Экономисты оценили сокращение госрасходов и последствия роста налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономисты оценили сокращение госрасходов и последствия роста налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.

Выручкой считается сумма денежных средств, поступившая за реализацию продукции или товара, за произведённые работы либо оказанные услуги в рамках основной деятельности компании. Отличается выручка от дохода тем, что она является лишь его составной частью, хотя и значительной, а зачастую – единственной.

В приведённом выше примере выручка – это основная часть дохода ИП в сумме 2 млн рублей, полученная от реализации мебели.

Теперь, когда мы разобрались, что такое доход и выручка, можно вывести такую формулу:

Доход = Выручка от реализации + Внереализационные доходы.

Пример

Ещё раз вернёмся к июльским доходам ИП Смирнова. Теперь мы можем сказать, что они состоят из:

  • выручки в сумме 2 млн рублей (за мебель);
  • внереализационных доходов в сумме 110 тыс. рублей (арендная плата + штраф).

Анализ рентабельности продукции

По какой формуле вычислять. Для рентабельности продукции прибыль нужно делить на расходы по обычным видам деятельности. Причем ФНС считает этот показатель по операционному финансовому результату. Так поступим и мы. Тогда формула окажется такой:

Рентабельность продукции =
= Прибыль от продаж ÷ Расходы по обычной деятельности = 2200 ОФР ÷ (2120 ОФР + 2210 ОФР + 2220 ОФР)

Напомним, что полное наименование данного коэффициента – рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг. А расходы по обычной деятельности складываются из себестоимости продаж, коммерческих и управленческих.

Как посчитать по данным отчетности. Как и в случае с ROS, рентабельность продукции считается исключительно по данным отчета о финансовых результатах. Вот как это делается.

Таблица 3. Вычисляем рентабельность продукции

Показатель

2020

2021

Темп прироста, %

1

2

3

4 [(3 – 2) ÷ 2 × 100]

Исходные данные, млн. руб.:

– себестоимость продаж

5 944,2

6 529,8

9,9

– коммерческие расходы

0,0

0,0

×

– управленческие расходы

267,5

321,7

20,3

– прибыль от продаж

587,1

1 382,4

135,5

Расчетное значение, %:

– рентабельность продукции

9,45

20,18

113,5

= 587,1 ÷ (5 944,2 + 267,5) × 100

= 1 382,4 ÷ (6 529,8 + 321,7) × 100

×

Факторный анализ рентабельности

Про то, зачем нужен и как проводится факторный анализ, на сайте есть отдельная статья «Факторный анализ: оцениваем причины изменения показателей».

В ней приводятся примеры раскладки на факторы для значений рентабельности активов, продукции и собственного капитала. Здесь покажем еще один вариант для рентабельности продукции по базовой формуле этого коэффициента, которую давали выше. Теперь воспользуемся ею не просто для расчета, а в качестве факторной модели.

Итак, есть один результирующий показатель – рентабельность продукции. И есть четыре фактора, которые на него влияют:

  • прибыль от продаж;
  • себестоимость продаж;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы.

Анализ опять проведем по отчетности АО «Янтарьэнерго». Так как в ней не выделяются коммерческие расходы, то факторов останется три. В таблице показали, как оценить их воздействие при помощи метода цепных подстановок.

Таблица 6. Определяем, как влияют факторы на рентабельность продукции

Показатель

2020

2021

Абсолютное отклонение

1

2

3

4 (3 – 2)

Факторы, млн. руб.:

– себестоимость продаж

5 944,2

6 529,8

585,60

– управленческие расходы

267,5

321,7

54,20

– прибыль от продаж

587,1

1 382,4

795,30

Результирующий показатель, %:

– рентабельность продукции

9,45

20,18

10,73

Влияние факторов, %

– себестоимость продаж

-0,81

×

= 587,1 ÷ (6 529,8 + 267,5) – 587,1 ÷(5 944,2 + 267,5)

– управленческие расходы

-0,07

×

= 587,1 ÷ (6 529,8 + 321,7) – 587,1 ÷(6 529,8 + 267,5)

– прибыль от продаж

11,61

×

= 1 382,4 ÷ (6 529,8 + 321,7) – 587,1 ÷(6 529,8 + 321,7)

– суммарное влияние

10,73

×

Экономические причины изменения

Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от:

  • объема, где переменной является только актуальные расценки на продукцию;
  • характера, который может меняться при смене внешних условий, имевших ранее постоянное значение.

Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:

  • здравый смысл покупателя и наблюдение. То есть при снижении размера среднего чека на некоторые вещи востребованность в них возрастает. Цена для покупателя — своеобразный барьер, который становится препятствием для приобретения желаемого. Проще говоря, высокие ценники отбивают всякое желание тратить деньги на товары/услуги, даже если они желанны;
  • в рассматриваемый период времени каждый последующий аналогичный продукт принесет меньше удовлетворения или выгоды от единицы. То есть второй, третий и каждый последующий торт уже не будет столь желанным, как первый;
  • эффект замещения бюджетными аналогами. Сегодня покупатель всегда ищет выгоду и покупает дешевые варианты с идентичными свойствами у конкурента.

Михаил Мишустин рассказал, за счет чего растут налоговые поступления

В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:

  • Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
  • Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера .

Без последних двух функций правительства легко увидеть, что экономической активности будет мало. Без полицейских сил было бы сложно защитить все, что вы заработали. Если бы люди могли просто прийти и взять что-нибудь, что у вас было, мы бы увидели три вещи:

  1. Люди будут тратить гораздо больше времени, пытаясь украсть то, что им нужно, и гораздо меньше времени, пытаясь произвести то, что им нужно, потому что воровать что-то часто легче, чем производить это самостоятельно. Это приводит к снижению экономического роста.
  2. Люди, которые производят ценные товары, будут тратить больше времени и денег, пытаясь защитить то, что они заработали. Это не продуктивная деятельность; общество было бы намного лучше, если бы граждане тратили больше времени на производство производительных товаров.
  3. Вероятно, будет гораздо больше убийств, поэтому общество преждевременно потеряет много продуктивных людей. Эти издержки и издержки, которые люди несут, пытаясь предотвратить собственное убийство, значительно снижают экономическую активность.

Полиция, которая защищает основные права человека граждан, абсолютно необходима для обеспечения экономического роста.

Судебная система также способствует экономическому росту. Большая часть экономической активности зависит от использования контрактов. Когда вы начинаете новую работу, обычно у вас есть контракт, в котором указываются ваши права и обязанности и сколько вы будете получать за свой труд. Если нет способа обеспечить такой контракт, то нет способа гарантировать, что вы получите компенсацию за свой труд. Без этой гарантии многие решат, что не стоит рисковать работать на кого-то другого. Большинство контрактов включают в себя элемент «сделай X сейчас, и получи оплату Y позже» или «получи оплату Y сейчас, сделай X позже». Если эти контракты не подлежат исполнению, сторона, которая обязана что-то сделать в будущем, может решить, что ему это не нравится. Поскольку обе стороны знают об этом, они решат не заключать такое соглашение, и экономика в целом пострадает.

Наличие работающей судебной системы, вооруженных сил и полиции обеспечивает большую экономическую выгоду для общества. Однако предоставление таких услуг правительству обходится дорого, поэтому им придется собирать деньги с граждан страны для финансирования таких программ. Финансирование этих систем осуществляется через налогообложение. Итак, мы видим, что общество с некоторым налогообложением, которое предоставляет эти услуги, будет иметь гораздо более высокий уровень экономического роста, чем общество без налогообложения, но без полиции или судебной системы. Так что увеличение налогов Можно привести к большему экономическому росту, если он используется для оплаты одной из этих услуг. Я использую термин Можно потому что не обязательно, что расширение полицейских сил или наем большего числа судей приведут к большей экономической активности. Область, в которой уже много полицейских и мало преступников, почти не выиграет от найма другого офицера. Обществу лучше не нанимать ее, а снижать налоги.Если ваши вооруженные силы уже достаточно велики, чтобы сдерживать потенциальных захватчиков, то любые дополнительные военные расходы сдерживают экономический рост.

Тратить деньги на эти три области не обязательно продуктивный, но имеющий хотя бы минимальное количество из всех трех, приведет к экономике с более высоким экономическим ростом, чем вообще.

В большинстве западных демократий большая часть государственных расходов идет на социальные программы. В то время как существуют буквально тысячи финансируемых государством социальных программ, две крупнейшие из них, как правило, — здравоохранение и образование. Эти два не попадают в категорию инфраструктуры. Хотя верно, что школы и больницы должны быть построены, частный сектор может сделать это с выгодой. Школы и медицинские учреждения были построены неправительственными организациями по всему миру, даже в странах, в которых уже есть обширные государственные программы в этой области. Поскольку можно дешево собирать средства у тех, кто пользуется объектом, и гарантировать, что те, кто его использует, не могут легко избежать оплаты этих услуг, они не попадают в категорию «инфраструктуры».

Могут ли эти программы обеспечить чистый экономический эффект? Хорошее здоровье улучшит вашу производительность. Здоровая рабочая сила — это производительная рабочая сила, поэтому расходы на здравоохранение — это благо для экономики. Тем не менее, нет причин, по которым частный сектор не может адекватно предоставлять медицинское обслуживание или почему люди не будут вкладывать средства в собственное здоровье. Трудно получить доход, когда вы слишком больны, чтобы идти на работу, поэтому люди будут готовы платить за медицинскую страховку, которая поможет им выздороветь, если они заболеют. Поскольку люди готовы покупать медицинское страхование, а частный сектор может его обеспечить, здесь нет провалов рынка.

Чтобы приобрести такую ​​медицинскую страховку, вы должны быть в состоянии ее себе позволить. Мы могли бы попасть в ситуацию, когда обществу было бы лучше, если бы бедные получали надлежащее лечение, но они этого не делают, потому что не могут себе этого позволить. Тогда было бы полезно предоставлять медицинское страхование малоимущим. Но мы можем получить такую ​​же выгоду, просто давая малоимущим деньги и позволяя им тратить их на все, что они хотят, включая здравоохранение. Однако может случиться так, что люди, даже когда у них будет достаточно денег, будут покупать неадекватное количество медицинской помощ��. Многие консерваторы утверждают, что это является основой многих социальных программ; государственные чиновники не верят, что граждане покупают достаточно «правильных» вещей, поэтому правительственные программы необходимы, чтобы люди получали то, что им нужно, но не покупали.

Существуют и другие государственные программы, которые приносят чистую выгоду экономике, когда полностью оплачиваются за счет налогов. Существуют определенные товары, которые общество считает желательными, но отдельные лица или корпорации не могут поставлять. Рассмотрим проблему дорог и автомагистралей. Наличие обширной системы дорог, по которой люди и товары могут свободно перемещаться, значительно способствует процветанию нации. Если частный гражданин хочет построить дорогу для получения прибыли, он столкнется с двумя основными трудностями:

  1. Стоимость коллекции. Если бы дорога была полезной, люди с радостью заплатили бы за нее. Для сбора платы за пользование дорогой необходимо будет установить плату за проезд на каждом выезде и въезде на дорогу; многие автомагистрали между штатами работают именно так. Однако для большинства местных дорог сумма денег, полученная в результате этих сборов, будет уменьшена из-за чрезмерных затрат на установку этих сборов. Из-за проблемы со сбором много полезных инфраструктур не будет построено, хотя в его существовании есть чистая выгода.
  2. Мониторинг, кто использует дорогу. Предположим, вы смогли настроить систему платы за проезд на всех входах и выходах. Люди по-прежнему могут входить или выходить из дороги в местах, отличных от официального выхода и въезда. Если люди могут уклониться от уплаты пошлины, они будут.

Правительства обеспечивают решение этой проблемы путем строительства дорог и возмещения расходов за счет налогов, таких как подоходный налог и налог на бензин.Другие объекты инфраструктуры, такие как канализация и водопровод, работают по тому же принципу. Идея деятельности правительства в этих областях не нова; по крайней мере, так далеко от Адама Смита. В своем шедевре 1776 года «Богатство народов» Смит написал :

«Третья и последняя обязанность суверенного или содружества состоит в том, чтобы создавать и поддерживать те общественные институты и те общественные работы, которые, хотя они могут быть в высшей степени выгодными для великого общества, однако имеют такой характер, что прибыль никогда не сможет возместить расходы какому-либо отдельному лицу или небольшому количеству лиц, и поэтому нельзя ожидать, что какое-либо отдельное или небольшое число лиц будет возводиться или обслуживаться ».

Более высокие налоги, которые приводят к улучшению инфраструктуры Можно привести к более высокому экономическому росту. Еще раз, это зависит от полезности создаваемой инфраструктуры. Шоссе с шестью переулками между двумя маленькими городами в северной части штата Нью-Йорк вряд ли будет стоить потраченных на него налоговых долларов. Улучшение безопасности водоснабжения в бедных районах может стоить на вес золота, если это приведет к снижению заболеваемости и страданий пользователей системы.

Снижение налогов не обязательно поможет или навредит экономике. Вы должен Подумайте, на что расходуются доходы от этих налогов, прежде чем вы сможете определить, какое влияние окажет сокращение на экономику. Из этого обсуждения, однако, мы видим следующие общие тенденции:

  1. Сокращение налогов и расточительные расходы помогут экономике из-за сдерживающего эффекта, вызванного налогообложением. Сокращение налогов и полезных программ может или не может принести пользу экономике.
  2. Определенная сумма государственных расходов требуется в армии, полиции и судебной системе. Страна, которая не тратит достаточное количество денег в этих областях, будет иметь депрессивную экономику. Слишком большие расходы в этих областях расточительны.
  3. Страна также нуждается в инфраструктуре, чтобы иметь высокий уровень экономической активности. Большая часть этой инфраструктуры не может быть адекватно предоставлена ​​частным сектором, поэтому правительства должны тратить деньги в этой области, чтобы обеспечить экономический рост. Однако слишком большие расходы или расходы на неправильную инфраструктуру могут быть расточительными и замедлять экономический рост.
  4. Если люди естественно склонны тратить собственные деньги на образование и здравоохранение, то налогообложение, используемое для социальных программ, может замедлить экономический рост. Социальные расходы, предназначенные для семей с низким доходом, намного лучше для экономики, чем универсальные программы.
  5. Если люди не склонны тратить свои средства на образование и здравоохранение, то эти товары могут принести пользу, поскольку общество в целом получает пользу от здоровой и образованной рабочей силы.

Правительство, прекращающее все социальные программы, не является решением этих проблем. У этих программ может быть много преимуществ, которые не измеряются экономическим ростом. Однако по мере расширения этих программ может произойти замедление экономического роста, поэтому об этом всегда следует помнить. Если программа имеет достаточно других преимуществ, общество в целом может пожелать иметь более низкий экономический рост в обмен на большее количество социальных программ.

Соотнесите понятия (1-4) с правильными определениями (А-D). Каждому понятию соответствует только одно определение

Перетащите соответствующий вариант из левого столбца в правый

1 Кэшбэк

2 Грейс-период

3 Овердрафт

4 Кредитный лимит

A Сумма, в пределах которой банк готов предоставить клиенту кредит для оплаты товаров и снятия наличных

В Вид потребительского кредита, представляющий собой, по сути, перерасход по дебетовой карте

С Период беспроцентного пользования денежными средствами по кредитной карте клиента при условии полного погашения задолженности в установленные банком сроки

D Возврат части денег, которые вы потратили при оплате покупки банковской картой

Ответ:

Кредитный лимит

A Сумма, в пределах которой банк готов предоставить клиенту кредит для оплаты товаров и снятия наличных

Овердрафт

В Вид потребительского кредита, представляющий собой, по сути, перерасход по дебетовой карте

Грейс-период

С Период беспроцентного пользования денежными средствами по кредитной карте клиента при условии полного погашения задолженности в установленные банком сроки

Кэшбэк

D Возврат части денег, которые вы потратили при оплате покупки банковской картой

Защита прав потребителей финансовых услуг — Что делать, если ваши права нарушены 3 вопроса

Соотнесите понятия (1-4) с правильными определениями (А-D). Каждому понятию соответствует только одно определение

Перетащите соответствующий вариант из левого столбца в правый

1 Доверительный управляющий

2 Брокер

3 Эмитент

4 Инвестор

А Вкладывает свои деньги в надежде на получение прибыли

В Юридическое лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который выпускает ценные бумаги

С Посредник между инвестором и эмитентом, профессиональный участник рынка, который совершает сделки с ценными бумагами для инвестора

D Организация, которой вы доверяете управление пакетом ценных бумаг по заранее оговоренной и утвержденной стратегии

Ответ:

Инвестор

А Вкладывает свои деньги в надежде на получение прибыли

Эмитент

В Юридическое лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления, который выпускает ценные бумаги

Брокер

С Посредник между инвестором и эмитентом, профессиональный участник рынка, который совершает сделки с ценными бумагами для инвестора

Доверительный управляющий

D Организация, которой вы доверяете управление пакетом ценных бумаг по заранее оговоренной и утвержденной стратегии

Что такое экономический рост? Определение, измерение, значение

Экономический рост — увеличение валового национального продукта (ВНП) за определенный период времени.

ВНП (выпуск материальных благ и услуг в стране) может быть увеличен даже в краткосрочном периоде, если удастся задействовать простаивающие ресурсы. В экономике следует различать потенциальный и реальный выпуск, или ВНП.

Потенциальный ВНП предполагает использование всех наличных ресурсов, а реальный — использование части наличных ресурсов. В этом смысле реальный, или действительный, выпуск всегда ниже потенциального, или ниже кривой производственных возможностей, например, в точке А (см. главу 2 Ресурсы и потребности — основа любой экономики). Таким образом, феномен экономического роста заключается в том, что со временем увеличивается уровень ВНП, соответствующий состоянию полной занятости.

Государство и экономический рост

Поскольку ни одна теория роста не может быть признана вполне удовлетворительной, государство в лице правительства применяет целый ряд мер, способствующих возможно более полной реализации всех факторов роста.

Основными из них остаются инвестиции. Но ведь накопление капитала невозможно без отказа от текущего потребления — без сбережений. Поэтому первостепенная задача правительства состоит в выработке такой политики (прежде всего это касается налогообложения), которая обеспечит требуемый уровень сбережений.

Известно, что приращение капитала происходит как в частном, так и в общественном секторах экономики. С одной стороны, одним из основных инвесторов в проекты общественного сектора (дороги, больницы и пр.) является само правительство, которое к тому же берет на себя значительную долю расходов на образование и переподготовку кадров.

С другой стороны, размах государственных расходов не должен приводить к вытеснению частных инвестиций. Когда речь заходит о подобных альтернативах, решения следует принимать на основе ожидаемых преимуществ каждого варианта. Частные инвестиции могут быть увеличены, если правительство обеспечит устойчивость инвестиционного климата и не будет искусственно сдерживать рост. Это позволит воплотить все научно-технические открытия и изобретения в конкретных капитальных благах.

Роль методов стимулирования предложения на микроэкономическом уровне, конечно, не следует преуменьшать. И все же основные периоды заметного экономического роста исторически следовали за крупными прорывами в области технологии с последующим практическим использованием научных и конструкторских разработок. Самолеты, компьютеры, антибиотики и прочие лекарства, выведение новых сортов полезных растений, селекция животных, пестициды — вот лишь некоторые из многочисленных плодов долгосрочного развития науки и техники. В экономически развитых странах примерно половина научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) финансируется частными фирмами; другая половина (особенно разработки военно-промышленного комплекса) осуществляется в институтах, финансируемых государством.

Наконец, правительство призвано способствовать реализации плодов НИОКР на практике, а также доведению результатов исследований и разработок до уровня коммерческого продукта.

Очевидные последствия повышения ставки НДС на финансы предприятия

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Как уже отмечалось, политике бюджетных расходов предшествует фискальная политика, направленная на пополнение государственной казны. При этом зависимость между ВВП и налоговым бременем отражается так называемой производственной кривой Лаффера. В канонической форме эта кривая задается параболической зависимостью между величиной ВВП (X) и налоговым бременем, исчисляемым в виде доли государственных (налоговых) доходов в ВВП (q=T/X, где T – налоговые поступления в бюджет). Таким образом, речь идет о кривой X=X(q). В настоящее время кривой Лаффера посвящено множество работ как теоретического, так и эмпирического характера. Здесь следует отметить, прежде всего, работу самого А.Лаффера (A.Lafer) [13]. Интересным продолжением доктрины кривой Лаффера явилось введение понятий точек Лаффера 1-го и 2-го рода 14. Впоследствии эти точки подверглись скрупулезной эконометрической идентификации. При этом использовалась в основном статическая трехфакторная зависимость вида X=X(K,L,q), где ВВП (X) считался зависимым от численности занятых (L), объема основного капитала (K) и налогового бремени (q) 16. Однако данный подход оказался довольно сложным и имел ряд недостатков, подробно рассмотренных в [17]. В 2010 г. Ю.Ш.Ананиашвили и В.Г.Папава осуществили попытку построения синтетической схемы, в которую одновременно укладывались бы и теория спроса, основанная на концепции мультипликатора, и теория предложения, включающая концепцию кривой Лаффера 17. Кроме того, В.Г.Папава еще в 2001 г. предложил две важные теоретические разновидности кривой Лаффера 19.

Таблица 5. Разновидности кривых Лаффера.

Автор Время создания модели Вид модели
В.Папава 1996-2001 X = -X0ln q
T = -qX0ln q
Г.Лоладзе 2002 X = -X0eγtqδln q
T = -X0eγtqδ+1ln q,
δ и γ – оцениваемые параметры
Е.Балацкий 2003-2004 X = γK(a+bq)qL(n+mq)q
X = γqK(a+bq)qL(n+mq)q
K – капитал; L – труд; γ, a, b, n и m – оцениваемые параметры
Ю.Ананиашвили 2009 X = -Xpoteqδln qδ
X/Xpot = 1 — μ(u — u*)
T = -Xpoteqδ+1ln qδ
Xpot – потенциальный ВВП; u и u* – фактический и естественный уровни безработицы; δ и μ – оцениваемые параметры

Еще один дополнительный источник для наполнения бюджета — изменение режима налогообложения.
— Здесь исчерпаны не все резервы, — считает Селиверстов. — Сегодня существует значительное количество различных режимов налогообложения, вклад которых не вполне адекватен той деятельности, которой они занимаются.
Министр считает, что «необходимо расширить налоговую базу за счет отмены льгот при одновременном совершенствовании порядка уплаты основных налогов. Цель данных мероприятий – создать вместо многочисленных налоговых льгот комфортные условия для субъектов хозяйствования, исключающие налогообложение инвестиций и обеспечивающие поступления в бюджет только с реально получаемых доходов. Также ожидается повышение уровня участия малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджета».
Глава финансового ведомства страны предлагает установить четкую градацию категорий малого и среднего предпринимательства (самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий). Для каждого из них будет установлен налоговый режим, при котором сумма выплат будет соразмерна с доходом.

— Оптимизация бюджетного сектора — это долгосрочный тренд, которому уже много лет. Есть предположение, что он может обернуться повышением не только зарплат бюджетников, но и ростом уровня безработицы. Но нет, — говорит старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. — Если это делать медленно и аккуратно, то оптимизация не приводит к повышению уровня безработицы. В Беларуси с безработицей в принципе нет проблем. Если не увольняют одновременно миллион человек, а люди уходят на пенсию, а новых на их место не набирают, то процесс можно так организовать, что это не приведет к шоку на рынке труда.
Есть другой момент: повысить зарплату можно, но встает вопрос о ее покупательской способности. Есть вопрос и о создании механизмов накоплений. Напомню здесь о том, что недавно в Беларуси люди активно снимали депозиты.
Единственное, во что верится, так это в повышение налогов. С 1 января они уже и так у многих повысились. Что касается льгот, то те, которые существуют сегодня, — это не меры социальной поддержки, а льготы, рассчитанные на режим способствования развития бизнеса. Правительство рассчитывает, что часть ИП, благодаря этим льготам, в итоге будет расти. Но если придавить их на стадии роста, то никто не вырастет.
Жаль, что под совершенствованием налогового законодательства у нас пока подразумевается только увеличение налогов.

Вопрос 1. Чем характеризуется экономический рост?

Как измеряется экономический рост?

Показатели, с помощью которых измеряют экономический рост – это ВНП и ВВП. Традиционно считается, что ими характеризуется уровень жизни и динамика благосостояния общества. Однако увеличение какого-либо показателя еще не значит, что произошел экономический рост: может быть так, что в результате распределения ВНП богатые станут еще богаче, а бедные – беднее. Так что без дополнительных исследований показатели ВНП и ВВП довольно условны.

Величина реального национального продукта зависит от численности населения. К примеру, ВНП Индии на 70% больше, чем в Швейцарии. Но по доле, которая приходится на душу населения, Индия в 60 раз отстает от Швейцарии. Средний уровень жизни повысится только тогда, когда объем производства будет превышать прирост населения, инфляция станет низкой и распределение благ между разными слоями общества более-менее равномерным.

Экономический рост возможно измерять годовыми темпами. Сделать это просто: из величины реального ВНП текущего года нужно вычесть значение предыдущего. Разницу следует соотнести с величиной ВНП за прошлый год и результат выразить в процентах. Выстраивая такие показатели, можно выявить тенденцию экономического развития — однако исследования других факторов, влияющих на уровень жизни, проводятся реже.

Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году

Вопрос 1. Что понимается под экономическим ростом страны и как он измеряется?

Экономический рост — это количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением её (системы) масштабов. Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. При этом особо выделяют равновесный сбалансированный рост, т. е. такой рост экономики, при котором темпы развития отраслей или секторов экономики внутренне согласованы.

Наиболее распространённая мера экономического роста — темпы изменения валового национального продукта (ВНП) или валового внутреннего продукта (ВВП) в расчёте на душу населения (с учётом изменения цен). Увеличение ВНП за счёт более высоких цен текущего периода, т. е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост.

Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных (в виде процента или коэффициента к величине предшествующего периода).

Абсолютный прирост показывает, насколько уровень текущего периода выше или ниже базисного. Он может иметь положительный или отрицательный знак. Например, если в данном году реальный ВНП составил 120 млн р., а в предыдущем 100, то абсолютный прирост как разность последующего и предыдущего уровней ряда динамики составит 20 млн р.

Темпом роста называется отношение последующего уровня к предыдущему или какому-либо другому, принятому за базу сравнения. Темп роста всегда имеет положительный знак.

При темпах роста, меньших 100%, или единицы, получаются отрицательные темпы прироста. Для нашего примера темп роста равен 120%, или 1,2 раза, а темп прироста равен 20%, или 0,2 раза.

Вопрос 2. Назовите факторы экстенсивного и интенсивного роста.

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном рост достигается за счёт количественного увеличения ресурса. Рост конечного продукта общества сопровождается таким же и даже большим ростом затрачиваемых ресурсов.

Экстенсивный путь:

• Увеличение числа занятых работников

• Увеличение объёма инвестиций (вложений) при использовании неизменных техники и технологий

• Увеличение объёма потребления сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов

Интенсивный путь:

• Использование новейших технологий и принципиально новой техники

• Повышение уровня образования и квалификации работников

• Повышение эффективности использования рабочей силы, капитала, всех экономических ресурсов

• Улучшение организации труда и производства

• Устранение потерь ресурсов (рабочего времени и др.)

К экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

При интенсивном типе рост достигается за счёт развития и освоения современных достижений науки и техники, увеличения производительности труда, отдачи основных фондов, улучшения использования сырья и материалов (обычно при сочетании всех этих факторов). Интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие. Например, может происходить одновременно и прирост количества рабочей силы, и повышение её качества или расширение поля производства и совершенствование технической базы производственного процесса. В зависимости от того, какой способ преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста.

Вопрос 3. Чем экономический рост отличается от экономического развития?

Понятие «экономический рост» близко к понятию «экономическое развитие», но не тождественно ему. Рост есть составляющая экономического развития, которое понимается как процесс, включающий периоды роста и спада, количественных и качественных изменений в экономике. Рост — это положительная динамика экономики. Спад — отрицательная динамика как экономики в целом, так и отдельных её фаз, сфер, секторов, факторов и элементов.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и повышение качества жизни населения.

Вопрос 4. Какова система показателей экономического развития страны?

Известны различные модели экономического развития. Но при всём многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

— общий объём реального ВВП;

— ВВП/ВНП на душу населения;

— отраслевая структура экономики;

— производство основных видов продукции на душу населения;

— уровень и качество жизни населения;

— показатели экономической эффективности.

Если объём реального ВВП (ВНП) характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП (ВНП) на душу населения является ведущим показа��елем уровня экономического развития.

Уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в делом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

Вопрос 1. В приведённой ниже таблице вы найдёте индексы, характеризующие уровень жизни населения субъектов Российской Федерации (2008). Вычислите индекс развития человеческого потенциала этих субъектов и сравните с показателями по России в целом.

Россия – 0,825; Москва – (0,797+0,999+0,991)/3=0,929; Санкт-Петербург – (0,758+0,999+0,875)/3=0,877; Тульская обл. – (0,674+0,892+0,787)/3=0,784; Республика Алтай – (0,669+0,884+0,690)/3=0,747; Республика Тыва — (0,591+0,888+0,671)/3=0,717

Вопрос 2. Выберите верное суждение. Экономический рост измеряется как:

а) увеличение реального объёма национального производства за определённый период времени.

Вопрос 3. Охарактеризуйте факторы и показатели экономического роста.

Факторами экономического роста являются:

• количество и качество природных ресурсов;

• количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;

• объем основного капитала;

• новые технологии.

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста:

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал.

Раздел 2. Проблемы макроэкономического развития

  1. Что понимается под экономическим ростом и качеством экономического роста?
  2. Можно ли ставить знак равенства между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие»?
  3. Какие существуют типы экономического роста и чем они различаются?
  4. Какой тип экономического роста был исторически первым и почему?
  5. В чем сущность прямых и косвенных факторов экономического роста, в чем их различие?
  6. Что включается в понятие «факторы спроса» и чем они важны?
  7. Что включается в понятие «факторы распределения»?
  8. Что характеризует кривая производственных возможностей и о каких взаимосвязанных процессах она дает представление?
  9. Почему проблема определения величины оптимальных темпов экономического роста — одна из сложнейших в экономической теории и практике?
  10. Назовите доводы в пользу высоких темпов экономического роста.
  11. Перечислите причины необходимости ограничения темпов экономического роста.
  1. Экономическая теория: Учебник/ Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 438-464.
  2. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: Учебник. 2 изд. СПб.: Питер, 2004. С. 271-294.
  3. Павлова И. П. Макроэкономика. Опорный конспект: рабочая тетрадь. СПб.: МБИ, 2006.

Цель Общенационального плана: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.

Общенациональный план принимается на срок: июнь 2020 г. — декабрь 2021 г.

Факторы, сдерживающие экономический рост

К факторам, сдерживающим экономический рост, относятся:

1) несовершенство правового обеспечения, или законодательной базы, для эффективной предпринимательской деятельности.

Например, бесконечные споры о размерах ставок налогообложения.

Фирмы — за понижение налоговых ставок, правительство же, наоборот, — за повышение. Да, это и дураку понятно, почему каждый из них тянет одеяло на себя: фирмы не хотят отдавать то, что они заработали, а правительство не хочет быть бедным, если рядом богатые фирмачи. Тем более, что оно старается не для себя лично (Боже, упаси!), а для народа, чтобы улучшить его личное и общественное благосостояние;

2) рост государственных расходов на оборону и социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, социальное обеспечение: пенсии, стипендии и любая другая материальная помощь, а также решение вопросов борьбы с загрязнением окружающей среды, охраны общественного порядка, безопасности страны и т. д.). Считается, что резкое увеличение подобных расходов сокращает объем частных инвестиций в основной капитал, что вполне может замедлить темпы экономического роста.

Здесь, правда, «палка о двух концах»: что лучше — повышение качества жизни (улучшение условий труда, чистые воздух и вода и т. д.) или новый свечной заводик? Можно сказать, что и то и другое нужно. И тем не менее надо признать, что развитие и совершенствование социальной инфраструктуры чрезвычайно важны для сохранения жизни на земле, для общества, пусть даже в ущерб экономическому росту;

3) воздействие неблагоприятных погодных условий на сельскохозяйственное производство;

4) недобросовестное отношение к труду и хозяйственные преступления.

Модели экономического роста

Модель экономического роста, разработанная в 1928 г. американским экономистом П. Дугласом совместно с математиком Ч. Коббом, раскрывает функциональную зависимость между национальным производством (объемом продукции) и двумя независимыми, но взаимосвязанными переменными — затратами капитала и труда.

Эта модель была составлена на основе изучения данных за 24 года (1899—1922) в обрабатывающей промышленности США.

Предполагалось, что объем продукции является функцией только двух факторов — капитала и труда (взаимосвязанных и взаимозаменяемых), что это однородная функция первой степени, т. е. увеличение каждого из факторов в п раз увеличивает функцию во столько же раз. В связи с этим можно утверждать, что:

1) эффективность производственных факторов не зависит от масштабов производства и 2) производительность труда и отдача капитала в этот период постоянны. Отсюда, они предложили следующее уравнение:

Y = A Kα Lβ,

где Y — объем продукции;

К — капитал;

L — труд;

α, β — коэффициенты эластичности (параметры функции);

А — коэффициент пропорциональности, или масштабности.

Параметры, характеризующие влияние труда и капитала на объем продукции, были определены методом наименьших квадратов. В результате расчета было установлено, что за исследуемый период значение А равно 1,01; α = 1/4; β = 3/4.

Отсюда конкретный вид функции:

Y = 1,01 K1/4 L3/4,

Данная функция показывает, что при изменении величины рабочей силы на 1% объем продукции изменится на 0,75%, или 3/4, а при изменении капитала на 1% она изменится на 0,25%, или 1/4 (при прочих постоянных условиях). Это означает:

1) если α + β = 1, то пропорциональному приросту рабочей силы и капитала соответствует и пропорциональный прирост продукции.

Иначе говоря, если оба фактора возрастают на 1%, то и прирост продукции возрастает на 1%. Эта предпосылка линейной однородности функции означает независимость эффективности от масштабов производства;

2) если же α + β > 1 или

Модель А. Тинбергена. Дальнейшее развитие этой функции пошло в направлении введения фактора, отражающего научно-технический прогресс. Впервые это сделал голландский экономист А. Тинберген, введя в модель Кобба-Дугласа дополнительный множитель еп. Производственная функция приняла вид:

Y = AKαLβrt,

где rt — темп роста производства в результате НТП.

Именно этот тип производственной функции получил широкое распространение в экономической науке и практике. Ее назначение состоит в том, чтобы доказать справедливость существующего распределения национального дохода: одну часть национального дохода «вменяют» труду, другую часть — капиталу, третью — техническому прогрессу.

Однако не следует забывать, что макроэкономические модели могут дать лишь количественную оценку экономических взаимосвязей, но не могут полностью отразить социальные изменения, которые не поддаются непосредственной количественной оценке. Поэтому анализ экономического развития на базе производственных функций должен быть дополнен другими методами — социальными.

Известны и другие модели экономического роста. Модель Харрода-Домара описывает динамику дохода. Доход Y(t) рассматривается как сумма потребления C(t) и инвестиций I(t). Экономика считается закрытой, поэтому чистый экспорт равен нулю, а государственные расходы в модели не выделяются. Основная предпосылка модели роста — взаимосвязь между инвестициями и скоростью роста дохода.

Предполагается, что скорость роста дохода пропорциональна инвестициям:

I(t) = B dY/dt,

где В — коэффициент капиталоемкости прироста дохода.

В модель включаются следующие предпосылки:

1) инвестиционный лаг равен нулю, т. е. инвестиции мгновенно переходят в прирост капитала Формально это означает, что АК(t) = l(t), где AK(t) — непрерывная функция прироста капитала во времени;

2) выбытие капитала отсутствует;

3) производственная функция в модели линейна: это вытекает из пропорциональности прироста дохода приросту капитала:

dY(t) = -dK(t)dt — В.

Линейная производственная функция имеет следующий вид:

Y(t) = aL(t) + bK(t) + c, где b = — 1/В.

Перечисленные предпосылки, конечно, существенно огрубляют описание динамики реальных макроэкономических процессов, делают затруднительным применение данной модели, например, для непосредственного расчета или прогноза величины совокупного выпуска или дохода. Однако данная модель и не предназначена для этого, в то же время ее относительная простота позволяет более глубоко изучить взаимосвязь динамики инвестиций и роста выпуска, получить точные формулы траекторий рассматриваемых параметров при сделанных предпосылках.

Зависимость, связывающая между собой во времени показатели инвестиций и уровень выпуска (дохода), является базовой во всех моделях макроэкономической динамики Кроме того, в этих моделях необходимо определить принципы формирования структуры выпуска (дохода), распределения его между составляющими, прежде всего — между потреблением и сбережением (накоплением).

Эти принципы могут основываться на оптимизационном подходе (обычно это максимизация совокупных объемов потребления в той или иной форме), экстраполяционном, равновесном и др.

В рассматриваемой модели предполагается, что динамика объема потребления C(t) задается экзогенно. Этот показатель может считаться постоянным во времени, расти с заданным постоянным темпом или иметь какую-либо другую динамику.

Модель Р. Солоу. В его модели считаются постоянными норма сбережений и норма выбытия капитала, инвестиционные лаги отсутствуют, а производственная функция имеет постоянную отдачу от масштаба. Кроме того, на начальном уровне анализа модели ищутся не траектории изменения всех ее показателей (как в модели Харрода-Домара), а характеристики состояний устойчивого равновесия, к которым система выходит в долгосрочном периоде. С формальной точки зрения это представляет собой существенно более простую задачу.

В заключение можно сказать, что отправным пунктом в современных экономических моделях является воздействие на экономическое развитие НТП. Научно-технический прогресс является важным фактором экономического роста. По существу, он является двигателем экономического прогресса. Скорость внедрения технических изобретений и обновления капитала во многом зависит от соотношения цены капитального оборудования и заработной платы рабочих, труд которых замещает этот капитал.

На протяжении последних 50 лет в развитых странах заработная плата, как правило, росла сравнительно быстрее издержек, связанных с приобретением оборудования. Предприятия замещали труд капиталом и темпы технического прогресса заметно ускорились во многих отраслях, что на своих рабочих местах почувствовали и сельскохозяйственный рабочий, и грузчик, и транспортный рабочий, и докер, и шахтер.

НТП означает не только совершенно новое оборудование, но также и новые формы управления и организации производства, т. е. все то, что позволяет по-новому комбинировать ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.

Заметим, что все вышерассмотренные модели имеют практическое значение.

Кроме НТП большую роль в экономическом росте играет государство.

Рост индивидуальных налогов вызывает

Выберите вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Пропорциональное на­ло­го­об­ло­же­ние означает, что ставка налога за­ви­сит от ве­ли­чи­ны дохода.

2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший процент, чем с низких.

3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка налога.

4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих доходов, чем семья с вы­со­ки­ми доходами.

5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые ставки на­ло­га со всех налогоплательщиков.

1) Про­пор­ци­о­наль­ное на­ло­го­об­ло­же­ние озна­ча­ет, что став­ка на­ло­га за­ви­сит от ве­ли­чи­ны до­хо­да — нет, не­вер­но.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Воздействие налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ве­дет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов. Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от ADlдо AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (про­воцирует инфляцию).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]