Изменена форма декларации о плате за НВОС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменена форма декларации о плате за НВОС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.

Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.

При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.

Авансовые платежи – как рассчитать и когда платить

Без изменений остались:

  • Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
  • Лица, обязанные вносить авансовые платежи.

Сроки внесения авансовых платежей до конца года:

  • За первое полугодие – 20 июля;
  • 9 месяцев – 20 октября;
  • За 2022 год (итоговый) – 1 марта 2023 года.

Способы определения размера авансового платежа (нужно указать при заполнении декларации):

  1. Четверть суммы платы (с учетом корректировки) за предыдущий год;
  2. Четверть суммы платы, для которой платежная база – это количество выбросов, сбросов в пределах НДВ, НДС, ВРВ, ВРС, лимитов на размещение отходов;
  3. Сумма, полученная при перемножении платежной базы, определённой на основе данных ПЭК о выбросах, сбросах либо размещенных отходах в предыдущем квартале, на ставки платы и коэффициенты.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей

Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.

Как заполнить декларацию НВОС и рассчитать сумму платежа

Форма декларации по плате за НВОС 2021 года по структуре повторяет ранее использовавшуюся. Выделяется 3 раздела по каждому из видов загрязнения:

  • Выбросы. Указывается объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую атмосферу, которые производят стационарные источники. Например, трубы котельной, различные вытяжки, ГОУ.
  • Сбросы. Определяет объем вреда, наносимого предприятием и его производством водным объектам.
  • Размещение отходов. Учитываются отходы, отправленные на полигон для хранения и утилизации.

Данные собираются по поставленным на учет опасным объектам. Производственные площадки IV категории опасности не включаются. Количество указывается в единицах веса (тонны) или объема (кубометры), в зависимости от вида отходов. Если за отчетный период происходили аварии, вызвавшие повышенный вред экологии, зафиксированные во вовремя их устранения внеплановые объемы вредных выбросов также суммируются.

Для расчета суммы платежа в декларации негативного воздействия на окружающую среду используется единая ставка. Но объем выбросов, сбросов и отходов указывается по трем графам. Это связано с использованием повышающего коэффициента, принимающего следующие значения: 1, 25, 100. Предусмотрены отдельные граф для учета негативных воздействий:

  • В пределах допустимых значений. Этот объём учитывается для расчета экологического платежа с коэффициентом 1, т.е. по основной ставке.
  • В пределах установленного лимита. Используется повышающий коэффициент 25 к основной ставке платежа за негативное воздействие.
  • С превышением нормативов и лимитов. Для этой графы установлен максимальный повышающий коэффициент 100. Применяется он только к объектам I и, c оговорками, II категорий опасности.

Используя такую прогрессивную шкалу коэффициентов, государство стимулирует снижение сверхнормативных выбросов, сбросов и отходов, угрожающих экологии. Федеральный закон 7-ФЗ также допускает применение коэффициента 0 на этот объем отходов, который предприятие собственными силами собрало и утилизировало наиболее эффективными технологиями, допустимым к применению. Норма закреплена в статье 16.3 этого документа. Это должно мотивировать предприятия к совершенствованию экологической составляющей своей деятельности, внедрению передовых природосберегающих технологий.

Так, организация может быть полностью освобождена от платы за воздействие на среду, если все вредные отходы утилизированы собственными силами или это сделала по договору сторонняя организация, имеющая аккредитацию по этому виду деятельности.

Форму декларации о плате за НВОС 2021 и образец её заполнения можно найти в открытых источниках. В большинстве сервисов сдачи регламентированной отчетности предусмотрена возможность электронно отправить этот документ в контролирующие органы. Но вот подготовить цифры для заполнения предприятию придется самостоятельно или обратиться к помощи сторонней организации.

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Изменения с 2020 года:

Для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ (наилучшая доступная технология) при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:
• коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС
• коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
• коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
• коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
• коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Какие организации освобождены от уплаты НВОС

Все объекты хозяйственной деятельности, по закону, должны быть отнесены к одной из категорий (I, II, III, IV). Это предприятия, отвечающие следующим критериям:

  1. Если выбросы в атмосферу из стационарных источников не содержат опасные (I, II класс) и радиоактивные вещества, а общая их масса не превышает 10 тонн в год. На объекте при этом не образуются сточные воды (кроме бытовых стоков), а также не осуществляется выброс загрязнений в водоемы.
  2. Деятельность объекта связана с обеспечением электрической или тепловой энергии (тепловая мощность оборудования должна быть менее 2 Гкал/час), а сам объект соответствует критериям, перечисленным в пункте 6 (п.п. «б») Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.
  3. Оборудование, имеющееся на предприятии, используется исключительно для проведения разработок, исследований и испытаний. К этой категории относятся опытно-конструкторские бюро, НИИ и другие опытные производственные предприятия.

Плату за НВОС не вносят объекты, входящие в IV категорию.

Каким образом поставить объект на учет

Все зависит от того, какую категорию получит ваш объект, давайте рассмотрим показатели:

  • Определение размера платы, которая будет вноситься в рамках установленных норм за загрязнение ОС.
  • Планы программ природоохранной деятельности.
  • Нормативы допускаемых действий, которые разрешаются в процессе его работы.
  • Если объект относится к 1 категории, то для него актуален порядок внедрения самых современных технологий эффективности экологии.

Алгоритм действий следующий:

  1. Специалисты организации или же ИП определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если не будет выявлено указанная норма стандарта, то тогда ставить на учет объект не нужно. В противном случае переходим ко второму пункту.
  2. Пользователь должен посетить портал Росприроднадзора и выбрать там категорию, затем заполняются данные формы заявки для постановления.
  3. В личном кабинете пользователя нужно уточнить ответ по заявке – положительный для получения документа, либо же отрицательный, где будут указаны ошибки и просьба их устранить.

Если твердые коммунальные отходы переданы региональному оператору

Отходы производства и потребления условно разделяют на две группы. Первая группа — это мусор, не относящийся к твердым коммунальным отходам (ТКО). Вторая группа — отходы, относящиеся к ТКО.

При размещении отходов из первой группы, как правило, вопросы не возникают. В пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ четко сказано: компании и предприниматели, образующие отходы, которые не относятся к ТКО, обязаны вносить плату за НВОС. Как следствие, эти организации и ИП должны сдавать декларации по данному платежу.

Сложнее обстоит дело со второй группой, а именно с ТКО. Плату за НВОС в отношении данных отходов обязаны вносить региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 1ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Таким образом, от компаний и предпринимателей требуется лишь заключить договор с регоператором о передаче ему отходов, и делать платежи не нужно. Это подтвердил и Росприроднадзор в письме от 21.02.17 № АС-06-02-36/3591.

Логично предположить, что договор с региональным оператором освобождает не только от платы за НВОС, но и от отчетности по ней. Однако на практике инспекторы Роспотребнадзора требуют, чтобы организации и ИП сдавали декларации, где отражено движение ТКО от места образования к регоператору. Сумма к уплате в такой декларации должна быть нулевой. Учитывая, что в подавляющем большинстве офисов есть отходы, в том числе ТКО (например, использованная бумага, картонная упаковка и проч.), их владельцам приходится подавать «экологическую» декларацию даже при наличии договора с региональным оператором.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]