Таможенный кодекс Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № ТК ТС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный кодекс Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № ТК ТС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Это то, что в первую очередь подчеркивается представителями таможенных органов и экспертами и преподносится как несомненное новаторство разработчиков Кодекса ЕАЭС. Хотя, если уж быть честными, вряд ли в 21-м веке закрепление использования информационных систем можно считать каким-то новаторством или небывалой прытью законодателей. На данный момент это просто нормальный порядок вещей. То, что само собой разумеется.

Приоритет информационных систем

Достоинством оно стало бы, если бы законодатели составили Кодекс таким образом, что он не только бы описывал то, что есть сегодня, но и предусматривал будущие возможности.

Впрочем, не будем отклоняться в сторону…

Приоритет информационных систем, прежде всего, обнаруживается в императивности электронного декларирования: если по действующему законодательству таможенную декларацию можно подать в том виде, в каком захочется декларанту (либо в бумажном, либо в электронном, либо в двух сразу), то с 1-го января предусмотрен единственно возможный вариант — электронное декларирование. С теми лишь исключениями, что бумажное декларирование разрешается при таможенном транзите, в отношении транспортных средств международной перевозки, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, при использовании в качестве декларации перевозочных, коммерческих и др. документов, а также при декларировании товаров для личного пользования.

Современные возможности обнаруживаются также в формировании механизма «одного окна»: при совершении таможенных операций не надо будет представлять те документы и сведения, которые таможенный орган сможет найти в своих информационных системах, а также в информационных системах других государственных структур — как внутри своего государства, так и на всем пространстве ЕАЭС. (Правда, для того чтобы принцип «одного окна» действительно заработал в таком идеальном виде, должно еще пройти какое-то время, ибо сейчас, как подчеркивает Галина Баландина, «у нас единая таможенная территория, но пять абсолютно разных информационных пространств»).

Alekseev S.S. Obshhaya teoriya prava: V 2 t. M., 1982. T. 2.

Bakaeva O.Yu., Matvienko G.V. Tamozhennoe pravo Rossii: Ucheb. / Otv. red. N.I. Ximicheva. M., 2003.

Chermyaninov D.V. «Tamozhennye pravootnosheniya» i «tamozhennaya granica»: sootnoshenie i vzaimosvyaz’ ponyatij // Zakonodatel’stvo Respubliki Kazaxstan v usloviyax novogo politicheskogo kursa: Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashhennoj 20-letiyu Instituta zakonodatel’stva Respubliki Kazaxstan. 31 maya 2013 g. Astana, 2013.

Chermyaninov D.V. O klassifikacii i sushhnosti tamozhennyx operacij // Tamozhennoe delo. 2012. N 3.

Draganov V.G., Rassolov I.M., Rassolov M.M., Shmatkov I.I. Tamozhennye pravootnosheniya i normy tamozhennogo prava // Tamozhennoe pravo. Obshhaya i osobennaya chasti. M., 2001.

Dzugaev R.V. Pravovoe regulirovanie tamozhennogo oformleniya: sravnitel’no-pravovoe issledovanie: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. SPb., 2006.

Принципы таможенного администрирования

Принципы таможенного администрирования на единой таможенной территории таможенного союза:

  • отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах;

  • единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории;

  • минимизация издержек субъектов внешнеторговой деятельности, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

  • возможность подачи декларантом таможенной декларации на единой таможенной территории таможенного союза в любой таможенный орган, уполномоченный регистрировать и проверять таможенные декларации.

Основные задачи комиссии таможенного союза

Деятельность Комиссии заключается в издании различных нормативно-правовых актов, подписываемых всеми членами Комиссии. Состав Комиссии таможенного союза включает в себя председателя и двух членов. Председателем Комиссии является Шувалов Игорь Иванович, первый заместитель Председателя Правительства РФ. Членами Комиссии таможенного союза стали Румас Сергей Николаевич, заместитель премьер-министра Республики Беларусь, и Шукеев Умирзак Естаевич, первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан. Рабочим органом Комиссии таможенного союза является Секретариат, который занимается организацией работы Межгосударственного совета ЕврАзЭС, высшего органа таможенного союза. Кроме того, Секретариат решает проблемы информационно-технического обеспечения Комиссии. Работа секретариата осуществляется под руководством Ответственного секретаря Комиссии таможенного союза.

Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:
— Департамент таможенного администрирования;
— Административный департамент;
— Департамент торговой политики;
— Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
— Департамент финансовой политики;
— Правовой департамент;
— Департамент политики в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и технического регулирования;
— Научно-экспертный совет.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

Пошлины для участников союза

Таможенная граница ЕАЭС – это скорее номинальное, чем реальное препятствие для предпринимателей, везущих свои продукты за рубеж. Согласно нормам законодательства, действующего в ТС, запрещено установление внешнеэкономических пошлин и иных административных барьеров для свободного перемещения продукции и услуг.

Правило об отсутствии пошлин действует по отношению к товарам, изготовленным в границах ТС и изделиям, ввозимым из-за рубежа и прошедшим процесс очистки на таможне.

Упразднение пошлин не означает полное отсутствие контроля на таможне. Этот орган ведет учет перемещения ценностей, поэтому физические и юридические лица, вывозящие продукцию, заполняют специальные формы статистического учета согласно положениям 289-ФЗ от 03.08.18 г.

Компании и ИП, чьи автомобили или вагоны пересекли таможенную границу в рамках ЕВРАЗЭС, обязаны предоставить заполненный бланк не позднее 8-ми-дневного срока с даты окончания месяца, в котором совершался провоз. Правила заполнения и формат этого документа утверждены постановлением Правительства РФ №1329 от 7.12.15 г. Он направляется в ФТС на бумажном носителе или в электронном виде, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. Познакомиться со всеми гранями работы с грузоперевозкой можно в статье доставка животных в Европу.

Уже в середине 90-х годов прошлого века встал вопрос о создании такого союза между бывшими советскими республиками, которые получили независимость. Их экономики были существенным образом интегрированы в общую экономическую схему, а потому после краха СССР столкнулись с большими проблемами.

В итоге в начале 1995 года соответствующее соглашение впервые заключили Российская Федерация и Республика Беларусь, а через несколько дней Соглашение о создании Таможенного союза подписал и Казахстан. К этому времени стало понятно, что восстановить единое экономическое пространство на новых условиях на территории бывшего СССР не удается, а потому решили ограничиться хотя бы общими правилами беспошлинной торговли.

На протяжении длительного времени предпринимались попытки применить на практике правила торговли, прописанные в данном соглашении. К нему также присоединились Таджикистан и Кыргызстан, и уровень торговли поначалу показывал положительную динамику. Однако затем все процессы забуксовали по простой причине – исполнительская дисциплина принятых в рамках ТС решений была крайне низкой.

Через пять лет была предпринята попытка создать из стран-участниц ТС Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), котором РФ уже отводилась лидирующая роль. Из 100 возможных голосов она получила 40. Тем самым авторы концепции попытались избежать прежних ошибок. Но это все равно не помогло, и принятые решения по-прежнему исполнялись довольно вяло. В частности, некоторые участники ЕврАзЭС продолжали устанавливать свои собственные таможенные тарифы.

В попытке сформировать новое объединение – Единое экономическое пространство прежние участники ТС (Россия, Беларусь и Казахстан) пригласили в него Украину, однако и этот союз не заладился.

И только 6 октября 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан в Душанбе подписали документы о формировании новой версии ТС и перешли к созданию единой таможенной территории. Это соглашение заработало достаточно эффективно, были разработаны и подписаны многие документы (например, Таможенный кодекс ТС и единый регламент о безопасности продукции). Все они продолжают работать и сейчас, когда ТС начал действовать в рамках созданного в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Правовое регулирование взимания ввозных таможенных пошлин

Суть обязательств в том, что после вступление России в ВТО нормативы организации автоматически становятся обязательными и для Беларуси с Казахстаном. Но вот если правила ТС в чем-то более лояльны к мировой торговле, чем требования ВТО, они продолжают действовать на законных основаниях. Если же какие-то нормы ВТО не учтены в соглашении по ТС, то Беларусь и Казахстан не обязаны их выполнять.

Однако для участников ТС следование нормам ВТО все же оказалось достаточно чувствительным. И в первую очередь за счет того, что пришлось снижать импортные пошлины на многие виды продукции.

Так, ввозные пошлины на сельскохозяйственную технику упали с 15% до 5-10%, изделия деревообработки – с 16% до 8%, на грузовые автомобили с 35% до 25%, в той же пропорции – на б/у легковые, а на новые легковушки – с 30% до 25%. Причем предполагалось, что в дальнейшем размер пошлин будет еще снижаться.

Перечень продукции, по которой пришлось снимать ввозные пошлины, достаточно велик. Это привело к тому, что внутренние рынки были открыты для импортной продукции, а местные производители понесли убытки, потеряв долю рынка.

Другая сторона медали – вывозные, то есть экспортные пошлины. Здесь государствам-участникам ТС также пришлось ориентироваться на нормы ВТО, которые имеют преимущественно право. И движение тут оказалось разнонаправленным. Экспортные пошлины по некоторым видам продукции (скажем, соевые бобы), напротив, должны увеличиться, что делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. По другим видам пошлины резко снижаются либо вообще отменяются, что бьет по государственному бюджету, поскольку в казну поступает меньше средств.

Услуги прохождения таможенного контроля

Наша оказывает услуги по прохождению таможенного контроля и услуги таможенного брокера — представителя любым участникам ВЭД на любых таможнях и таможенных постах России.

Мы предоставляем следующие виды услуг:

  • Помощь при сборе товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, сертификатов происхождения, деклараций о соответствии и т.д.);
  • Заполнение и подача таможенной декларации;
  • По поручению клиента представляем его интересы на СВХ и таможне, присутствуем при таможенных осмотрах и досмотрах;
  • Производим подсчет таможенных платежей и по поручению клиента оплачиваем их на таможню.

Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Институт уполномоченных экономических операторов

Он, по всей видимости, претерпел самые значительные изменения.

Во-первых, уполномоченных экономических операторов разделили на три типа. Причем каждый из типов пользуется своим перечнем упрощений, а это значит, что можно выбрать именно тот статус, который в наибольшей степени соответствует виду деятельности.

Так, например, свидетельство первого типа, предполагающее возможность первоочередного совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на территорию Союза (и убытием с нее), их декларированием и выпуском, первоочередного проведения таможенного контроля, непредоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите и пр., подойдет прежде всего перевозчику и таможенному представителю. А свидетельство второго типа, разрешающее среди прочего временное хранение товаров (принадлежащих как непосредственно уполномоченному экономическому оператору, так и другим лицам) на собственных площадках, — владельцу склада временного хранения.

Во-вторых, в принципе, увеличилось количество предоставляемых упрощений. Действующий Кодекс предполагает всего три (четвертое в тексте документа звучит как «иные») послабления, а тот, который готов с 1-го января вступить в силу, — 9 для тех уполномоченных экономических операторов, которые имеют свидетельство первого типа, 10 для обладателей свидетельства второго типа и 17 — для третьего.

В-третьих, расширился перечень тех, кто может претендовать на статус УЭО: теперь в их число входят как компании, которые непосредственно экспортируют и импортируют товары, так и таможенные представители, экспедиторы, перевозчики, владельцы таможенного склада и склада временного хранения.

В-четвертых, изменился принцип реестрового обеспечения. До сей поры уполномоченному экономическому оператору вне зависимости от «стажа» и вида деятельности требовалось обеспечение в размере не менее одного миллиона евро. В соответствии же с новым законодательством сумма обеспечения может со временем снижаться и для тех, кто умудрился продержаться в статусе УЭО более шести лет, составить в итоге 150 тысяч евро. При этом уполномоченные экономические операторы со свидетельствами второго и третьего типа вообще не обязаны предоставлять это самое обеспечение. Для них предусмотрен специальный, регламентированный Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 №65, порядок определения финансовой устойчивости.

Вместе с тем (и это в-пятых) тем, кто захочет значиться в реестре уполномоченных экономических операторов, придется удовлетворить большему количеству требований. Вернее — для каждого типа УЭО предусмотрен свой перечень условий, а претендующим на свидетельство третьего типа, кстати сказать, необходимо хотя бы в течение двух лет входить в реестр как УЭО первого или второго «образца».

При этом, что тоже не менее важно, увеличился минимальный «стаж» внешнеэкономической деятельности: не один год, как декларировал предыдущий Таможенный кодекс, а два года для таможенных перевозчиков и три — для всех остальных. Впрочем, наличия одного только «стажа» будет недостаточно — принимается в расчет еще и «кипучесть» деятельности. То есть: если ты перевозчик, то будь добр подтвердить, что каждый год подавал не менее 250 транзитных деклараций, если таможенный представитель — не менее 200 таможенных деклараций в год на общую сумму хотя бы в 500 тысяч евро. Для участников ВЭД минимум — десять деклараций на товары в год (с базовой суммарной стоимостью товаров в 500 тысяч евро). А владельцы складов должны подтвердить, что общая годовая стоимость хранимых товаров составляла, опять-таки, не менее 500 тысяч евро.

В-шестых, есть требования и непосредственно к сотрудникам компании, являющейся уполномоченным экономическим оператором. Решение ЕЭК от 03.10.2017 №131 устанавливает: отныне в штате УЭО должны быть работники с подтвержденной профессиональной компетенцией и/или стажем в данной сфере не менее двух лет. Положение касается сотрудников, ответственных за совершение таможенных операций, организацию безопасности и охрану территории, а также за применение автоматизированной информационной системы. Если таковых в штате не имеется, для выполнения таких работ нужно привлечь на договорной основе другие профильные юридические лица. (Что примечательно: если в числе таких профильных лиц окажется таможенный представитель, то на него эти «пожелания» не распространяются, так как новый Кодекс убирает действующее до сей поры требование к таможенным представителям — непременное наличие в штате хотя бы двух сотрудников с официально подтвержденной компетентностью.)

В-седьмых, с 1-го января статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС. Кроме того, Кодекс закрепляет возможность предоставления привилегий уполномоченным экономическим операторам из стран, членами Союза не являющихся. Естественно, на взаимной основе и при наличии соответствующего международного договора.

Изменения для граждан: нормы ввоза товаров, лимиты на покупки в интернете и магазины duty free

ТК ЕАЭС затрагивает и интересы граждан, не занимающихся внешнеэкономической деятельностью: в документ кодифицированы нормы беспошлинного ввоза товаров при пересечении границы союза. При этом компетенция на установление верхних границ норм передана Евразийской экономической комиссии, а нижние границы могут устанавливать национальные правительства.

Совет ЕЭК уже установил новые правила ввоза товаров физическими лицами в страны ЕАЭС. Весь 2018 год будут действовать ранее существующие нормы: беспошлинно можно ввозить товары общей суммой не более 1,5 тыс. евро и весом до 50 кг. В дальнейшем в союзе будут поэтапно снижаться весовые и стоимостные лимиты беспошлинного ввоза товаров в сопровождаемом багаже любым видом транспорта, кроме воздушного. С января 2019 года лимиты снизятся до 1 тыс. евро и 50 кг, а с 1 января 2020-го — до 750 евро и 35 кг. С 1 января 2021 года из-за границы можно будет беспошлинно привезти товары на сумму, не превышающую 500 евро, и весом не более 25 кг.

Изменения не коснулись товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС в сопровождаемом багаже авиатранспортом. Путешествуя самолетом, беспошлинно привезти с собой из-за рубежа можно будет покупки на сумму до 10 тыс. евро и весом не более 50 кг.

Но следует еще раз подчеркнуть: ЕЭК установила только верхнюю планку, выше которой национальные правительства стран ЕАЭС нормы устанавливать не могут. На своей же территории каждое государство союза может оставить эти же нормы, а может их и существенно уменьшить: Таможенный кодекс ЕАЭС разрешает ужесточать нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне.

Тот же принцип верхних и нижних границ норм касается и покупок в зарубежных интернет-магазинах, а также товаров, доставка которых покупателю из-за рубежа осуществляется посредством международных почтовых отправлений или перевозчиком. Согласно решению Совета ЕЭК, с 1 января 2018 года установлен верхний лимит на такие товары в 1 тыс. евро и 31 кг в течение одного календарного месяца. С 1 января 2019-го в течение одного календарного месяца без уплаты таможенных пошлин, налогов можно будет заказать товары на общую сумму до 500 евро и весом не более 31 кг. С 1 января 2020 года нормы беспошлинного ввоза будут снижены до 200 евро и 31 кг. При этом будут сняты все ограничения по времени и количеству заказов. Кроме того, вместе с нормами беспошлинного ввоза с 1 января 2020 года будет существенно снижена величина таможенной пошлины за превышение лимитов. Если в 2018-2019 годах за превышение нормы придется заплатить 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы, то уже в 2020-м — 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг перевеса.

Еще одно новшество ТК ЕАЭС касается магазинов duty free: теперь товары в них можно будет покупать не только при выезде, но и при въезде на территорию союза. Однако такая возможность появится лишь в аэропортах и морских портах. При этом спиртные и табачные изделия в магазинах на въезд будут продаваться в количестве, установленном нормой беспошлинного ввоза.

Какие изменения ждут работников таможни?

Новый кодекс не обошел стороной людей, которые постоянно работают на таможне. Главная заслуга документа – многие нормы, которые действовали на уровне отдельных государств, подняты на союзный уровень. За время существования старого кодекса было вынесено несколько постановлений, регулирующих таможенную деятельность. Теперь все они внесены в новый документ.

Более подробно рассмотрен статус Уполномоченного экономического оператора. Теперь им может стать компания, зарегистрированная на территории одной из стран-участниц, в то время как раньше это не являлось обязательным требованием.

Если раньше был единый образец для свидетельств, гарантирующих упрощенный режим для УЭО, теперь он разделен на три типа. Каждый из них предоставляет особый перечень преимуществ для владельцев. Причем свидетельство 3 типа включает в себя упрощения, закрепленные в первых двух.

Также наличие подобного сертификата будет упрощать процедуру выпуска товаров. Расширился перечень юридических лиц, которые могут получить подобные свидетельства. К примеру, сейчас к ним относят владельцев складов и перевозчиков.

Статус УЭО теперь вынесен на межнациональный уровень. Если раньше он действовал только между странами, заключившими соответствующее соглашение, то теперь перечень становится единым для всех участниц Евразийского экономического союза.

В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.

Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.

К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:

  • утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
  • назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
  • формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
  • рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
  • утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
  • осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
  • принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.

По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.

Почему Таможенный союз работает не так, как планировалось: проблемы и противоречия

Разногласия между участниками возникли в очередной раз в 2014 году в результате запрета России на ввоз партии мяса из Белоруссии. Одновременно с этим было провозглашено ужесточение правил пересечения продукцией из Белоруссии границы, что повлекло противоречие принципу упрощения процедуры перемещения товаров на таможенной территории.

Белоруссия в нарушение условий договоренностей вернула пограничный контроль, ее власти заявили о намерениях отказаться от обращения рубля в пользу американского доллара. Развитие событий окажет отрицательное влияние на интеграцию региона.

Возникающие противоречия, сложности доверительных отношений, стремление к большей выгоде не дают возможности достичь целей Таможенного союза. Падение оборота товаров служит тому доказательством. Но в условиях отсутствия объединения ситуация могла сложиться хуже. Кризисные явления имели бы больший масштаб и основательные последствия для экономик стран-участников.

Многие организации извлекают выгоду из торговли внутри таможенной территории. При этом оборот все равно падает, а ввозные пошлины осложняют импорт зарубежных товаров.

Распределение таможенных пошлин приобрело положительную тенденцию для Белоруссии и Казахстана, хотя изначально основная сумма поступлений планировалась в бюджет РФ.

Достижение поставленных у истоков Таможенного союза ЕАЭС целей требует времени, но заинтересованность государств-членов и их граждан неизменно ведут к их реализации.

Информация по Таможенному кодексу представлена в данном выпуске новостей.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]