Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчеты НКО. Какую отчетность НКО должны сдать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Актуальные вопросы по заданной теме.
Вопрос №1. В какой срок некоммерческая организация должна предоставить отчет в Министерство Юстиции Российской Федерации?
Ответ: Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
Вопрос №2. Каким образом можно сдать отсеет в Минюст в электронной форме?
Ответ: Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:
- Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
- Заполнить вручную онлайн-форму отчета.
Сроки сдачи отчётности в ИФНС в 2023 году
Вид отчётности | Период представления | Срок представления |
---|---|---|
Расчет 6-НДФЛ | За 2022 год | 27.02.2023 |
За I квартал 2023 года | 25.04.2023 | |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 26.02.2024 | |
Расчет по страховым взносам | За 2022 год | 25.01.2023 |
За I квартал 2023 года | 25.04.2023 | |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.01.2024 | |
Персонифицированные сведения о физлицах | За январь 2023 года | 27.02.2023 |
За февраль 2023 года | 27.03.2023 | |
За март 2023 года | 25.04.2023 | |
За апрель 2023 года | 25.05.2023 | |
За май 2023 года | 26.06.2023 | |
За июнь 2023 года | 25.07.2023 | |
За июль 2023 года | 25.08.2023 | |
За август 2023 года | 25.09.2023 | |
За сентябрь 2023 года | 25.10.2023 | |
За октябрь 2023 года | 27.11.2023 | |
За ноябрь 2023 года | 25.12.2023 | |
За декабрь 2023 года | 25.01.2024 | |
Декларация по налогу на прибыль (при ежеквартальной сдаче отчетности) | За 2022 год | 27.03.2023 |
За I квартал 2023 года | 25.04.2023 | |
За I полугодие 2023 года | 25.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 25.10.2023 | |
За 2023 год | 25.03.2024 | |
Декларация по налогу на прибыль (при ежемесячной сдаче отчетности) | За 2022 год | 27.03.2023 |
За январь 2023 года | 27.02.2023 | |
За январь – февраль 2023 года | 27.03.2023 | |
За январь – март 2023 года | 25.04.2023 | |
За январь – апрель 2023 года | 25.05.2023 | |
За январь – май 2023 года | 26.06.2023 | |
За январь – июнь 2023 года | 25.07.2023 | |
За январь – июль 2023 года | 25.08.2023 | |
За январь – август 2023 года | 25.09.2023 | |
За январь – сентябрь 2023 года | 25.10.2023 | |
За январь – октябрь 2023 года | 27.11.2023 | |
За январь – ноябрь 2023 года | 25.12.2023 | |
За 2023 год | 25.03.2024 | |
Декларация по НДС | За IV квартал 2022 года | 25.01.2023 |
За I квартал 2023 года | 25.04.2023 | |
За II квартал 2023 года | 25.07.2023 | |
За III квартал 2023 года | 25.10.2023 | |
За IV квартал 2023 года | 25.01.2024 | |
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур | За IV квартал 2022 года | 20.01.2023 |
За I квартал 2023 года | 20.04.2023 | |
За II квартал 2023 года | 20.07.2023 | |
За III квартал 2023 года | 20.10.2023 | |
За IV квартал 2023 года | 22.01.2024 | |
Декларация по налогу при УСН | За 2022 год (представляют организации) | 27.03.2023 |
За 2022 год (представляют ИП) | 25.04.2023 | |
За 2023 год (представляют организации) | 25.03.2024 | |
За 2023 год (представляют ИП) | 25.04.2024 | |
Декларация по ЕСХН | За 2022 год | 27.03.2023 |
За 2023 год | 25.03.2024 | |
Декларация по налогу на имущество организаций | За 2022 год | 27.03.2023 |
За 2023 год | 25.03.2024 | |
Единая упрощенная декларация | За 2022 год | 20.01.2023 |
За I квартал 2023 года | 20.04.2023 | |
За I полугодие 2023 года | 20.07.2023 | |
За 9 месяцев 2023 года | 20.10.2023 | |
За 2023 год | 22.01.2024 | |
Декларация по форме 3-НДФЛ (представляют только ИП) | За 2022 год | 02.05.2023 |
За 2023 год | 30.04.2024 | |
Декларация по НДС (импорт из ЕАЭС) | За декабрь 2022 года | 20.01.2023 |
За январь 2023 года | 20.02.2023 | |
За февраль 2023 года | 20.03.2023 | |
За март 2023 года | 20.04.2023 | |
За апрель 2023 года | 22.05.2023 | |
За май 2023 года | 20.06.2023 | |
За июнь 2023 года | 20.07.2023 | |
За июль 2023 года | 21.08.2023 | |
За август 2023 года | 20.09.2023 | |
За сентябрь 2023 года | 20.10.2023 | |
За октябрь 2023 года | 20.11.2023 | |
За ноябрь 2023 года | 20.12.2023 | |
За декабрь 2023 года | 22.01.2024 |
Порядок и сроки подачи отчётности для НКО
В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).
Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.
Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.
В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.
Некоммерческие организации
Из названия можно сделать вывод о том, что получение прибыли не является основной целью функционирования данных учреждений. Юридическое лицо имеет собственный счет в банке, печать, устав, а его руководители обязаны составлять отчетность. Подобные субъекты создаются для осуществления культурной, религиозной, благотворительной, социальной, политической деятельности.
Несмотря на то, что учредители фондов не получают прибыли в результате их функционирования, они обязаны регулярно подавать бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность. Особенностью автономной некоммерческой организации является то, что ее создают на основе добровольных взносов физические или юридические лица и впоследствии они не имеют прав на имущество данного образования. Деятельность и порядок составления отчетности автономных некоммерческих организаций регулируется федеральными законодательными актами.
Программный продукт «1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерчеcкой организации 5» предназначен для автоматизации деятельности некоммерческих учреждений различного типа:
- Некоммерческие организации
- Благотворительные фонды
- Некоммерческие партнерства
- Автономные некоммерческие организации
- Религиозные организации (церкви, храмы и др)
- Общественные организации, движения, партии
- Союзы
- Ассоциации
- Объединения
- Некоммерческие товарищества
- Саморегулируемые организации
- Гаражно-строительные кооперативы
- Дачные некоммерческие партнерства
- Кооперативы
Порядок и сроки сдачи отчетности
В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.
Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.
Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:
- раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
- раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
- один раз в год – аудиторская проверка.
В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Финансы под контролем
Начнем с того, что финансовые потоки некоммерческих организаций вызывают особый интерес у контролирующих структур. И контроль усиливается в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Очередные поправки в соответствующие нормативно-правовые акты внесены совсем недавно.
По сути, для некоммерческих организаций вводится обязательный контроль любых денежных поступлений. Осуществляться он будет в рамках ФЗ №115. И расходы НКО остаются в зоне особого контроля. Конечно, есть и исключения. Перечень операций, не попадающих под обязательный контроль, приведен в упомянутом выше федеральном законе. Правда, большинство из этих исключений для некоммерческих организаций теперь не действуют.
Получается, что контролироваться будут операции на любую сумму. Особое внимание – к переводам от иностранцев.
Заявленные ранее «технические» поправки оказались самыми что ни на есть существенными. Юристам и бухгалтерам некоммерческих организаций еще предстоит разобраться, что со всем этим делать. А мы пока вернемся к актуальной теме отчетности.
Некоммерческие организации в России могут работать в разных сферах и отраслях. Состав отчетности во многом зависит от вида деятельности. Так, например, формы ОН0002 и ОН0001 не сдают товарищества собственников недвижимости, ТСЖ, потребительские кооперативы. Причина проста: интерес у контролирующих структур деятельность таких организаций не вызывает. Для всех остальных НКО представление в Минюст указанных форм отчетности является обязательным. За просрочку и игнорирование требований предусмотрены санкции.
Не только вид деятельности влияет на отчетность. Продолжая тему тех же форм ОН0002 и ОН0001, отметим, что сдаются они только при наличии соответствующих показателей. То есть нет иностранных учредителей – нет и сведений о них. То же самое с финансированием, имуществом и использованием ресурсов и средств.
Если у организации годовой объем поступлений не превышает 3 миллионов рублей, отчеты ОН0002 и ОН0001 тоже можно не сдавать. Вместо них в Минюст подается заявление, позволяющее продолжить ведение некоммерческой деятельности.
Для НКО с определенными видами деятельности предусмотрена специальная отчетность. Для казачьих обществ это форма ГРК003, для иностранных фирм-агентов – ОИА001, а от религиозных организаций Минюст ждет ежегодный отчет по форме ОР0001.
Выбор формы отчетности нередко вызывает затруднения у бухгалтеров, особенно у начинающих. Во избежание ошибок рекомендуется сверяться с информацией на сайте Минюста. Ресурс позволяет автоматизировать выбор формы при заполнении специальной таблицы.
Несвоевременная сдача отчета в Минютс НКО
Организации могут размещать отчеты и сообщения о возможности ознакомиться с отчетами за прошедший год на собственных сайтах в сети интернет либо обратиться к информационным ресурсам Минюста России. Доступ к ресурсам осуществляется через официальный сайт Минюста России или через сайты его территориальных управлений.
Если некоммерческая организация разместила отчетность на портале Минюста России дополнительно представлять ее на бумаге не требуется. Однако для размещения в сети интернет отчета некоммерческой организации придется сначала этот отчет сформировать, а затем загрузить на портал Минюста.
Теперь несколько слов об упрощенном порядке сдачи отчетов некоммерческими организациями в территориальные органы Минюста. Многие некоммерческие организации не ведут активной деятельности и не имеют больших поступлений денежных средств и имущества как от российских граждан и организаций, так и от иностранных.