Общие положения и законодательное регулирование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие положения и законодательное регулирование». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Ветераны боевых действий делятся на тех, кто принимал непосредственное участие в военных конфликтах (так называемые, “горячие” точки) во время прохождения срочной службы, и на тех кто имеет статус военнослужащего.

Такие граждане могут претендовать на получение военной пенсии, которая имеет свои особенности:

Предоставляется после достижения 45-летнего возраста.

При наличии стажа службы — от 20 лет, при наличии общего трудового стажа от 25 лет, при условии, что 12,5 из них будущий пенсионер имел статус военнослужащего.

Размер денежной выплаты

Социальные привилегии, которые предусмотрены федеральным законодательством для военных, изменяются редко.

Тогда как сумма ежемесячной материальной помощи растёт каждый год. Это обусловлено постоянно растущей инфляцией и увеличением цен.

В таблице ниже зафиксировано изменения количества выплат, начиная с 2016 года.

Календарный год Размер пособия (руб.)
2016 2 465
2017 2638
2018 2869

Особенности оформления и получения льгот

Большая часть проблем, возникающих при оформлении статуса ветерана боевых действий и соответствующих льгот, связана с невозможностью доказать документально свое участие в вооруженных конфликтах. За прошедшие годы документы могли быть утеряны, также из-за человеческого фактора могут возникать ошибки.

Например, человек в 1995-1996 годах находился в Таджикистане (где продолжались вооруженные противостояния) и выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения. Есть некоторые документальные подтверждения – справка штаба Коллективных миротворческих сил, приказы о замене в состав миротворческих сил, и т.д. При этом комиссия военного округа выносит отказ в оформлении удостоверения ветерана боевых действий из-за недостатка документов.

Юристы отмечают, что в такой ситуации возможны коллизии – разница между непосредственно боевыми действиями и выполнением задач в условиях вооруженного конфликта. Однако, как показывает практика, суды обычно в таких ситуациях становятся на сторону заявителя и принимают решение о признании ветераном боевых действий.

В другой ситуации человек принимал участие в боевых действиях в 2008 году (конфликт в Абхазии и Южной Осетии), однако при оформлении удостоверения ветерана боевых действий воинская часть, где служил заявитель, не смогла прислать нужные документы с указанием точного периода службы.

Поскольку в данном случае присутствует отказ военкомата, его можно обжаловать в суде, привлекая воинскую часть как третье лицо. В ходе судебного разбирательства будет установлено право заявителя на получение статуса ветерана боевых действий.

Важно понимать, чем отличается ветеран от участника боевых действий. Участником принято называть только человека, который принимал непосредственное участие в войнах, боевых действиях. К тому же статус ветерана могут иметь только военнослужащие, когда участниками считаются и сотрудники МВД, и гражданские лица, попадающие под приведенные выше параметры.

К ветеранам принято причислять только военнослужащих, которые:

  • Непосредственно участвовали в боевых действиях, находясь при этом при исполнении своих обязанностей в СССР или современной России.
  • Выполняли правительственные боевые здания, связанные с разминированием территории СССР или других стран с мая 1945 по декабрь 1951 года. Отдельно граждан относят к участникам боевых действий, если они занимались тралением или уничтожением мин с конца войны против фашистов и до 31 декабря 1957 года.
  • Проходили службу в автомобильных батальонах, занимавшихся доставкой грузов в Афганистан в тот период, когда там велись боевые действия.
  • Входили в число летчиков, совершавших вылеты в Афганистан с территории СССР в период войны.
  • Занимались обслуживанием воинских частей, находившихся в иностранных государствах во время ведения вооруженных конфликтов. Таких лиц считают участниками или ветеранами боевых действий только в том случае, если они получили ранение, увечье или контузию. Также в эту категорию попадают те, кто был награжден орденами и медалями за обеспечение боевых действий.
  • Были направлены в Афганистан на работу с 1979 по 1989 год.
  • Выполняли специальные задачи в Сирии начиная с 30 сентября 2015 года.

Порядок оформления льгот и выплат

Наряду с соответствующим удостоверением каждый ВБД имеет право получить еще и медаль «Ветеран боевых действий» (заявление на ее получение можно подать в военкомат при предоставлении документов на оформление удостоверения ВБД или в любое удобное время после этого). К сожалению, данная награда имеет не государственный, а общественный характер, поэтому отдельных льгот владельцу не предусматривает.

Также следует иметь в виду, что выдача удостоверения ВБД сама по себе не влечет автоматического начисления денежных выплат (пособий, пенсий) ветерану и предоставления ему отдельных мер социальной поддержки.

Чтобы оформить все эти льготы и выплаты, ветерану необходимо обращаться в соответствующие гос. органы Российской Федерации:

  • за пенсионными льготами и начислением ЕДВ — в ближайшее отделение Пенсионного фонда;
  • за налоговыми вычетами — в Налоговую службу.

Также за оформлением льгот можно обратиться в любой МФЦ или на сайт госуслуг. При себе следует иметь: удостоверение ВБД, паспорт, пенсионное удостоверение, а также документ, доказывающий факт получения ранения в зоне боевых действий (для ветерана-инвалида). При отказе гос. органом предоставить ВБД определенную льготу по каким-либо основаниям, у ветерана остается право обращаться в вышестоящий орган или идти в суд.

Да, Россия заботится о своих гражданах, защищающих ее интересы, — независимо от того, где именно и когда они участвовали в боевых действиях: в современной ли Сирии, 30 лет назад в Афганистане или более полувека назад в Корее. И это правильно — видя такую государственную политику, молодое поколение россиян с большей охотой идет служить в армию и не боится выполнять опасные задания, зная, что в случае необходимости страна позаботится о них и их близких, облегчив их жизнь регулярными пособиями и различными мерами соц. поддержки.

Иные привилегии для ветеранов боевых действий по ТК РФ

К мерам соцподдержки, отмеченным в ст. 16 ФЗ РФ № 15 следует добавить еще ряд льгот, предусмотренных ТК РФ для ветеранов боевых действий с инвалидностью. Итак, по трудовому законодательству при наличии группы инвалидности данная категория льготников может воспользоваться следующими послаблениями:

  1. Инвалиды ВОВ и боевых действий имеют бесспорное право на преимущественное оставление на работе при сокращении штата либо численности работников (ст. 179 ТК РФ).
  2. Инвалиды 1 и 2 гр. работают по сокращенной рабочей неделе (суммарно до 35 час.). При этом продолжительность рабочей каждодневной работы либо смены определяется для инвалида согласно мед. предписаниям.
  3. Наниматель может привлекать к ночной либо сверхурочной работе инвалидов, но только с их письменного согласия (ст. 96 и ст. 99 ТК РФ).
  4. Привлечение инвалидов для работы в выходные и праздники допустимо только при соблюдении 2 условий (ст. 113 ТК РФ). Первое: если это не противопоказано по состоянию здоровья. Второе: если работник под подпись ознакомлен с правом отказаться от такой работы.
  5. Отпуск без оплаты до 60 кал. дн. за один год (ст. 128 ТК РФ).

Наниматели вправе устанавливать оплачиваемые отпуска дополнительно для определенных категорий работников, если у организации на это имеются финансовые возможности. Эти и иные привнесенные нанимателем трудовые привилегии обычно закрепляются в коллективном соглашении либо ином локальном акте.

Перечень льгот, положенных ветеранам и участникам боевых действий

Льготы, их перечень и порядок назначения рассматриваются как федеральными, так и региональными законодательными актами. Обязательными к исполнению являются нормы федерального закона, региональные льготы ветеранам предоставляются в зависимости от экономического положению субъектов и могут изменяться по решению местной администрации.

В перечень обязательных видов государственной поддержки ветеранов, включены:

  • регулярные и разовые денежные пособия;
  • компенсационные выплаты;
  • медицинские льготы, в том числе связанные с ремонтом и предоставлением новых протезов;
  • надбавки к пенсионным выплатам;
  • обеспечение жильем;
  • трудовые привилегии;
  • образовательные, налоговые и транспортные льготы;
  • право на организацию похорон и установку мемориала за счет государства.

Процедура оформления и получения льгот

Чтобы полноправно пользоваться законными мерами поддержки, будущий льготник должен получить статус ветерана вместе с удостоверением и медалью.

Для этого ему понадобятся следующие документы:

  • трудовая книжка;
  • паспорт вместе с ксерокопией;
  • 2 фото на матовой бумаге, цветные, размер 30х40 мм, военные фотографируются в своей форме;
  • командировочные удостоверения;
  • выписки из приказов и распоряжений о направлении в зону боевых действий, летные книжки;
  • раппорт по установленной форме о присвоении желаемого статуса.

Все предусмотренные льготы не носят единый комплексный характер и предоставляются уполномоченными государственными и муниципальными структурами на основании заявлений от ветеранов боевых действий.

В зависимости от вида и категории льгот необходимо обратиться в соответствующее ведомство и представить удостоверение, дающее право на получение мер государственной поддержки.

Положенные налоговые льготы будут предоставлены ветерану только после подачи заявления, после рассмотрения которого, в информационной базе ИФНС будет обозначено, что в отношении заявителя должен применяться особый порядок налогообложения.

Для получения льготной пенсии надлежит обращаться в органы Пенсионного фонда по месту проживания, приложив к заявлению необходимый перечень документов. На основании принятого решения отделения ПФ РФ будут производить начисление пенсий и положенных ежемесячных выплат в соответствии с установленными законодательством тарифами.

Трудовые льготы участники боевых действий должны получать по месту работы. Кадровая служба и бухгалтерия, осведомленные о том, что их работник является льготником, обязаны начислять отпуска и положенные отпускные с учетом положений закона.

Льготы ветеранам боевых действий. Кто вправе претендовать

Льготы ветеранам боевых действий положены следующим категориям лиц:

  • Проходящим воинскую службу, а также сотрудникам МВД, принимавшие участие в военных действиях по профессиональным полномочиям или заданию руководства.
  • Участник боевых действий на основании распоряжения Правительства по разминированию.
  • Военнослужащие специального соединения автомобильного назначения, доставлявшего грузы по Афганистану при военных действиях.
  • Летный состав, участвующий в вылетах на территорию Афганистана во время войны.
  • Гражданские лица, трудящиеся в военном Афганистане с семьдесят восьмого по восемьдесят девятый годы.
  • Участники военных действий в Сирии.

Чтобы использовать предоставляемые льготы ветерану боевых действий, сначала необходимо подтвердить статус и получить соответствующее удостоверение. Только этот документ дает право на многие привилегии льготной категории граждан и их детям.

Основания для присвоения статуса

Все основные льготы и привилегии ветеранов разных категорий прописаны в законе №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Статья 3 этого нормативного документа устанавливает перечень лиц, наделяющихся статусом ветерана боевых действий (далее – ВБД). В него входят различные категории граждан, участвовавших в вооруженных столкновениях как на территории России, так и за ее пределами. Среди них:

  • действующие и уволенные военнослужащие;
  • военнообязанные;
  • участники военных сборов;
  • сотрудники ОВД и органов госбезопасности;
  • госслужащие Министерства обороны РФ и Министерства обороны СССР;
  • сотрудники уголовно-исправительных учреждений.

Отдельно выделены следующие категории:

  • военнослужащие, сотрудники ОВД и органов госбезопасности, принимавшие участие в разминировании территорий СССР в послевоенные годы;
  • состав автомобильных батальонов по доставке грузов в Афганистан в период военного конфликта;
  • летный состав СССР, участвовавший в боевых действиях в Афганистане;
  • граждане, обслуживающие воинские части России и СССР на территориях иностранных государств, получившие при исполнении своих обязанностей ранения и контузии либо награжденные медалями и орденами;
  • гражданские лица, работавшие на территории Афганистана с 01.12.1979 г. по 01.12.1989 г.;
  • лица, направляемые в Сирию для исполнения служебных задач начиная с 30.09.2015 г.

Льготы участникам боевых действий в Афганистане (льготы афганцам)

Военнослужащие, исполнявшие интернациональный долг в республике Афганистан в период с 1978 по 1989 гг., пользуются всеми льготами и гарантиями, предусмотренными для ветеранов боевых действий.

Единственное преимущество афганцев перед остальными ветеранами установлено в части налоговых преференций – Налоговый кодекс России особо выделает эту категорию граждан.

В частности, в силу статьи 407 НК РФ ветераны Афганистана освобождаются от обязанности по уплате налога на недвижимость. Иными словами, им не нужно платить налог на находящиеся в собственности квартиру или комнату в коммунальной квартире, дом, гараж, недостроенные объекты.

Важно: льготы не действуют в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей. Кроме того, освобождение от уплаты налога возможно в отношении 1 объекта из каждой категории.

Например, если в собственности ветерана находятся такие объекты недвижимости, как гараж и машино-место на подземной парковке, один из них будет облагаться налогом. Тогда как одновременное наличие гаража и квартиры не препятствует полному освобождению от налога.

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2.1) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан;

Основанием предоставления мер социальной поддержки гражданам, принимавшим участие в войнах, является признание за ними статуса ветерана боевых действий. Критерии отнесения человека к этой категории льготников, перечислены в статье 3 закона № 5-ФЗ РФ.

В настоящее время перечень обстоятельств, с которыми закон связывает право на получение статуса ветерана, содержит семь пунктов.

Практически все граждане, принимавшие участие в афганской войне, чеченских войнах, иных вооруженных конфликтов на территории России, а также исполнявший воинский долг в Сирии, включены в соответствующие пункты списка.

Граждане включаются в льготную категорию в зависимости от характера и условий исполнения ими должностных обязанностей во время вооруженных конфликтов.

Вторым критерием является факт официального признания государством вооруженного конфликта боевыми действиями. Перечень войн, участники которых признаются ветеранами, приведен в приложении к закону.

Этот список постоянно дополняется. Последние изменения учитывают участие ВС нашей страны в сирийском конфликте. Ведется обсуждение о предоставлении льгот добровольцам, принимавшим участие в конфликте на Донбассе.

Чем отличается участник боевых действий от ветерана

Законодательно понятия «участник» и «ветеран» не определены.

Однако статья 3 ФЗ «О ветеранах» перечисляет тех лиц, которые являются ветеранами боевых действий:

  1. Служащие в автомобильных батальонах и военнослужащие летного состава на территории Афганистана в тот период, когда там велись боевые действия;
  2. Направленные на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года;
  3. Служащие в Сирийской Арабской Республике с 30 сентября 2015 года;
  4. Занимавшиеся разминированием территории СССР и смежных государств в период с 1945 по 1951 год;
  5. Занимавшиеся операциями по боевому тралению в период с 1945 по 1957 год;
  6. Выполнявшие служебные обязанности во время боевых действий на территории РФ, СССР, а также других государств
    • Алжир;
    • Египет;

  7. Ангола;
  8. Йеменская народная республика;
  9. Вьетнам;
  10. Сирия;
  11. Эфиопия;
  12. Афганистан;
  13. Камбоджа;
  14. Мозамбик;
  15. Лаос;
  16. Бангладеш;
  17. Ливан;
  18. Таджикистан;
  19. Чечня;
  20. Северокавказский регион;
  21. Южная Осетия и Абхазия.
  22. .

Таким образом участники боевых действий в Афганистане и боевых действий в Чечне являются ветеранами труда.

Если ветеран желает воспользоваться льготами, то его статус должен быть подтвержден соответствующим удостоверением. Если такового нет – придется пройти процедуру по его получению.

В законе такая категория лиц как «участник боевых действий» не упоминается: не дается определение и не указан перечень льгот для них. И если толковать закон буквально, делаем вывод, что такого официального статуса в РФ нет.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]