Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать во время проверок, чтобы сохранить нервы и бизнес — 5 правил». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Это легче легкого: ничего не говорить, никаких бумаг не выдавать, протоколы не подписывать. Отказ можно обосновать простой фразой: «Я не могу дать вам эту информацию/документ без разрешения директора. Пожалуйста, со всеми вопросами обращайтесь к нему».
Правило №4. Научить сотрудников использовать тактику глухой защиты
По закону рядовые сотрудники не несут ответственности за отказ в предоставление документов или объяснений, если дело не касается возбужденного уголовного дела. При административном правонарушении объяснение обязан дать тот, кто его совершил: например, продавец, который продал алкоголь несовершеннолетнему. Требовать объяснений с другого продавца инспекторы не могут.
Регулярно проводите подготовку персонала к проверке, и тогда сотрудники не растеряются при виде проверяющих:
- расскажите, кто может проверять вашу фирму и какие полномочия есть у проверяющих;
- запретите обсуждать рабочие вопросы в присутствии проверяющих;
- научите вежливо отказывать проверяющим в общении и выдаче документов.
Внесите правила поведения во время проверки в должностные инструкции сотрудников.
Сроки направления уведомления при проведении внеплановой проверки
В соответствии с общими требованиями п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой проверки медицинские и (или) фармацевтические организации уведомляются уполномоченным должностным лицом не менее чем за 24 часа до начала проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был предоставлен проверяемым лицом в контролирующий орган, если основанием для нее является:
- Поступление в контролирующий орган от проверяемого лица заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки проверяемого лица предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
- Истечение срока исполнения медицинской и (или) фармацевтической организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- Распоряжение руководителя органа надзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
- Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами при осуществлении видов контроля в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным контролирующим органом индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.
ДОКУМЕНТАРНЫЕ ПРОВЕРКИ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
Документарная проверка проводится по месту нахождения отделения трудовой инспекции.
Документарная проверка, так же как и выездная, может быть плановой и внеплановой.
Для начала документарной проверки руководитель (заместитель руководителя) трудовой инспекции издает соответствующее распоряжение.
Заверенная печатью копия этого распоряжения передается под роспись руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) или ее уполномоченному лицу (ст. 14 Закона № 294-ФЗ).
При документарной проверке, в первую очередь, инспектор рассматривает документы организации (индивидуального предпринимателя).
Если же имеющихся у трудового инспектора документов недостаточно для проведения проверки, трудовая инспекция направляет работодателю мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы организации (индивидуального предпринимателя).
К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя трудовой инспекции о проведении документарной проверки.
В свою очередь, организация (индивидуальный предприниматель) в течение 10 рабочих дней должна направить в адрес трудовой инспекции запрашиваемые документы (п.5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
Заметим, что Закон № 294-ФЗ предусматривает возможность предоставления копий в электронной форме. Однако на сегодняшний день порядок представления электронных документов, который должен быть определен Правительством РФ, не установлен (п.6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
Вместе с тем с 1 января 2021 г. начнет действовать поправка, вносящая изменения в п.6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которой электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (Федеральный закон от 13 07.2015 № 26Э-ФЗ).
Оригиналы документов представлять не надо. В адрес трудовой инспекции необходимо направить заверенные копии документов.
Документы заверяются печатью организации или индивидуального предпринимателя.
Отметим, что индивидуальный предприниматель заверяет документы своей печатью только в случае ее наличия, поскольку действующее законодательство не обязывает предпринимателя иметь собственную печать.
Кроме того, с 07.04.2015 акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью также могут работать без печати. Соответствующие изменения были внесены в Федеральные законы от 26.12.1995 «Об акционерных обществах» и от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ.
Поэтому заверять печатью копии документов организация теперь должна только в том случая, если она в установленном порядке не отказалась от использования печати.
Распоряжение (приказ) о проведении проверки
Типовая форма распоряжения (приказа) о проведении проверки утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В распоряжение (приказе) о проведении проверки, в частности, указывается (п. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ):
- Наименование органа контроля и ФИО, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Чем регулируются внеплановые проверки прокуратуры на 2019 год
Большинство надзорных проверок назначаются и проводятся в соответствии с законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 – о защите юрлиц и предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий. Если ведомство утверждает собственный регламент их проведения, он не должен противоречить положениям данного правового акта. Но следует учесть, что прокурорские проверки (плановые и внеплановые) под действие закона № 294-ФЗ не попадают (п. 3 ст.1 закона № 294-ФЗ). Он применяется лишь в случае, когда требование прокурора о проведении внеплановой проверки исполняется государственным или муниципальным органом, уполномоченным контролировать определенный вид деятельности.
Основным документом, регламентирующим внеплановые прокурорские проверки, является закон «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 (последняя ред. от 26.07.2019). В частности, он определяет:
- что проверяет данный орган (что входит в сферу надзора прокуратуры);
- каковы его полномочия;
- порядок и сроки проведения надзорных мероприятий.
Типовая форма решения о назначении внеплановой прокурорской проверки утверждена Приказом Генеральной Прокуратуры РФ № 172 от 17.03.2017 (Приложение ). В документе обязательно указываются цель проверки, основание, предмет и срок ее проведения. В Приложении 2 к данному приказу приводится форма решения о расширении предмета контрольных мероприятий, где необходимо изложить, чем оно было мотивировано.
Сроки проведения внеплановой проверки по 294-ФЗ
Продолжительность мероприятий ограничена:
Проверка | Срок | Статья Закона № 294-ФЗ |
По общему правилу (кроме перечисленных ниже случаев) | 20 рабочих дней | П. 1 ст. 13 |
При риск-ориентированном подходе (Госпожнадзор, Санэпиднадзор и др., согласно перечня Постановления Правительства № 806 от 17.08.2016) | 20-дневный срок может сокращаться | П. 1.1 ст. 13 |
Организации, имеющей подразделения в разных регионах РФ | Устанавливается для каждого подразделения в отдельности, но в сумме – не более 60 рабочих дней в целом для юрлица | П. 4 ст. 13 |
Продление срока внеплановой проверки законом не предусмотрено.
Основания для отмены результатов проверки
Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.
Грубыми нарушениями установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок признаются нарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ. Например, к ним относятся следующие:
— проведение плановых проверок более одного раза в три года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9, 9.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ);
— нарушение требования ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в части отсутствия оснований для проведения плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ);
— неуведомление в установленном ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ порядке юридического лица о проведении плановой проверки (п. 1 ч. 2 ст. 20, ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Как перестать бояться любых проверок? Мы готовы помочь вам проверить бизнес и устранить ошибки в работе, которые влекут доначисления и штрафы. Давайте вместе сделаем так, чтобы налоговикам было нечего искать в вашем бизнесе.
Основания для проведения внеплановой проверки
Основания для того, чтобы была проведена внеплановая проверка, могут быть следующими:
- если истек срок исполнения юрлицом, ИП предписания, которое было выдано для устранения нарушений
- в случае поступления в орган госконтроля (надзора) заявления от юрлица или ИП о получении спецразрешения (лицензии) на осуществление отдельных направлений деятельности или разрешения (согласования) на то, чтобы осуществлять иные юридически значимые действия, если проведение проверки предусмотрено соответствующими правилами
- если проводились мероприятия по контролю и выявились параметры деятельности юрлица, ИП, которые являются основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положением о виде федерального госконтроля (надзора)
- в случае издания приказа (распоряжения) руководителем органа госконтроля (надзора) в определенных случаях, например, на основании требования прокурора, часто по результатом прокурорской проверки предприятия
- если имеется мотивированное представление должностного лица по результатам анализа контрольных мероприятий, рассмотрения или предварительной проверки обращений, заявлений, информации, которые поступили в органы контроля, о таких фактах, как:
- возникновения угрозы того, что будет причинен вред жизни или здоровью людей, вред животному миру, отдельным растениям, окружающей среде в целом, объектам культурного наследия, музейным предметам, ценным документам, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера
- если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде и др. объектам, указанным в п. «б», а также возникла ЧС
- в случае нарушения прав потребителей (при этом заявитель должен сначала обратиться за защитой своих прав к юрлицу, ИП и только если обращение не будет рассмотрено, то будет проводиться проверка)
- в случае нарушения требований к маркировке товара
Компетенция участковых установлена Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утвержденной приказом МВД от 16 сентября 2002 г. N 900. Этот приказ дает право и обязывает участкового проводить проверки деятельности фирм. Инспектор может поинтересоваться, есть ли разрешение на право торговли или другой деятельности, имеется ли кассовый аппарат. Однако, если он станет просить накладные на товар, другую бухгалтерскую документацию, фирма вправе ему отказать, поскольку это уже не входит в его компетенцию.
Еще один вопрос, который может волновать участкового, — наличие средств охраны офисных и складских помещений фирмы.
Приходить с такой проверкой один раз в три месяца участковый не только имеет право, но и обязан.
Если имущество фирмы, по мнению инспектора, недостаточно защищено, он сообщит об этом начальнику отдела милиции. Начальник РОВД напишет представление об устранении обнаруженных недостатков и установит для этого срок.
В ходе проведения внеплановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12и15Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст.357и358ТК РФ, ст.21и25Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Трудовой инспектор не может проводить внеплановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:
-
причинения вреда жизни и здоровью граждан;
-
угрозы безопасности государства;
-
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.
Это следует из положений пункта 2статьи 15 иподпункта «б»пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.
Доступ в указанные организации откладывается на время:
маневров или учений;
-
проведения контртеррористической операции;
-
ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;
-
других чрезвычайных ситуаций.
Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.
Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения
Приказ, регламентирующий порядок деятельности Роспотребнадзора предусматривает, что в случае внеплановой проверки Федеральная служба обязана уведомить проверяемого о предстоящем визите не менее чем за сутки (24 часа). Сообщение о внеплановой проверке направляется организации (ИП) письменно, в виде уведомления.
При этом утвержденный порядок уведомления в течение последних лет вызывал немало претензий и возмущений со стороны потребителей, ведь, получив сообщение о предстоящей проверке, организация успевал основательно к ней подготовиться и устранить все доказательства допускаемых нарушений. Данный факт был учтен законодателями, и в 2015 году вступили в силу правовые нормы, согласно которым при определенных обстоятельствах сотрудники Роспотребнадзора могут явиться на предприятие с внеплановой проверкой без предупреждения.
На основании поправок, внесенных в ФЗ-29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральная служба вправе без предварительного уведомления проводить внеплановые проверки организаций и предпринимателей, чья деятельность связана с производством, реализацией, доставкой, хранением пищевых продуктов.
Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора
Процедура начинается с предъявления обеими сторонами своих удостоверяющих документов друг другу (в соответствии с законом №294-ФЗ):
- Со стороны проверяемого предприятия должен быть либо генеральный директор, либо уполномоченное им лицо, у которого должна иметься в наличии нотариально заверенная доверенность.
- Сотрудник РПН обязан предъявить свое служебное удостоверение, ознакомить директора (или уполномоченного им сотрудника) с его правами и обязанностями, а также предъявить приказ о проведении Роспотребнадзором внеплановой проверки. В нем должны быть указаны:
- предмет проверочных мероприятий (что именно проверяется);
- перечень сотрудников, производящих инспекцию, а также их полномочия.
Любые третьи лица, не названные в данном приказе, в процедуре проверочных действий принимать участие права не имеют (в том числе, привлеченные одной из сторон независимые эксперты).
Проверяющим на объекте должен обеспечиваться режим наибольшего благоприятствования:
- все двери в инспектируемом помещении должны быть уже открыты или же открываться по первому требованию;
- по всем вопросам должны даваться необходимые пояснения и предоставляться подтверждающие документы.
Проверки могут быть плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ)
Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана. Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.
Плановые проверки носят комплексный характер и проводятся с целью установления фактического соблюдения работодателем требований трудового законодательства в целом или отдельных норм, разделов, например оплаты труда или порядка увольнения. Внеплановая проверка, в отличие от плановой, носит разовый характер, так как проводится по обращениям граждан (работников) о нарушении работодателем трудового законодательства.
Чем заканчивается контрольное (надзорное) мероприятие
Независимо от того, выявлены ли нарушения при проведении мероприятия, проверяющие должны составить акт контрольного (надзорного) мероприятия. Если нарушений не выявлено, сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 1 ст. 90 Закона № 248-ФЗ). Если нарушения выявлены, принимаются меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, в частности выдадут предписание.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Как проводится выездная проверка с 1 июля 2021 года?
Дата публикации 22.09.2021
Выездная проверка – это проверка, в ходе которой проверяющим (инспектором) оценивается соблюдение обязательных требований и выполнение решений госорганов (например, предписание) организацией или ИП, которые владеют или используют производственный объект (территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства и пр.).
Проводить выездную проверку могут различные надзорные органы: Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Рособрнадзор и пр.
Выездная проверка может быть:
- плановой;
- внеплановой.
Выездную проверку нельзя провести без взаимодействия с проверяемым лицом. То есть проверяющие придут непосредственно на объект, в помещение (офис, магазин и пр.) и будут общаться с сотрудниками организации или ИП, в том числе запрашивать необходимые документы и сведения.
Проводится выездная проверка по месту нахождения (осуществления деятельности) организации или индивидуального предпринимателя (филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений). Кроме того, проводить выездную проверку можно дистанционно с помощью аудио — или видеосвязи.
О готовящейся выездной проверке проверяющие обязаны предупредить организацию или индивидуального предпринимателя не позднее чем за 24 часа до ее начала, вручив/направив (привезти лично, направить по электронной почте) решение о ее проведении.
Срок выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. При этом срок проверки в отношении малого бизнеса еще меньше:
- не более 50 часов (суммарное время) – для малого предприятия;
- не более 15 часов (суммарное время) – для микропредприятия.
Проверка проводится исключительно в рабочие дни, проверяющие могут приходить в сроки, указанные в решении. Приход и уход проверяющих фиксируется в журнале учета проверок.
При осуществлении организацией деятельности на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по:
- каждому филиалу;
- представительству;
- обособленному структурному подразделению организации.
Если организация или индивидуальный предприниматель имеют производственные объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по каждому.
Максимальный срок проведения таких проверок законом не установлен. Однако он устанавливается положениями о виде контроля конкретного госоргана.
По результатам выездной проверки, в день ее окончания, составляется акт о ее проведении. Его может получить и подписать сотрудник организации или ИП.
Плановая проверка проводится на основании плана, который составляется госорганом и согласовывается с прокуратурой.
Провести внеплановую проверку можно на основании:
- сведений о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба);
- выявления отклонений объекта контроля (организации) от определенных параметров (отклонение само по себе не является нарушением, но может свидетельствовать о наличии или риске совершения таких нарушений);
- поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ о проведении проверки в отношении конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей;
- требования прокурора о проведении проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечения срока исполнения решения госоргана об устранении выявленного нарушения обязательных требований (предписание);
- наступления события, указанного в программе проверок, утверждаемой конкретным госорганом.
Провести внеплановую проверку можно только после согласования с прокуратурой. Однако есть случаи-исключения, когда такого согласования не требуется:
- поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении проверки в отношении конкретных проверяемых лиц;
- требование прокурора о проведении проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения госоргана об устранении выявленного нарушения обязательных требований (предписание);
- сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.