Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель!». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

  • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
  • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
  • Признание принятого собранием решения недействительным;
  • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
  • Самозащита права владельца земельного участка;
  • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
  • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
  • Компенсация причиненного морального вреда;
  • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
  • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Судебный механизм прекращения посягательств на права собственника земли


Практика показывает, что судебный механизм используется землевладельцами для защиты своих интересов в следующих типичных ситуациях:

  • признание прав определенного собственника на конкретный надел земли, если ранее этот надел был отобран у законного владельца и передан стороннему субъекту;
  • восстановление границ надела земли с возвращением ему первоначального состояния. Такое требование часто выдвигается, если обладатель соседнего участка незаконно воздвиг свое строение на чужой земле. Вердикт суда может заставить нарушителя освободить соседский надел от незаконной постройки;
  • пресечение правонарушений, вызванных незаконными действиями госорганов или местных властей. Требование выдвигается с целью аннулирования приказов (актов) официальных структур, угрожающих собственности граждан (юрлиц) на землю;
  • изъятие земельного надела из чужого неправомерного владения (пользования);
  • прекращение действий сторонних субъектов, нарушающих интересы законного собственника земли, но не лишающих его права владения. Основание – статья 304 ГК.

Чтобы защитить (восстановить) свои законные права, собственник надела земли направляет соответствующее исковое заявление в суд, действующий по месту (адресу) размещения данного надела. К такому заявлению нужно приложить следующие документы:

  • правоустанавливающие бумаги на конкретный участок (например, договор его приобретения);
  • подтверждение целевого использования данной земли (если потребуется);
  • зафиксированные факты правонарушений, повлекших ущемление интересов истца (фото, видео, документальные акты);
  • оплаченная госпошлина (она подтверждается банковской квитанцией).

Заявление истца должно включать следующие сведения:

  1. Официальное название органа судопроизводства.
  2. Сведения об истце (ФИО, паспортные данные, контакты).
  3. Сведения об ответчике (ФИО, паспортные данные, контакты).
  4. Законодательная норма (правоустанавливающая бумага), нарушение которой привело к ущемлению интересов.
  5. Суть просьбы, формулировка требования.
  6. Меры, законно предпринятые землевладельцем-истцом с целью досудебного решения возникшей проблемы.
  7. Дата оформления бумаги, подпись землевладельца-истца.

Характерные примеры из правоприменительной практики


Типичной ситуацией ущемления прав законного собственника земельного надела считается конфликт между землевладельцами-соседями по поводу разграничения их участков. В этом случае возможны следующие сценарии:

  1. Если спор возник из-за неточности, допущенной кадастровым специалистом, основания для судебного разбирательства отсутствуют. Исправлять эту ошибку нужно через местную кадастровую структуру или посредством обращения к конкретному инженеру. Подобный вариант допускается, если соседи лояльно относятся к данному вопросу.
  2. Если один из землевладельцев настаивает на собственной правоте, утверждая, что ошибки нет, несогласный владелец соседнего участка обращается в суд, требуя пересмотреть эти границы. Основание для судебного порядка – статья 304 ГК. Он составляет заявление, прилагает правоустанавливающую бумагу (договор приобретения), фото, топографические съемки и кадастровые акты (схемы), подтверждающие реальные границы. Суд выносит вердикт в пользу истца, постановив изменить разграничения.

Как оговорено пунктом 10 статьи 22 закона № 218-ФЗ от 13.07.2015, расположение границ надела можно подтвердить следующей документацией:

  • документы, подтверждающей право землевладельца на этот надел;
  • документация, установившая расположение границ при образовании данного надела (данные из официального проекта межевания соответствующей территории);
  • границы, действующие для данной территории минимум 15 лет и определенным образом закрепленные (с применением природных или искусственных объектов).

Если вышеперечисленные сведения отсутствуют, для подтверждения границ используются такие данные:

  • ситуационные планы, представленные БТИ;
  • сведения топографических съемок;
  • фотопланы, составленные для данной местности.

Что такое «потери сельскохозяйственного производства» и как они возмещаются?

Особые правила устанавливаются для воз­мещения потерь сельскохозяйственного производства. Потери возмещаются орга­низациями, которым предоставляются

сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд или чья деятельность приводит к ограничению использования, ухудшению качества угодий, а также организациями, вокруг объектов которых ус­танавливаются охранные, санитарные и защитные зоны (за исключе­нием случаев, когда эти зоны устанавливаются на землях природо­охранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения).

Размер возмещения устанавливается по стоимости освоения рав­новеликой площади новых земель с учетом проведения на них меро­приятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уров­ня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке). Под ос­воением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) в этих случаях понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем про­ведения мелиоративных работ (осушение, орошение и другие меро­приятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымае­мых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из норма­тивов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее по­лучаемого до снижения их качества.

В случаях, когда потери вызваны ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности сторонних лиц, они определяются в процентах от нор­матива стоимости освоения новых земель пропорционально сниже­нию качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель). Для определения размера потерь используются планово-кар­тографические материалы, данные почвенных обследований, земель­ного кадастра и мониторинга земель.

Потери, возникающие в результате изъятия земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель. Если потери дополнительно выявились в период строительства или после введения в действие объекта, то они определяются на основании фактического отрица­тельного воздействия объекта на качество прилегающих сельскохозяй­ственных угодий.

Потери сельскохозяйственного производства, как и убытки, под­лежат возмещению в полном объеме. Однако законодательством уста­навливаются случаи, когда такие потери не возмещаются. Например:

  • при предоставлении земельных участков для строительства мелио­ративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;
  • предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хо­зяйств и рыбоводных предприятий;
  • отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в гра­ницах населенных пунктов;
  • изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоро­вительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и зе­мель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами, в случаях, если виновные в деградации уго­дий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходи­мые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяй­ственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

Помимо полного изъятия земельных участков потери сельскохо­зяйственного производства могут возникать при временном отводе участков сельскохозяйственных угодий. В этом случае потери также возмещаются в полном объеме с установлением обязательного условия рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные уго­дья. Возмещение устанавливается в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок.

Рассмотрение земельных споров

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров — судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88.

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. ‘

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

Административный порядок защиты прав на землю

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды. Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный. Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью

понимается
имущество
,
принадлежащее
на праве
собственности
городским и сельским поселениям, а также другим
муниципальным
образованиям.

Неразграниченная государственная собственность

на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Что делать, если сосед незаконно захватил часть участка

Поймите, что в случае захвата части земли соседом от территории участка, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • Проведите личную встречу с соседями, попытайтесь убедить их в том, что необходимо вернуть землю, которую они незаконно присвоили себе и эксплуатируют;
  • В случае открытого конфликта, когда нет возможности договориться с соседями, применяйте документ, в котором отражены фактические границы участка. Эти границы зафиксированы в государственном кадастровом реестре недвижимости. Заранее проверьте, соответствуют ли данные на бумаге фактическим размерам участка. Если да, то обращайтесь в Росреестр с требованием назначить и провести экспертизу. При положительном результате после проведения экспертизы границы участка будут восстановлены на момент незаконного захвата земли соседями, или будет компенсирован нанесенный материальный ущерб. Чаще всего в таких случаях соседи получают штраф и предписание Росреестра на скорейшее устранение причин конфликта;
  • В случае отсутствия положительных результатов при попытке осуществить первые пункты составляйте исковое обращение в суд с требованием вернуть собственность из чужого владения и пользования, на которое у соседа нет прав.

Знайте, что существует еще один вариант – обратиться к соседу через судебный орган, если разрешить конфликт мирно не удается. Составьте документ в суд с формулировкой «о нечинении препятствий в пользовании земельным участком», адресуя обращение соседу, захватившему часть чужого участка.

Рекомендовано применять в таких случаях помощь профессиональных юристов, однако, в любом случае подготовьте заключение геодезистов, прежде чем начнете судебную тяжбу.

Ответственность за самовольный захват земельного участка

В случае доказанного нарушения прав собственника земельного участка наступает административная ответственность в адрес нарушителя. При этом нарушителю не возмещается сумма, затраченная им на ведение незаконной деятельности на самовольно захваченном участке земли.

Суммы штрафов будут определены следующим способом, если земельный надел состоит на кадастровом учете:

  • Физические лица оплатят 1,5% от кадастровой стоимости земли, но не могут платить меньше 5.000 рублей;
  • Должностные лица оплатят 2% от стоимости земли по кадастровым меркам;
  • Предприниматели оплатят 3% от кадастровой оценки земельного надела.

Если участок не вносили в кадастровый реестр, то суммы штрафов определяются следующим способом:

  • Граждане заплатят штраф в размере от 5.000 до 10.000 рублей;
  • Должностные лица – до 50.000 рублей;
  • Юридические лица могут получить штраф в размере до 200.000 рублей.

Учтите, что размер штрафа высчитывается относительно кадастровой стоимости не всего участка земли, принадлежащего собственнику, а на основании площади, которую незаконно присвоил нарушитель.

Список доказательств и документов, приложенных к иску.

В заключении иска ставится дата его составления, подпись заявителя или его доверенного лица. Если дело передается в суд представителем истца, необходимо дополнительно предоставить нотариально заверенную доверенность.

Целью подачи иска, как правило, является полное восстановление нарушенных прав собственника участка, а также выплата материальной компенсации.

Истцу потребуется оплатить госпошлину. Без соответствующей квитанции, иск не будет принят. Подать исковое заявление можно лично или заказным письмом. Стандартно, судебное разбирательство назначается через один месяц. Тяжба может продлиться от одного до шести месяцев, в зависимости от сложности рассматриваемого дела.

Подводим итог. Нарушение прав собственника на землю происходит повсеместно. Владелец может смириться с создавшейся спорной ситуацией, попробовать решить ее мирным путем или посредством судебного разбирательства. Нарушения имеют индивидуальный характер, каждое дело должно рассматриваться отдельно. Зачастую, владельцы выигрывают судебную тяжбу, получают возможность использовать земли по назначению и материальную компенсацию за причиненный ущерб.

Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной 1!.тети, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В сфере земельных отношений данную конституционную возможность конкретизирует ст. 61 ЗК РФ. Согласно данной статье ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на регулирование определенной группы общественных отношений (в пашем случае земельных), рассчитанный на неоднократное применение и неопределенный круг лиц. Ненормативный акт — это однократно реализуемое, индивидуальное юридически значимое решение органа государственной власти или местного самоуправления (например, об отказе в приватизации земельного участка). Нормативные и ненормативные акты могут приниматься органами государственной власти и местного самоуправления только в пределах их компетенции.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 АПК РФ. Производство по данной категории дел возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Необходимо иметь в виду, что не все дела рассматриваемой категории подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Согласно ст. 125 Конституции РФ дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ подлежат рассмотрению Конституционным Судом РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Существует несколько способов возмещения вреда, в том числе возмещение вреда в натуре и возмещение причиненных убытков (ст. 1082 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Как следует из ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки гражданам и юридическим лицам подлежат возмещению в случаях, если они были приняты не только исполнительным органом государственной власти, по и актом органа местного самоуправления. Такая позиция законодателя обусловлена тем, что органы местного самоуправления также располагают возможностями издавать нормативные либо ненормативные акты, причиняющие ущерб гражданам и юридическим лицам.

Рассмотрение земельных споров

В настоящий момент отсутствует общепринятое понятие земельного спора. Так, В. М. Дикусар считал, что земельный спор — это «обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений».

По мнению других авторов, земельные споры — «это разногласия (конфликты) между заинтересованными сторонами по поводу принадлежности им того или иного земельного участка и реализации своих земельных прав, законных интересов, исполнения возложенных на них обязанностей».

В юридической литературе различают 3 категории споров, возникающих из земельных отношений:

  • 1. Земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.
  • 2. Земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением.
  • 3. Имущественные споры, возникающие из земельных отношений. Здесь нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для гос. и общественных нужд. Правомерность изъятия не оспаривается, но прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков.

Законодательство о самовольном занятии чужого земельного участка

Изучите законодательные основы о захвате чужих земельных наделов, уделив внимание ЗК РФ.

В случае самовольного захвата участка, использования земли и владения территорией без права на такую деятельность и без документов на участок в статье 7 указано следующее:

  • Налагается штраф на нарушителя, который является физическим лицом, в размере 1 – 1,5 %, если кадастровая стоимость участка определена документально, минимальный размер штрафа составляет 5.000 рублей;
  • На должностное лицо штраф налагается в размере 1,5 – 2 % от кадастровой стоимости участка, при этом сумма штрафа не может быть определена менее 20.000 рублей;
  • Юридические лица получают штраф не менее 100.000 рублей или 2 – 3% от кадастровой стоимости участка;
  • Если кадастровая стоимость земельного надела не зафиксирована документально, то физические лица заплатят штраф от 5.000 до 10.000 рублей, должностные лица – от 20.000 до 50.000 рублей, юридические лица – от 100.000 до 200.000 рублей.

Имейте в виду, что физические лица, которые осуществляют коммерческую деятельность на незаконно захваченном участке, несут ответственность административного характера в качестве юридических лиц.

Учтите, что нарушитель получает штраф в соответствии с площадью, которую незаконно занял, из состава участка, кадастровая стоимость которого использована для формирования суммы штрафа.

Если земельный участок не имеет прямого владельца, то собственником считается государство, соответственно, к самозахвату можно отнести действия, направленные на расширение границ земельного надела собственника участка за счет земли, в отношении которой не определен собственник.

Занятие территории, не принадлежащей собственнику земли, может проявляться в следующих вариантах:

  • Установка забора дальше фактических границ участка;
  • Возведение капитальных объектов строительства или временных построек на территории, не принадлежащей гражданину;
  • Складирование или хранение предметов на территории, не входящей в состав участка собственника земли.

На основании ЗК РФ нарушитель обязан восстановить нарушенные права граждан или юридических лиц, чей участок был самовольно захвачен. Земли возвращаются действительному собственнику, постройки и возведенные конструкции сносятся.

Основываясь на данных статьи 60 Земельного кодекса России, знайте, что нарушитель должен восстановить состояние участка, которое было до момента формирования намерения осуществить незаконный захват территории.

Восстанавливать права следует в перечисленных ниже случаях:

  • Если суд примет решение о признании акта исполнительной власти или акта органов местного самоуправления, на основании которого были допущены нарушения прав собственника земельного участка;
  • Если присутствует необоснованное занятие участка земли без права на осуществление этой деятельности;
  • Если имеют место частные случаи нарушения прав собственника земельного надела.

При существовании угрозы нарушить права собственника, при совершении фактических действий по нарушению прав владельца земли могут быть применены следующие решения для прекращения установленных нарушений:

  • В судебном порядке доказать и признать недействительными решения администрации поселения, органов местного самоуправления, которые были закреплены актами муниципального или федерального значения;
  • Приостановить в судебном порядке исполнение актов, принятых органами местного самоуправления, до выяснения обстоятельств;
  • Временно запретить следующие виды использования ресурсов земельного участка:
  • Промышленную или производственную деятельность;
  • Любые виды строительных работ;
  • Проведение разведки или добычи полезных ископаемых;
  • Применение конструкций и построек, уже возведенных на незаконно захваченном участке;
  • Проведение геолого-разведывательных работ;
  • Осуществление любых видов мелиораторской деятельности;
  • Реализация аграрной деятельности;
  • Осуществление иных видов деятельности;


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]