка — связь между разрядом работника и тарифной ставкой, ее оформляют в виде таблицы. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника.

Одним из составляющим системы является разряд. Он означает профессиональную классификацию сотрудника, которая определяется с помощью разных категорий (уровень образования, трудовые обязанности, трудовой стаж и прочее). Разряд показывает реальные возможности использования персонала на производстве и позволяет оптимизировать производительность труда на предприятии.

Тарифная система обладает гибкой структурой, позволяя руководству корректировать оклады. Тарифные коэффициенты используются для мотивации персонала в повышении своего разряда, наглядно демонстрируя разницу в окладе между первой квалификацией и последующими.

Как составить тарифную сетку: пример

Согласно трудовому законодательству 18 разрядная сетка для учителей в 2022 году не действует, ее отменили еще в 2008 году. Если для должности работника бюджетной сферы не установлен конкретный оклад по межотраслевому положению или региональному постановлению, то за месячную (базовую) тарифную ставку принимают текущий размер МРОТ. С 1 января 2022 года его планируют увеличить до 13 890 рублей в месяц.

Примерная таблица с тарифной сеткой бюджетников на 2022 год в России выглядит так:

Разряд Тарифный коэффициент, % Месячная ставка, руб.
1 1,00 13 890,00
2 1,10 15 279,00
3 1,23 17 084,70
4 1,36 18 890,40
5 1,51 20 973,90
6 1,67 23 196,30
7 1,84 25 557,60
8 2,02 28 057,80
9 2,22 30 835,80
10 2,44 33 891,60
11 2,68 37 225,20
12 2,89 40 142,10
13 3,12 43 336,80
14 3,36 46 670, 40
15 3,62 50 281,80
16 3,90 54 171,00
17 4,20 58 338,00
18 4,50 62 505,00

Работники учреждений физкультуры и спорта могут получать дополнительные выплаты за определенные достижения

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Комиссия рекомендовала устанавливать стимулирующие выплаты следующим работникам:

— тренерам этапа начальной подготовки и тренировочного этапа — за сохранность контингента, сохранение здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку;

— тренерам, которые трудоустроились в организацию, где они проходили спортивную подготовку в качестве спортсменов на этапах спортивной подготовки;

— тренерам осуществляющих спортивную подготовку организаций, расположенных в сельской местности;

— тренерам и иным специалистам, участвующим в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ГТО.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Компенсационные выплаты

Сколько: до 200 процентов от зарплаты.

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.

Компенсацию платят за:

  • сверхурочную работу;
  • проверку письменных работ;
  • заведование кабинетами;
  • руководство предметными комиссиями;
  • работу в сельской местности;
  • работу с детьми-сиротами.

Пособия молодым учителям

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

  • единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
  • надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.

Как получить:

  • устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • заключить трудовой договор не менее, чем на три года.

Особенности заработной платы работников педагогического труда

На работников образовательных учреждений распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата (должностной оклад) выплачивается им за выполнение функциональных обязанностей и работ.

Тарифная (нормативная) система оплаты труда представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий персонала. Составными элементами тарифной системы являются тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные разряды и квалификационные категории.

Тарифная ставка — это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за единицу рабочего времени.

Должностной оклад — это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей в течение месяца (месячный должностной оклад). Месячные должностные оклады работников бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС).

Что представляют собой базовые оклады

В трудовом законодательстве устанавливается норма, согласно которой работники муниципальных и государственных учреждений могут рассчитывать на получение дополнительной гарантии – базового оклада и базовой ставки заработной платы, предусмотренной для каждой отдельной профессиональной квалификационной группы работников.

Соответственно, заработная плата, установленного для каждого отдельно взятого работника, отнесенного к конкретной профессиональной группе, не может быть ниже специально установленной в законодательных актах базовой величины.

Отдельно стоит отметить тот факт, что непосредственно при установлении базовых окладов обязательно учитывается различие, существующее между профессиональными квалификационными группами. Соответственно, на законодательном уровне устанавливаются обоснованные соотношения между размерами заработной платы отдельных групп профессий, принимая во внимание сложность выполняемого ими труда и прочих факторов.

Подобные базовые оклады устанавливаются Постановлениями Правительства.

В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти устанавливают перечень профессиональных квалификационных групп и отдельные критерии, по которым осуществляется отнесение профессий рабочих и отдельных должностей служащих. Помимо этого, федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, осуществляет следующие функции:

  • выработку политики государственного уровня в сфере труда;
  • осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Повысят ли оклад учителя, если он ниже МРОТ? Может ли ставка быть ниже МРОТ?

Как следует из ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Основная проблема этой формулировки заключается в том, что термин «заработная плата» включает в себя не только сам оклад, но и другие компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты, например за разъездной характер работы. Отдельные надбавки периодически исключаются из расчета МРОТ решениями высших судов. В настоящий момент при расчете соответствия заработной платы минималке не учитываются:

  • доплаты за совмещение, временное исполнение обязанностей, увеличение объема работ или зоны обслуживания;
  • доплаты за работу в выходные и праздники, вредную, ночную и сверхурочную работу;
  • матпомощь, премии к праздникам.

Топ-20 регионов по зарплате учителей

Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования

Субъект РФ

Средняя зарплата учителей, руб.

1

Чукотский авт. округ

113 350

2

Ямало-Ненецкий авт. округ

99 645

3

Москва

98 197

4

Сахалинская область

90 933

5

Магаданская область

85 352

6

Ненецкий авт. округ

84 284

7

Камчатский край

75 144

8

Ханты-Мансийский авт. окр.

70 374

9

Республика Саха (Якутия)

69 099

10

Мурманская область

59 835

11

Санкт-Петербург

59 766

12

Московская область

57 525

13

Республика Коми

50 839

14

Тюменская область без авт. окр.

49 933

15

Ленинградская область

49 097

16

Хабаровский край

48 257

17

Приморский край

46 520

18

Амурская область

46 498

19

Архангельская область без авт. окр.

46 458

20

Красноярский край

45 963

Зарплата учителя в сельской местности: льготы и доплаты

✓ В России сегодня реализуется программа «Земский учитель». Ее цель – привлечь молодых специалистов к работе в селе. В федеральном бюджете на нее предусмотрено финансирование до конца 2023 года.

По условиям программы, учителя, переехавшие работать в поселки или города с населением до 50 тысяч человек, получают единовременную компенсационную выплату – 1 млн рублей. Если населённый пункт находится на территории Дальневосточного федерального округа, то компенсация составляет 2 млн рублей.

Чтобы принять участие в программе, нужно заключить трудовой договор с местной школой, обязуясь отработать в ней не менее пяти лет.

✓ Кроме того, надо напомнить о льготах, которые имеют женщины, работающие в сельской местности, согласно ТК РФ.

1 Во-первых, статья 263.1. Трудового кодекса устанавливает для них сокращенное рабочее время — 36 часов в неделю (если федеральным законодательством не установлена еще меньшая продолжительность рабочего времени). При этом заработную плату женщины, работающие в сельской местности, получают в полном объеме, как за 40-часовую рабочую неделю.

2 Во-вторых, они имеют право на предоставление по письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения зарплаты. В случае подачи женщиной такого заявления, работодатель не имеет права ей отказать.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

  • являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и
  • не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и
  • есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

  • от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и
  • использование этих средств на оплату труда конкретных работников.

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

  • заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
  • а также компенсационные выплаты:
    • доплаты и надбавки компенсационного характера,
    • в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
    • работу в особых климатических условиях и
    • на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и
    • иные выплаты компенсационного характера
  • и стимулирующие выплаты:

    • доплаты и надбавки стимулирующего характера,
    • премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

  • в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

  • это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,
  • а также компенсационные выплаты и
  • стимулирующие выплаты.

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

  • порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:
    • с количеством их труда,
    • условиями труда,
    • качеством труда и
    • результатами труда.

Система оплаты труда в казенном учреждении

Систему оплаты труда в муниципальном казенном учреждении устанавливают коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами.

Такие документы составляют в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

Также нормативными актами, принятыми на местном уровне, устанавливается порядок формирования фонда оплаты труда учреждений.

Например, постановлением Окружной администрации Г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 26.06.

2013 № 143п, установлено, что фонд оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств государственного и муниципального бюджетов, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным 4 заданием муниципальных услуг (выполнением работ), субсидий на иные цели, объемов средств, централизованных главным распорядителем бюджетных средств и используемых учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

4.1 Кто устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)?

Ответ: Величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

4.2 Когда МРОТ будет доведен до прожиточного минимума?

Ответ: огласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Однако введение данной нормы отложено статьей 421 Кодекса, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.

Основной проблемой реализации норм статей 133 и 421 Кодекса является то, что в случае доведения МРОТ до среднероссийского прожиточного минимума в ряде субъектов Российской Федерации минимальная заработная плата превысит региональные прожиточные минимумы на 29%-35%. Это потребует значительного увеличения расходов организаций реального сектора экономики, а также бюджетов всех уровней. При этом в других регионах минимальная заработная плата составила бы чуть больше половины от региональных прожиточных минимумов. Соответственно, МРОТ, установленный на уровне среднероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, не обеспечивает учет региональных различий.

Таким образом, целесообразно установить минимальный месячный уровень оплаты труда работников не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта Российской Федерации. При этом уменьшится необходимость в мерах социальной поддержки, в частности оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам и выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Также следует отметить, что увеличение стоимости труда является стимулом для работодателей к повышению производительности труда своих организаций.

В связи с этим основным направлением станет «регионализация» МРОТ (установление одновременно на всей территории Российской Федерации единой величины МРОТ, выраженной в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения)
В целях реализации статей 133 и 421 Кодекса Минтрудом России был подготовлен проект федерального закона о поэтапном доведении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – законопроект).

Законопроект был рассмотрен в июне 2015 года на заседании рабочей группы Минтруда России, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на заседании рабочей группы по заработной плате, доходам и уровню жизни населения, а также на «круглом столе» Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов. В процессе обсуждения сохраняются концептуальные расхождения позиций сторон социального партнерства, связанные с определением минимального размера оплаты труда.

Таким образом, для согласования позиций сторон социального партнерства необходимо проведение дальнейших консультаций. В связи с этим, законопроект не мог быть внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сроки, предусмотренные для подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год.

Консультации сторон социального партнерства по механизму повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения будут продолжены в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

4.3 Планируется ли повышение минимального размера оплаты труда в 2016 году и насколько?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2016 года МРОТ установлен в сумме 6204 рубля в месяц (увеличение на 4%).

В ней непосредственно учитывается деятельность по обучению детей. Её оценивают в количестве часов, потраченных на проведение уроков. Важно учитывать, что для повышения уровня своей работы, педагоги должны тратить время на своё совершенствование, повышая уровень своих знаний. Кроме времени, потраченного на уроки, здесь должны учитываться дополнительные виды работы, которые обеспечивают продуктивность основного труда.

Учителю в обязательном порядке приходится проверять тетради, что требует большого количества времени. Отнимает достаточно сил выполнение классного руководства. В большинстве случаев учителя делают или занимаются приобретением наглядных пособий по преподаваемому им предмету. В процессе обучения неоднократно приходится использовать раздаточный материал, который приходится в большинстве случаев делать самостоятельно.

Кроме перечисленного, в эту часть зарплаты включаются доплаты за квалификацию и интенсивность труда. Необходимо принимать во внимание, что иногда выполнение обязанностей может усложняться, что также должно учитываться.

Все перечисленные и аналогичные виды работ, выполняемыми преподавателями должны оплачиваться в составе основной части базового оклада.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]