Проблемы переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на землю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на землю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Между тем в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Переоформление права бессрочного пользования на право аренды

Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды нужно сначала подать заявление в орган местного самоуправления. Вместе с заявлением потребуется предоставить комплект документов, перечисленных выше.

Куда обращаться – зависит от того, в чьей собственности находится участок.

Собственник

Ведомство

Государство

Территориальное управление Росимущества субъекта РФ

Регион (край, республика)

региональное Министерство по управлению госимуществом

Муниципальное образование

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации

Процедура оформления ЗУ из постоянного пользования в собственность

Для переоформления надела в собственность необходимо обратиться в администрацию по месту жительства. Физическое лицо должно предоставить единый номер и выписку из ЕГРН. Эти документы можно получить в региональном отделе Федерального управления кадастра и картографии.

Кадастровый специалист выполняет техническую составляющую – оформляет землю на учет, создает схему и паспорт земельного участка.

Рамки территории должны быть согласованы с владельцами смежных территорий. В случае договоренности сторон оформляется специальный документ. В противном случае, придется начать судебный процесс.

Регистрация права обеспечит наличие выписки из ЕГРН и бумаги о бессрочной аренде. Пакет документов предъявляется в муниципалитет, где решается вопрос о предоставлении земли.

Необходимо ли переоформлять землю?

Во-первых, это означает, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в Земельном кодексе РФ признаны. Об этом в п. 12 ст. 3 Закона N 137-ФЗ есть прямая запись: предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Во-вторых, каких-либо ограничений срока указанного права Земельным кодексом РФ не установлено.

Взаимоисключающие требования п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ «право постоянного (бессрочного) пользования… сохраняется» и п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ «…обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования… на право аренды… или приобрести земельные участки в собственность… до 1 января 2004 года» не вполне понятны, поскольку нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами, в которых содержатся нормы земельного права. На это указано, в частности, в ст. 2 Земельного кодекса РФ: «нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Правовые основания переоформления и вопрос сохранения права

Земельное законодательство, закрепив в Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (далее — Вводный закон) требование о необходимости переоформления юридическими лицами рассматриваемого права до 1 января 2006 года, не определило последствий невыполнения этого требования. У землепользователей сразу же возникают вопросы в отношении перспектив сохранения данного титула :

Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
Вопрос нагнетается и опасениями землепользователей, связанными с ситуацией по аналогичному, в некоторой степени, праву хозяйственного ведения в период введения в действие Гражданского кодекса РФ. Передача имущества на праве хозяйственного ведения частным организациям соответствовала действовавшему ранее законодательству (ст. 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»). Однако со вступлением в силу части первой Гражданского кодекса РФ применение права хозяйственного ведения было ограничено. Так, в соответствии со ст. 294 и 299 ГК РФ обладать имуществом на праве хозяйственного ведения могут лишь государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, а также пунктами 11, 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было специально разъяснено, что за акционерным обществом не может быть признано право полного хозяйственного ведения. Таким образом, принятие Гражданского кодекса создавало ситуацию, при которой организации как бы автоматически лишались права полного хозяйственного ведения на находящееся у них имущество.

  • прекратится ли он автоматически без возможности переоформления на другие титулы в преимущественном порядке;
  • сохранится ли без ограничений лишь при наличии на участке надлежащим образом оформленных на праве собственности зданий, строений или сооружений;
  • будет ли принудительно переоформлен в аренду;
  • будет ли принудительно переоформлен в собственность;
  • сохранится ли без ограничений;
  • повлечет ли сохранение права (как до 1 января 2006 г., так и после) невыгодные для землепользователя условия.

Ответы на эти вопросы следует выводить из действующего законодательства, а также судебной практики по схожим ситуациям, поскольку непосредственная практика появится лишь после 1 января 2006 года. Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. С другой стороны, в соответствии со ст. 3 Вводного закона юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и местного самоуправления) обязаны переоформить данное право на право аренды или приобрести участки в собственность до 1 января 2006 года . Таким образом, из смысла приведенных норм в их системной взаимосвязи следует вывести положение, закрепляющее возможность гарантированного сохранения права постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам лишь до 1 января 2006 года; физическим же лицам — бессрочно.

Право на выкуп земельного участка

Право на переоформление земельного участка осталось и после 01.06. 2012 года
Выкуп в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (п. 2 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137- ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и выкуп земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости (ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015, в настоящее время — гл. v. 1 ЗК РФ) являются различными правоотношениями.

В первом случае предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность:
• наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования;
• ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.
Для приобретения земли в частную собственность должны быть другие условия, а именно:
• наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение;
• исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.

Поскольку правоотношения являются различными, ограничения и условия, установленные ЗК РФ в части выкупа земельного участка, не подлежат применению. Например, если на земельном участке, принадлежащем на праве собственности, нет объекта недвижимости, это не является препятствием для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (постановление Президиума ВАС РФот21.03.2006 по делу №А41-К1-1979/05).
Эту правовую позицию последовательно поддерживают арбитражные суды и по настоящее время (определения ВАС РФ от 30.03.2010 №ВАС-3722/10, от 12.10.2011 по делу №А35-7365/2010).

Еще одним видом льготного выкупа является выкуп арендатором земельного участка, переоформившим свое право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды до 01.07.2012.
Такая возможность была предоставлена п. 2.2 ст. 3 Вводного закона. При этом такой участок после 01.07.2012 должен быть предоставлен по льготной цене, установленной субъектами РФ в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн человек; 2,5% , расположенного в другой местности.
До установления субъектами РФ цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В связи с установлением п. 2 ст. 3 Вводного закона обязанности осуществить переоформление права бессрочного (постоянного) пользования до 01.07.2012, возникает вопрос о возможности выкупа земельного участка в собственность на указанном основании после 01.07.2012. В данном случае наиболее обоснованным является следующее толкование закона.
Из пункта ст. 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление. Установленная законом дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права, но не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Более того, КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей административную ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Данная статья КоАП применяется с 01.01.2013.

Из этого следует, что после 01.07.2012 лица, владеющие правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, по-прежнему вправе переоформить такое право (в противном случае введение с 01.01.2013 административной ответственности за непереоформление указанного права не имело бы правового смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, недопустимо).

Однако необходимо иметь в виду, что период выкупа по льготной цене государственных или муниципальных земельных участков коммерческими организациями — собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности и не относящихся к линейным объектам, закончился 01.07.2012 (ст. ст. 1, 2, п. 2 ст. 3 Вводного закона) (постановление Президиума ВАС РФот17.12.2013 поделу №А41-44318/12).

В связи с окончанием 01.07.2012 срока выкупа земельных участков по льготной цене, расчет выкупной цены после 01.07.2012 осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными п. п. 1.1, 1.2 ст. 36 ЗК РФ (после 01.03.2015 — гл. v. 1 ЗК РФ), и не может превышать размер кадастровой стоимости указанного участка (определение ВАС РФ от 28.05.2014 по делу №А76-7285/2013.

Площадь выкупаемого земельного участка

Госорганы не вправе изменять площадь выкупаемого участка

Когда определены субъекты договора купли-продажи, необходимо определить характеристики объекта купли-продажи — земельного участка. В основном проблемы возникают в процессе определения границ и площади земельного участка.
Так, на практике возможно возникновение двух ситуаций:
1. земельный участок, подлежащий выкупу, не прошел межевание и не поставлен на кадастровый учет;
2. имеется кадастровый паспорт на выкупаемый земельный участок.

В первом случае необходимо проведение процедуры межевания земельного участка, во втором — такая обязанность отсутствует. Рассмотрим каждую этих ситуаций в отдельности.
Если земельный участок не прошел кадастровый учет, законодательство предоставляет заявителю право требовать от уполномоченного органа предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 ЗК РФ в ред. до 01.03.2015. п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
В случае отказа или уклонения от совершения данных действий они могут быть оспорены в судебном порядке (определение ВСРФот24.11.2014 поделу №А40-143594/13). Суды, рассматривая данные категории дел, исходят из необходимости отсутствия пересечений со смежными земельными участками, выхода за красные линии, а также отсутствия нарушения других установленных вышеуказанным пунктом условий (определение ВАС РФот22.05.2014 по делу №А73-4609/2013,

Земельная площадь фактически используемого земельного участка, право на который не оформлялось ранее, может быть существенно изменена.
Президиум ВАС РФ сформулировал позицию, согласно которой исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
. При составлении межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, либо площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (постановление от03.06.2014 по делу №А10-78/2013).

Что же касается выкупа земельного участка в порядке переоформления права бессрочного постоянного пользования, то представляется, что площадь таких земельных участков может быть уменьшена (фактически уточнена), только если какие-то части участка в силу закона не подлежат приватизации.
Если же земельный участок в установленном законом порядке прошел кадастровый учет, то любые действия уполномоченного органа, связанные с попытками уменьшения земельного участка, будут незаконными.
По закону земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта этого земельного участка, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 28 ФЗ от 21.12.2001 № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Правовая позиция о предоставлении земельного участка в соответствии с планом этого участка (в тот период заменявших кадастровый паспорт) была сформулирована в постановлении ВАС РФ от17.08.2004 №4345/04.
Единственным возможным исключением будет случай неправильного определения границ, приведшего к наложению границ на смежные участки или заступом за красные линии, однако в указанном случае администрация обязана произвести действия по внесению изменений в кадастр (предъявить иск и т. д.).
В том случае, если действия, связанные с формированием спорного земельного участка и решением о постановке его на кадастровый учет в установленном законом порядке не оспорены и недействительными не признаны, уполномоченный орган не вправе ссылаться на нарушения при формировании соответствующего земельного участка .

Если уполномоченные органы принимали решения об утверждении проекта границ земельного участка, постановке его на кадастровый учет и тем более регистрации в ЕГРП, суды считают, что вопрос о размерах земельного участка уже исследовался в установленном порядке.
При этом они не принимают довод о необходимости заявителю доказывать возможность приобретения земельного участка именно в указанных в кадастровом плане размерах.

В отношении арендуемых земельных участков представляется, что характеристики такого земельного участка не могут быть изменены по иным основаниям, кроме вышеуказанных, поскольку такие характеристики, их обоснованность и соответствие законодательству должны были быть исследованы при предоставлении земельного участка в аренду.

Законодательство предусматривает единый порядок согласований как при предоставлении земельного участка в аренду, так и в собственность. Все необходимые процедуры по установлению границ и площади земельного участка, предусмотренные законодательством, уже осуществлены при предоставлении земельного участка в аренду. При этом закон не предусматривает процедуры повторных согласований при предоставлении земельного участка в собственность. Ведь практически в данном случае происходит лишь замена одного титула владения земельным участком (аренда) на другой (собственность).
Следовательно, любые требования уполномоченных органов об изменении границ земельного участка и его площади являются незаконными.

Право постоянного (бессрочного) пользования

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).

Как переоформить право бессрочного пользования земельным участком?

В России утвержден закон упрощенной регистрации бессрочного пользования описываемого объекта в собственность, что указано в ФЗ за №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который был принят 25 октября 2001 года.

Упрощенная форма включает три пункта, которые необходимо пройти каждому пользователю земли (указано в уточнениях к п.13 ст.3 Вводного закона):

  • Пользователю на первоначальном этапе следует обратиться с заявкой о запросе предоставления земельного объекта в собственность к органам местного самоуправления или соответствующему госучреждению в соответствии с предназначением объекта и его собственниками;
  • Далее в процессе рассмотрения запроса принимается решение о разрешении на представленное переоформление;
  • Пользователь с разрешения регистрирует новое право собственности в отделе Росреестра (в соответствии с местонахождением оформляемого объекта).

Каждый основной этап включает соответствующие действия. К примеру, перед подачей запроса на переоформление потребуется подготовить необходимые документы. А на этапе рассмотрения заявления последует дополнительное составление и дальнейшее подписание договора о купле-продаже участка.

Как переоформить право бессрочного пользования земельным участком?

В России утвержден закон упрощенной регистрации бессрочного пользования описываемого объекта в собственность, что указано в ФЗ за №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который был принят 25 октября 2001 года.

Упрощенная форма включает три пункта, которые необходимо пройти каждому пользователю земли (указано в уточнениях к п.13 ст.3 Вводного закона):

  • Пользователю на первоначальном этапе следует обратиться с заявкой о запросе предоставления земельного объекта в собственность к органам местного самоуправления или соответствующему госучреждению в соответствии с предназначением объекта и его собственниками;
  • Далее в процессе рассмотрения запроса принимается решение о разрешении на представленное переоформление;
  • Пользователь с разрешения регистрирует новое право собственности в отделе Росреестра (в соответствии с местонахождением оформляемого объекта).

Каждый основной этап включает соответствующие действия. К примеру, перед подачей запроса на переоформление потребуется подготовить необходимые документы. А на этапе рассмотрения заявления последует дополнительное составление и дальнейшее подписание договора о купле-продаже участка.

Приобретать в собственность разрешается только земельные объекты, на которые не наложены соответствующие ограничения.

Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.

Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.

Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.

Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.

Отсылка к законодательству

Нормы переоформления бессрочного пользования владельцы земель часто путают со статьей 36 (п. 1) ЗК, где сказано, что собственники строений имеют исключительное первоочередное право выкупать недвижимость, на которой они расположены, или брать в аренду.

Установленные законодателем порядки в отношении переоформления бессрочных прав и выкупа участков собственниками строений, − практически идентичны. Но у них разные основания для того, чтобы реализовывать права.

У лиц, которые имеют ПБП, более широкий круг прав, например:

  • Им разрешено выкупать участки или брать в аренду независимо от наличия или отсутствия на них строений.
  • Если на земле расположено здание, то согласно ст. 36 (ЗК) его собственник может претендовать на площадь земли, которая под ним расположена и требуется для эксплуатации строения. Фактически собственник здания может выкупить только часть участка. Владелец земли на ПБП может выкупить весь участок, даже если строения на нем занимают маленькую часть территории.
  • Землепользователям возможно приобретение земли, где находятся объекты незавершенного строительства.
  • Обычно при передаче прав на участок он считается сформированным, т. е. должен быть поставлен на учет в Госкадастре. Но если даже участок в свое время на учет поставлен не был, это не может служить поводом для окончательного отказа в переоформлении прав с бессрочного пользования на аренду или в собственность.
  • В некоторых случаях разрешается даже переоформление участка, если на нем расположен незарегистрированный строительный объект, т. е. самострой. Хотя по закону на строение необходимо сначала оформить права на собственность, а затем законный хозяин может претендовать на саму землю.

Землевладельцам, а в большей степени коммерческим предприятиям и простым гражданам непонятно, возможно ли, если срок до начала 2012 г. пропущен, по-прежнему оформить права собственности на участок или заключить договор аренды, при условии, что ранее они владели им на ПБП? Например, это требуется сделать в 2021 году. В законодательстве нет прямого ответа на этот вопрос.

Срок истечения права бессрочного земельного пользования

Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года

. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.

По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.

Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.

После проведения процедуры размежевания и оценки земельных участков всем обратившимся гражданам выдается документ с кадастровым номером. Такая процедура означает оформление полного перехода имущественных прав и отчуждение участка в пользу заявителя.

Возможности и обязанности пользователей

У правообладателя возникает право использовать вверенный в постоянное бесплатное использование надел на протяжении всей жизни. Использование территории допускается лишь в рамках ее категории и целевого назначения. А нарушения регламента влекут за собой изъятие надела.

Причинами для этого обычно становятся:

  • неиспользование или использование не в целях, указанных в заявлении на получение;
  • если имеет место порча почвы;
  • если нарушаются противопожарные и санитарные нормы.

Надел можно использовать для:

  • получения урожая и прочих плодов труда на территории надела;
  • создания прибыли для повышения уровня обеспечения семьи.

Важно! Пользователю потребуется уплатить земельный налог, но распоряжаться землей как собственной он не может.

Подробности о разрешенном использовании земель, а также о возможностях изменения характера эксплуатации читайте здесь!


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]