Организация предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Регулярные медобследования помогают на ранних стадиях выявить серьезные хронические заболевания и расстройства, проблемы со здоровьем, которые сказываются на концентрации внимания, управлении ТС, что приводит к происшествиям. Это минимизирует количество ситуаций, когда сотрудник управляет ТС в состоянии опьянения после употребления спиртного или наркотиков, что часто становится причинами ДТП с пострадавшими и/или погибшими.

Порядок проведения медосмотра

Главная цель проведения предрейсового осмотра — оценить здоровье сотрудника, получить точное представление о его физическом и психологическом состоянии. Это гарантия безопасности при использовании автотранспорта, снижения числа аварийных дорожных ситуаций. Для этого медицинский работник совершает следующие действия:

  • проверяет, как зрачки реагируют на свет;
  • оценивает походку;
  • производит осмотр кожных покровов на предмет обнаружения расчесов или следов от уколов;
  • измеряет частоту пульса и давление;
  • отмечает, какой фон настроения преобладает (необходимо на ранних стадиях выявлять явные признаки тревожности, апатии, повышенной раздражительности, если то или иное состояние сильно проявляется, соответствующая информация вносится в журнал);
  • наблюдает, как разговаривает пациент, оценивает, насколько четкая и складная речь.

Когда проводят медицинский осмотр

Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.

Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.

Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров

КоАП РФ Статья 12.32

Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения
либо не имеющего права управления тс

1 на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс 20 000 р.
2 на юридических лиц 100 000 р.

КоАП РФ Статья 11.32

Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых
медицинских осмотров

1 на граждан 1000 – 1500 р.
2 на должностных лиц 2000 – 2500 р.
3 на юридических лиц 30 000 – 50 000 р.
4 на индивидуальных предпринимателей 30 000 – 50 000 р.

КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3

Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические
или психотропные вещества после ДТП

1 на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав

КоАП РФ Статья 5.27.1

Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний

1 на должностных лиц 15 000 – 25 000 р.
2 на ИП 15 000 – 25 000 р.
3 на юридических лиц 110 000 – 130 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2

Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

1 на граждан 3 000 р.
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р.

КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3

Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС

1 на граждан 3 000 р
2 на должностных лиц 5 000 р.
3 на юридических лиц 30 000 р

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Когда и кому нужно проходить осмотр

Согласно ФЗ № 196, медицинское освидетельствование обязаны проходить все граждане при получении и замене водительского удостоверения.

Прочие виды медико-тестовых обследований обязательны лишь для следующих категорий водителей:

  • дорейсовые — для лиц, чья работа связана с транспортировкой пассажиров и грузов. Исключение составляют лишь те, кто выезжает по вызову служб экстренного реагирования;
  • послерейсовые — для граждан, служебная деятельность которых заключается в перевозке людей и опасных грузов. Очевидно, что для этой категории сотрудников досмотр необходимо проводить до и после работы.

Примечание: время, затрачиваемое на мед. освидетельствование (до или после рейса), является оплачиваемым (ст. 213 ТК). Если сотрудник-водитель проходит проверку в нерабочее время, то оно должно быть учтено бухгалтерией как сверхурочное. Организация и оплата осмотра возлагается на работодателя.

Цель обязательного медосмотра — выявление возможных противопоказаний к работе, вреда, причиненного воздействием вредных факторов в рабочее время, употребления работником алкоголя или психотропных средств при исполнении служебных обязанностей.

Что позволяет выявить освидетельствование:

  • плохое самочувствие;
  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • воздействие психотропных препаратов.

Прийти в мед

Посетить врачей и сдать анализы

Получить справку

В обязанности индивидуальных предпринимателей (ИП) и каждой компании, эксплуатирующих транспортные средства, входит контроль состояния водителя перед и после выполнения им своей работы (смены/рейса). Необходимо это не только в целях соблюдения норм охраны труды, но и для обеспечения дорожной безопасности в целом. Физическое переутомление, болезнь, признаки воздействия опасных производственных факторов, состояние и остаточные явления наркотического, алкогольного или токсического опьянения являются прямой угрозой здоровью и жизни как самого водителя, так и других участников дорожного движения.

Обязательно ли проходить пред- и послерейсовый медосмотр? В соответствии с ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» для отдельных категорий водителей данный вид осмотров обязателен. Кто, как и где обязан проходить медицинский предрейсовый и послерейсовый медосмотр? Нужно ли проводить осмотр водителей в командировке? Какова цена этой услуги в СПб в 2019 году? Это и многое другое читайте далее.

1.1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации, с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

1.2. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.3. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским работником, имеющим соответствующий сертификат.

1.4. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя организации].

1.5. Медицинский работник по предрейсовым медицинским осмотрам должен знать:

— постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей;

— порядок и правила обращения с инструментами, предназначенными для измерения артериального давления, пульса, температуры тела, определения реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе;

— методы проведения предрейсовых осмотров водителей;

— правила внутреннего трудового распорядка организации;

— основы организации труда;

— правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.6. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПРОВОДИТЬ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ (ПОСЛЕРЕЙСОВЫЙ) ОСМОТР ВОДИТЕЛЕЙ

Заниматься проведением медицинского осмотра могут только сотрудники, обладающие подтвержденной квалификацией. Она узаконивается на основании сертификатов, выдаваемых по специальности сестринское или лечебное дело, а также через удостоверение, говорящее о прохождении курсов повышения квалификации. Стать медицинским работником, занимающимся организацией предсменных осмотров, может медсестра, числящаяся в штабе транспортной компании, или другой сотрудник, присланный профильной медицинской организацией.

В случае если сотрудник числится за сторонней компанией, его учреждение должно обладать лицензией на проведение соответствующего типа осмотров. Поэтому перед подписанием договора в обязательном порядке необходимо проверить наличие лицензии через официальный сайт Роспотребнадзора.

ОБОРУДОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДОСМОТРА

Оборудование кабинета для предрейсового медицинского осмотра водителей и требования к его использованию прописываются на законодательном уровне. Отсутствие необходимых медицинских изделий или их несоответствие регламентируемым стандартам приводят к отказу в получении лицензии.

При организации работы медицинского кабинета формируется перечень предметов, относящихся к повседневному использованию. В их число входит:

  • Психрометр — прибор, предназначенный для оценки уровня влажности в помещении.
  • Ультрафиолетовый облучатель.
  • Инвентарь для ежедневной уборки: ведра, тряпки, перчатки, швабры.
  • Сменные медицинские халаты.
  • Контейнер, содержащий пакеты для мундштуков из-под алкотестера.
  • Одноразовые мундштуки.
  • Раствор для дезинфекции для оборудования и проведения работ в помещении.
  • Контейнеры для складирования отходов.

Оснащение кабинета предрейсового осмотра водителей предполагает возможность проведения тестирования и исследования на месте без необходимости вывоза полученных образцов в другие лаборатории.

Основные требования к используемому оборудованию в медицинском кабинете предполагают приобретение следующих предметов:

  • Медицинской кушетки.
  • Рабочего стола и стульев к нему.
  • Настольного светильника.
  • Шкафа для размещения одежды.
  • Вешалок.
  • Напольного коврика.
  • Сейфа.
  • Стола, предназначенного для размещения медицинского оборудования.

Среди обязательных приборов можно выделить следующие устройства:

  • Тонометры.
  • Термометры
  • Фонендоскопы.
  • Алкотестеры.
  • Экспресс-тесты, проверяющие нахождение наркотических веществ в организме.
  • Медицинские шпатели.
  • Аптечка, содержащая медицинские препараты для оказания первой помощи.

Если медкабинет находится на территории компании, получившей лицензию как медицинское учреждение, ей необходимо иметь собственную лабораторию.

Для организации работы кабинета в рамках предприятия необходимо не просто подготовить кабинет, но и привлечь квалифицированных сотрудников, имеющих доступ к подобной работе. Для руководителя по медицинской части предъявляемые требования выглядят следующим образом:

  • Высшее образование по специальности «Лечебное дело».
  • Прохождение интернатуры.
  • Документы, подтверждающие повышение квалификации по специальности.
  • Свидетельство о повышении квалификации в рамках «Организации здравоохранения…».
  • Опыт работы от 5 лет.

Для осуществления работы медицинской сестры или фельдшера требуется удовлетворение следующих условий работы:

  • Среднее образование со специализацией «Сестринское дело» или наличие профильной квалификации.
  • Сертификат, подтверждающий повышение квалификации по специальности.
  • Удостоверение о прохождении профессионального обучения, связанного с вопросами организации предсменных и послесменных осмотров.

В настоящее время лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 17 Закона N 128-ФЗ ).

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства от 10.06.2002 N 402 (фактически утратило силу в отношении грузоперевозок и пассажирских перевозок на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом).

Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, закреплены Законом о БДД, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.

Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.

Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем.

А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.

Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.

Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать.

При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.

Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.

В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.

Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Обязательность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей закреплена в ст. 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок проведения медосмотров водителей определялся Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 года № 835н.

Этот порядок распространяется на предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медосмотры. Категории работников, которые обязаны их проходить, не перечислены. В Порядке есть отсылка к ТК РФ и другим федеральным законам. Речь прежде всего идет о ст. 213 ТК РФ и статье 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Этот порядок распространяются и на индивидуальных предпринимателей, если они управляют транспортным средством самостоятельно. В инструкции ничего не говорится о работниках, которые пользуются своим автомобилем в служебных целях. Очевидно, что им проходить медосмотры не нужно.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]