6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Четкого определения семьи в настоящее время нет. Авторами предлагаются разные подходы (психологические, социальные, педагогические и др.) для определения понятия семья. Но так, же семья имеет широкое применение и в юридических правовых актах, законах, поэтому, справедливо, можно предположить юридический смысл определения данного слова. Давайте попробуем разобраться!

У института семьи есть функции. Так как с течением времени меняется и само представление об этом институте, то его функции также трансформируются. Выделим основные:

  • репродуктивная: создать потомство, т. е. родить детей;
  • экономическая: семья создаёт свой бюджет, самостоятельно решает, на что потратить средства, поддерживает своих членов материально;
  • воспитательная: обязанностей родителей воспитывать своих детей, следить за их состоянием прописана в Семейном кодексе Российской Федерации;
  • эмоциональная: человек — существо социальное. Ему нужно общение, нужны эмоции. В семье он познаёт любовь и уважение, получает духовную и эмоциональную поддержку;
  • статусная: наличие семьи не только придаёт определённый статус человеку, но также необходимо для достижения его целей.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не обязывает президента быть женатым человеком, в обществе существует мнение, что из женатого человека получается лучший управленец. Он заботится не только о себе, но и о других членах семьи, не подвергает их ненужным финансовым рискам. Он более стрессоустойчив, так как получает поддержку от семьи;

  • социальная: ребёнок учится общаться с другими людьми именно в семье. Семья же также несёт ответственность за обучение его социальным и моральным нормам, которые приняты в обществе;
  • развлекательная или досуговая: в семье, как правило, общие интересы. Её члены вместе проводят свободное время;
  • защитная: происходит защита члена семьи от других людей, которые покушаются на его здоровье или психологическое состояние.

Дети и родители как субъекты СК

То, что попадает под сферу действия Семейного Кодекса в личных взаимоотношениях граждан внутри семьи, называется семейными правоотношениями.

Подобные связи урегулированы законодательными нормами и могут рассматриваться законом при возникновении каких-либо конфликтов.

Субъектом СК может быть только физическое лицо, то есть конкретная персона, состоящая с другой в кровном или брачном родстве (отдельно рассматривается усыновление).

И родитель и ребёнок вне зависимости от большинства дополнительных факторов являются полноправными субъектами Семейного Кодекса, а значит, наделяются правами и обязательствами в зависимости от своих семейных ролей.

Важно! Нельзя путать понятия субъекта СК и объекта СК. Под последним подразумеваются различные блага (имущественные и не имущественные), разнообразные услуги и личные взаимодействия между лицами в родстве или в отношениях усыновления.

Каждому субъекту предоставляются особые права, на которые он безусловно имеет право в любой точке своего жизненного пути, пока юридические особенности отношений между родителями и детьми всё ещё в силе. Например, ребёнок имеет право на общение с обоими родителями вне зависимости от обстоятельств и личных желаний родителей или других родственников, соблюдение своих общечеловеческих прав.

Родитель в свою очередь как субъект имеет право на воспитание ребёнка (если им не было совершено правонарушение и, как следствие, он не был лишён родительских прав), на выбор имени ребёнка и определение его местожительства.

Так как подобными правами обладают оба родителя, разногласия при разводе случаются часто. Регулировать их — одна из важнейших задач СК РФ.

Права в Семейном Кодексе

Так как в Российской Федерации брак — это светский гражданский акт, не имеющий отношения к вероисповеданию, традициям и обычаям, которые законодательством не регламентируется, в Семейном Кодексе чётко указываются как права, так и обязанности всех возможных участников семейных правоотношений.

Права делятся по типу родства и нередко пересекаются между собой как в позитивном, так и в негативном, приводящем к конфликтам ключе:

  • брачные права (обязанности супругов друг перед другом, имущественные права в браке, право на материнство/отцовство);
  • права родителя (право воспитания, общения с ребёнком, участия в его жизни, право получать от ребёнка материальную поддержку в старости);
  • права ребёнка (право на обеспечение со стороны родителя, уважение собственной личности, право выбора);

Модели отношений в семье

Давайте остановимся на моделях отношений внутри семьи, которые выделил в отдельную группу Д. Р. Олсон.

  1. Традиционная: члены придерживаются норм, общепринятых в обществе. В целом, отношения между людьми благоприятные, нацеленные на сохранение семейных ценностей.
  2. Сбалансированная: члены семьи имеют разные договорённости, касающиеся разных сфер жизни, что исключает возникновение конфликтов.
  3. Гармоничная: предполагает наличие полного понимания между членами пары, распределение ролей.
  4. Полноценная: отличается полным совпадением мыслей и движений супругов во всех направлениях.
  5. Безжизненная: не отличается благополучием, супруги имеют трудности в самореализации, построении карьеры. Такая модель развивается при ранней женитьбе, скором рождении первенца, при котором члены семьи ещё не успели получить образование или выстроить карьеру.
  6. Конфликтная: отличается наличием постоянных споров в паре, возникающих по разным поводам. Причина возникновения такой ситуации заключается в постоянно растущем раздражении друг к другу, агрессии, недовольстве по отношению к партнёру.
  7. По расчёту: семья создаётся в целях материальной заинтересованности.

Взаимоотношения мужа и жены

Семью можно считать таковой с того момента, как два человека вступили в брак. Опорой, на которой строится этот союз, считают любовь, чувственное влечение одного человека к другому. С годами чувства могут видоизменяться, им на смену приходит совместное прошлое, дети, пережитые моменты. Всё это удерживает людей вместе.

Гармония в семье не возникает просто так, она невозможна без внимания друг к другу, взаимного уважения. Если этого не будет, в отношениях появляются ссоры. Постоянное недовольство друг другом будет нарастать, что может стать причиной расторжения брака. Поэтому мало выйти замуж или жениться, нужно поступательно учиться жить в союзе с другим человеком. Если не подходить к вопросу брачных отношений с умом, то не первый, не второй, не третий брак, не окажутся удачными.

Мужчины часто не имеют достаточного количества дипломатических навыков, чтобы улаживать возникающие проблемы. Поэтому играть роль миротворца, чаще всего, приходится женщине. Именно женское мышление, склад характера, позволяют сглаживать острые углы, заниматься воспитанием и развитием детей.

Ещё одним недостатком мужской натуры является чрезмерная вспыльчивость. Поэтому мужья плохо управляют своими чувствами, не могут держать эмоции под контролем. И снова на помощь приходит чуткая и мудрая женская натура, от которой зависит атмосфера спокойствия в доме.

Наблюдая за воспитанием детей и поведением родителей в различных семьях позволили В.В.Столину сформулировать неоптимальную и оптимальную родительские позиции

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции — это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести собой родителей, а стиль общения должен опережать появление новых психических или личностных качеств детей.

В неблагополучных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительской позиции по одному или нескольким выделенным показателям.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВА

Конвенция ООН «О Правах Ребенка» представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей. Попробуйте заменить слово «право» на слово «потребность» и взглянуть на эти права как на базовые человеческие потребности.

1. Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.

2. Дети имеют право па выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав других людей.

3. Дети имеют право па неприкосновенность частной жизни, включая право на конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Дети имеют право на получение информации, особенно информации использование которой может привести к улучшению качества их жизни.

5. Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестких наказаний, унижения и неуважения.

6. Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.

7. Дети-инвалиды имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.

8. Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра, формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями.

По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения.

Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка, общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности рассудительности.

Последователь А. Адлера педагог Р. Дрейкурс развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил в практику консультаций и лекций для родителей.

Задачи воспитания родителями своих детей он видел в:

Для достижения положительного поведения детей психологи советуют родителям:

— использовать совместные семейные обсуждения проблем и достижений семьи;

— расспрашивать ребенка о его проблемах (вместо объяснений и констатации), это способствует развитию навыков мышления и критики. Задавать вопросы детям только при наличии подлинного интереса к мнению и чувствам ребенка. Нельзя задавать вопросы как «ловушки», если родитель заранее знает ответ;

— критикуя ребенка, лучше использовать Я-высказывания: «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас»;

— давать детям возможность выбора хотя бы между двумя приемлемыми вариантами. Пo мере взросления детей количество альтернатив должно увеличиваться;

— не заставлять или наказывать, а воспитывать, позволяя детям прочувствовать естественные или логические последствия их поступков. Естественные последствия просты: если ребенок стоит под дождем, он промокает; логические последствия требуют вмешательства родителей: если ребенок не кладет грязную одежду в корзину для белья родитель ничего не говорит, но и не стирает эту одежду;

— применять некарательные методы коррекции поведения (тайм-аут, установление связи «дополнительная возможность — дополнительная ответственность», включен» чувства юмора, замена чрезмерного многословия на корректное действие).

«Гуманистическая» модель воспитания подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека.

Стать воспитателем родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершеннолетнего «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению, воспитанию родителей. Книги, пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумывающихся родителей не только содержат рекомендации, каким должен быть родитель, но и предлагают способы, приемы личностного самоусовершенствования.

Роль семьи в жизни человека

Семья играет в жизни человека ключевую роль. Каждый хочет, придя домой с работы, ощутить семейное тепло и уют, поделиться успехами и неудачами с близкими и понимающими людьми. Особое влияние семейная атмосфера производит на детей. Отношения отца и матери накладывают отпечаток на всю последующую жизнь ребёнка. Маленький человек с неокрепшей психикой впитывает в себя модель родительской семейной организации и в будущем переносит её на свою собственную семью.

Семья помогает ребёнку определиться с жизненными приоритетами, она формирует его самооценку, принципы и взгляды. Люди, родители которых жили в дисгармонии, не могут навести лад в собственной личной жизни, выбирают недостойных партнёров. Материальное положение семьи также имеет огромное значение. Известно, что дети из бедных семей закомплексованны и неуверенны в себе, им трудно отвоевать своё место под солнцем.

Портрет счастливой семьи

Лев Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. И всё же семейная идиллия каждой гармоничной пары состоит из уникальных моментов и воспоминаний, трепет и радость которых возможно понять только двоим. Но ни в одной счастливой семье нельзя обойтись без мелких споров и недоразумений. Кризисы и конфликты также случаются, но благоразумным и любящим людям удаётся быстро их преодолевать.

Многие семьи со стороны кажутся практически идеальными. Муж и жена не ссорятся на людях, не орут на своих детей, соблюдают спокойствие и приличие. Они общаются друг с другом вежливо и уважительно, поэтому окружающие принимают такую пару за образец семейных отношений. Но на самом деле не всё столь радужно. Часто под хорошими манерами супруги скрывают серьёзные проблемы.

Современные формы брака и их характеристики

Самой распространенной формой брака является традиционная семья. Для нее характерны любовь, дружба, уважение и поддержка всех членов семьи.

Это, конечно, зависит вас и вашей второй половинки, ведь сама регистрация отношений не дает данные прелести по умолчанию. Существуют также и нетрадиционные формы брачных союзов со своими признаками и особенностями.

Нестандартные семьи имеют свои особенности по сравнению с традиционными формами:

  • наличие детей не является нормой;
  • нестабильность отношений;
  • отсутствие сексуальной преданности;
  • распределение власти.

Формы нестандартных семейных отношений:

  1. незарегистрированное сожительство. Сегодня эта форма отношений набирает популярность и в Европе, и в России, наиболее актуальна в возрасте 25-35 лет. В некоторых странах «гражданский брак» запрещен законом;
  2. нестабильные союзы. Эта форма отношений предполагает возможность прерывания союза. Он может быть заключен на некоторый срок, по истечении которого все обязательства друг перед другом прекращаются. Сюда относят и прерывающийся союз, то есть тот, который может быть прерван на какой-то срок;
  3. сознательная бездетность. Как правило, такой союз заключается довольно поздно, считается, что дети негативно влияют на карьеру женщины, а также на отношения между супругами;
  4. открытый союз. Здесь допускаются внебрачные сексуальные отношения. Сюда относится свинг — обмен партнерами в сексуальной сфере;
  5. групповые браки («шведская семья»). Представляют собой небольшую коммуну, где живет несколько мужчин и женщин. Коммуна основана на дружбе, сексе и ведении совместного хозяйства, здесь отрицаются любые проявления ревности;
  6. неполная семья — семья с одним родителем. Причиной неполной семьи может стать смерть одного родителя, развод, а также сознательное заведение ребенка одной женщиной.

Неполные семьи и незарегистрированное сожительство достаточно распространены в обществе, а где-то даже набирают популярность. Другие формы брака встречаются все же в виде исключения, чем нормы.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс

Понятие социальной структуры общества — это совокупность разнообразных социальных групп и отношения между ними, а также внутри них Структура общества.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]