Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


С какой целью создают положения об отделах предприятия? Основная задача данного документа — это наиболее полно описать место отдела (службы, сектора) в компании, а также его состав, статус и порядок взаимодействия с внешними и внутренними контрагентами.
Благодаря четко изложенному описанию целей сотрудники намного лучше понимают стратегию предприятия, вклад своего структурного подразделения в общие достижения.

Формы ПП и ДИ рекомендуется разрабатывать в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) [8].

Обязательными реквизитами ПП и ДИ являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста документа.

Подписи лиц, согласующих проекты ПП и ДИ, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован.

В конце текста ПП или ДИ или на отдельном листе ознакомления работники проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.

Методика разработки положений о структурных подразделениях

Д.Л. Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного

Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.

Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.

Начнем с того, что понимается под структурным подразделением и на какой тип подразделения разработаны приводимые ниже рекомендации.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как раз для второго типа подразделений, то есть внутренних, подготовлены настоящие рекомендации.

Как следует из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. на 12.11.2003), разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься отдел организации и оплаты труда. Поскольку такое подразделение создается далеко не в каждой организации, то обычно эта работа поручается либо службе персонала, которая чаще всего является инициатором введения положений, либо кадровой службе (отделу кадров). К совместной работе может также подключаться юридический или правовой отдел.

В отдельных организациях принято, что каждое структурное подразделение самостоятельно разрабатывает для себя положение. Вряд ли такую практику можно назвать правильной, особенно, если компания не выработала единые правила и требования к этим локальным нормативным актам.

Общее руководство работами по составлению положений о структурных подразделениях, как правило, осуществляет заместитель руководителя организации (по персоналу, по административным и иным вопросам).

Положение об управлении кадров I. Общие положения

 1. Управление кадров (далее - Управление) является структурным
Открытого акционерного общества "Мечта"
подразделением --------------------------------------- (далее - Общество).
  1. Основными целями Управления являются:
  • повышение производительности труда посредством разработки и внедрения системы управления персоналом, направленной на максимальную реализацию потенциала персонала Общества;
  • разработка и осуществление кадровой политики Общества;
  • формирование имиджа «предпочтительного работодателя» в глазах работников Общества и на внешнем рынке труда.
  1. Основными задачами Управления являются:
  • участие в разработке и реализации стратегии, целей и бизнес-планов Общества в части обеспечения его трудовыми ресурсами;
  • аналитическое и методическое обеспечение (отчеты, справки, записки и т.д.) принятия руководством Общества управленческих решений по кадровым вопросам;
  • разработка и реализация комплекса планов и программ по работе с персоналом с применением современных методов и технологий управления персоналом;
  • прогнозирование и планирование потребности Общества в персонале;
  • обеспечение подразделений Общества квалифицированным, профессионально подготовленным персоналом;
  • закрепление в Обществе работников требуемых специальностей и квалификации;
  • формирование и подготовка резерва кадров на выдвижение на руководящие должности на основе политики планирования карьеры, развертывания системы непрерывной подготовки работников с использованием практики оценок, ротации, переподготовки, повышения квалификации и стажировки;
  • улучшение качественного состава персонала, формирование системы обучения персонала, создание условий, стимулирующих рост профессиональной компетенции всех работников берегового и плавающего состава;
  • достижение максимальной эффективности труда работников всех уровней на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, рационализации структуры и штата, укрепление дисциплины труда;
  • совершенствование системы морального стимулирования работников Общества;
  • создание системы оценки персонала и результатов деятельности работников Общества;
  • обеспечение социальной защищенности персонала Общества в соответствии с законодательством (обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение и т.д.);
  • создание системы кадрового учета и документирования трудовой деятельности работников Общества;
  • обеспечение соблюдения норм трудового права в работе с персоналом Общества;
  • развитие внутрикорпоративной коммуникации и участие во внешних PR-акциях с целью формирования статуса Общества как «предпочтительного работодателя»;
  • изучение рынка труда, проведение анализа движения кадров Общества, оценки удовлетворенности персонала, морально-психологического климата в коллективе и других исследований;
  • укрепление связей Общества с отраслевыми учебными заведениями.
  1. В своей работе Управление руководствуется:
  • нормами Конституции Российской Федерации;
  • нормами международного права;
  • международными договорами Российской Федерации;
  • федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
  • уставом Общества;
  • коллективным договором и иными внутренними нормативными актами Общества;
  • настоящим положением.
  1. Управление находится в непосредственном подчинении у генерального директора Общества.
  2. Руководство работой Управления осуществляет директор по персоналу в соответствии с должностной инструкцией.
  3. Директор по персоналу назначается на должность и освобождается от нее Советом директоров Общества и является членом Правления Общества.
  4. Структуру и штат Управления утверждает генеральный директор Общества по представлению директора по персоналу.
  1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных положением на Управление функций и задач несет директор по персоналу.
  2. Степень ответственности других работников устанавливается в соответствии с должностными инструкциями, внутренними нормативными документами Общества и действующим законодательством.

Положение о кадровой службе регламентирует порядок построения и функционирования системы кадрового менеджмента компании. Положение о кадровой службе устанавливает:

  • статус кадровой службы в иерархической структуре компании;
  • цели и задачи кадровой службы;
  • функции кадровой службы компании;
  • взаимоотношения кадровой службы с другими подразделениями компании;
  • права и ответственность сотрудников кадровой службы.

Для чего нужны положения о структурных подразделениях

Начнем с того, что отметим две важных детали:

  1. Написание положений актуально, если есть реальное деление организации на эти самые подразделения.
  2. Наличие рассматриваемых положений не обязательно для организации.

Структурное подразделение организации — выделенная в установленном порядке, но не обладающая признаками юридического лица и не являющаяся обособленной, часть предприятия, на которую возлагаются самостоятельные задачи, функции и ответственность.

Основным критерием для выделения части предприятия (работников) в отдельную структуру является возложение на неё особых задач и функций, а также придание особых полномочий, необходимых для решения этих задач.

Практика управления показывает, что эффективно организовать работу и осуществлять контроль возможно, если в непосредственном подчинении у одного руководителя находится не более 8-10 работников. Следовательно, желательно деление крупных подразделений на более мелкие структурные единицы:

  • управления — отделы, службы;
  • цеха — секторы, участки;
  • отделы — отделения, секторы, участки.

Характеристика отдела

Раздел «Основное назначение» описывает:

  1. Место подразделения в системе предприятия.
  2. Подчиненность.
  3. Целевое назначение.
  4. Правила формирования и ликвидации отдела.

В блоке «Нормативное основание деятельности» приводится перечень документов, в соответствии с которыми разрабатывается Положение, и будет функционировать подразделение. В следующем разделе указывается информация с учетом специфики отдела. В нем, в частности, описывается:

  1. Структура подразделения, порядок, в соответствии с которым она формируется и утверждается.
  2. Правила назначения на должность начальника, освобождения и замещения. При необходимости описываются квалификационные требования (стаж, категория, образование).
  3. Задачи руководителя отдела.
  4. Наличие и количество заместителей, порядок, в соответствии с которым между ними распределяются должностные обязанности.
  5. Правила утверждения Положений, регламентирующих деятельность структурных единиц подразделения, служебных инструкций для сотрудников.
  6. Порядок, в соответствии с которым формируется штат отдела.

С утвержденным Положением о подразделениях должны ознакомиться все сотрудники предприятия. Служащие обязаны поставить свои подписи в документе. Для этого предусматривается специальная графа о доведении или ознакомлении сотрудников с Положением. Подписи ставятся по старшинству — сначала расписывается начальник отдела, затем все служащие. Для фиксации ознакомления с документом может использоваться метод, предусмотренный для должностных инструкций. Он заключается в составлении отдельного листа доведения Положения до сведения служащих. В качестве основания для внесения изменений в документ выступает приказ директора предприятия.

Способы и порядок его оформления аналогичны тем, что установлены для корректировок должностных инструкций. Вместе с этим необходимо учесть важный момент. Внесение корректировок в Положение о подразделениях может, а в ряде случаев обязательно должно повлечь изменение должностных инструкциях сотрудников. В противном случае возникнет несогласованность в деятельности всего предприятия. Положение о подразделениях не обязательно, но крайне желательно разработать, поскольку оно существенно оптимизирует деятельность отделов. С помощью этого документа становится более четким и слаженным взаимодействие между сотрудниками предприятия, начальниками и заместителями. Этот документ значительно упрощает контроль и управление предприятием.

Принципы структуры управления Компанией

4.1. Управление Компанией осуществляется в соответствии с Уставом Общества, настоящим Положением, другими нормативными документами Компании.

4.2. Организационная структура управления Компании состоит из Общего управления и шести основных подразделений — служб:

  • Коммерческая служба;
  • Производственная служба;
  • Техническая служба;
  • Финансовая служба;
  • Административно – хозяйственная служба;
  • Служба качества.

4.3. Общее управление представляет из себя высшее руководство Компанией. В Общее управление входят:

  • Наблюдательный совет;
  • Генеральный директор;
  • Начальник Отдела охраны труда;
  • Заместители Генерального директора – директора.

4.3.1. Наблюдательный совет – постоянно действующий орган, созданный Общим собранием Участников Общества. Наблюдательный совет представляет интересы Участников Общества и ведет контроль над текущей деятельностью Компании. Права и обязанности Наблюдательного совета регламентируются Положением о подразделении ПП-21-2000 «Положение о Наблюдательном совете». Председатель и члены Наблюдательного совета избираются Общим собранием Участников Общества.

4.3.2. Генеральный директор – единоличный исполнительный орган Компании, ведущий общее руководство деятельностью Компании и возглавляющий Дирекцию. Генеральный директор Компании подотчетен Общему собранию Участников Общества. Права и обязанности Генерального директора Компании регламентируются в Должностной инструкции ДИ-22-2000 «Положение о Руководителе Общества». Генеральный директор Компании избирается на должность и освобождается от должности Общим собранием Участников Общества. В нормативной документации Компании допускается замена «Генеральный директор .

4.3.3. Начальник Отдела охраны труда – руководит Отделом охраны труда, курирует все вопросы, связанные с безопасностью труда, экологией и охраной труда в Компании. Начальник Отдела охраны труда подчиняется непосредственно Генеральному директору Компании. Права и обязанности начальника Отдела охраны труда регламентируются в ДИ-03-2000 «Должностная инструкция начальника Отдела охраны труда». Начальник Отдела охраны труда назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора Компании.

4.3.4. Заместители Генерального директора – Директора — руководят службами, в которые объединены отделы, цеха и участки. Директора подчиняются непосредственно Генеральному директору Компании и вместе с Генеральным директором Компании образуют коллегиальный орган управления Компанией – Дирекцию, в ведении которой находятся вопросы, требующие коллегиального решения. Заместители Генерального директора Компании назначаются на должность и освобождаются от нее приказом Генерального директора Компании. Права и обязанности Директоров регламентируются их Должностными инструкциями:

  • ДИ-05-2000 «Положение о коммерческом директоре»;
  • ДИ-27-2000 «Положение о директоре по производству»;
  • ДИ-37-2000 «Положение о техническом директоре»;
  • ДИ-56-2000 «Положение о финансовом директоре»;
  • ДИ-69-2000 «Положение о директоре по общим вопросам»;
  • ДИ-77-2000 «Положение о директоре по качеству».

4.4. Основными (укрупненными) структурными единицами Компании являются службы. Данные подразделения осуществляют управление одной из областей деятельности Компании. Общее управление работой служб осуществляют заместители Генерального директора Компании — директора.

4.5. Для организации управления конкретными задачами в составе служб создаются дополнительные структурные подразделения: отделы, участки и цеха. Общее управление работой отделов, участков и цехов осуществляют их руководители – начальники отделов, участков и цехов. Начальник дополнительного структурного подразделения назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора Компании на основании письменного представления руководителя службы.

Положение как организационно-правовой документ

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Положение о взаимодействии структурных подразделений отк

Положение устанавливает порядок действий Контрактной службы для осуществления своих полномочий и определяет механизмы взаимодействия со структурными подразделениями, должностными лицами в части планирования и осуществления закупок, исполнения, изменения и расторжения муниципальных контрактов, заключенных Клинцовской городской администрацией в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.1.3. Контрактная служба, структурные подразделения и должностные лица взаимодействуют на основе принципов открытости, прозрачности информации в сфере закупок, профессионализма, эффективности осуществления закупок, ответственности за результативность обеспечения нужд городского округа «город Клинцы Брянской области».2.1. Для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) структурное подразделение Клинцовской городской администрации, инициирующее закупку, представляет контрактной службе заявку

Взаимоотношения подразделения с другими структурными единицами и организациями

Важный аспект работы подразделений – взаимодействие отделов внутри организации и с внешними субъектами. Большую роль здесь играет положение о юридическом отделе (образец представлен в статье), в котором должны отражаться способы реализации полномочий вне предприятия, так как специалисты правовой сферы по специфике работы часто взаимодействуют со сторонними лицами и организациями.

В шестой части должен фиксироваться процесс документооборота внутри подразделения и при взаимодействии с другими отделами. Здесь же указывается перечень базовых документов, которые должны разрабатывать соответствующие структурные подразделения лично и совместно с иными отделами.

Важный аспект шестого раздела – определение периодичности и сроков предоставления разработанных актов.

В конце деловой бумаги, который завершает составленный акт, ставится подпись начальника структурного подразделения и отметка об утверждении документа руководителем всего предприятия.

Правовая основа СУОТ

В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.

Отличия филиала от обособленного подразделения

Филиал – обособленное подразделение юридического лица, находящееся на другой территории и выполняющее какие-либо обязанности головного предпрития. Решение о необходимости создания филиала принимается собственниками юрлица. Информация о наличии филиалов, их адресах и прочих показателях, обязательно отражается в ЕГРЮЛ, дополнительно сообщать о них в ФНС не требуется.

Филиалу позволено осуществлять коммерческую деятельность через собственный банковский счет, а также играть роль представительства. Работа филиала фиксируется в собственном бухучете, но отчетность, где показана работа всех филиалов, в ФНС предоставляется головным предприятием.

Обратите внимание

Отличие филиала от обособленного подразделения: выполняет обязанности головного предприятия, представительства и вносится в ЕГРЮЛ.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Открывая обособленное подразделение ООО может нарушить целый ряд законов и правил. Чтобы этого не произошло, проще всего пройти всю процедуру под контролем налогового консультанта или организации, оказывающей услуги бухгалтерского консалтинга.

Важно обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • Приказ об открытии обособленного подразделения по срокам должен максимально совпадать с арендой помещения и наймом руководителя, чтобы не возникло проблем с определением даты начала фактической деятельности.
  • Сообщение о создании обособленного подразделения подают только при создании простого ОП. На это отведен месяц. Размер штрафа, начисляемого если не успеть сообщить вовремя или забыть – 200 рублей.
  • Заявление об открытии обособленного подразделения для учета в ФНС передают не медленнее, чем за месяц с начала работы. НК за превышение срока предусмотрен штраф 10 000 рублей, а за ведение бизнеса без учета – 10% от доходов, но не меньше 40 000 рублей. Хотя к ОП подобные санкции, как правило, не применяют, ограничиваясь штрафом в 200 рублей, лучше сделать все вовремя. Начисленный штраф более двухсот рублей, можно опротестовать в суде. Прецеденты выигрыша подобных дел достаточно часты.
  • За несвоевременный учет в ФСС предусмотрен штраф 5 000 рублей, если заявление об открытии обособленного подразделения было подано менее чем через 90 календарных дней, далее штраф – 10 000 рублей.
  • Если компания на УСН открыла территориально обособленное подразделение, наделенное функциями филиала, то она автоматически утрачивает право на применение упрощенки. Если деятельность на ней велась, то следует доначислить налог на прибыль и НДС, предусмотренные ОСНО, с начала квартала, когда ОП начало деятельность. Самый проблемный НДС – его должны уплатить клиенты, которые уже получили услугу или купили товар без надбавки. В случае их отказа от доплаты, возместить ущерб придется компании за свой счет. Далее головная организация обязана применять ОСНО.
  • На ЕНВД обособленное подразделение претендовать не может, так как с 1 января 2021 года такой режим налогообложения упраздняется. Организации, которые его применяли ранее обязаны перейти на УСН или ОСНО. Если у ООО есть филиалы, то ей доступен только переход на ОСНО.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]