ВС пояснил, когда судебную автоэкспертизу признают незаконной

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС пояснил, когда судебную автоэкспертизу признают незаконной». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Заключение экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).

Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:

• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.

На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.

Сроки проведения автоэкспертизы после ДТП законодательством не установлены. В случае самостоятельного обращения к специалисту участники происшествия выбирают удобное для них время. Если же экспертиза назначается судом, приступать к ней можно только после получения назначения суда.

Срок экспертизы при ДТП зависит от сложности обстоятельств происшествия, количества материалов дела. Обычно он составляет от 10 дней до двух месяцев.

Срок напрямую связан с загруженностью организации или лиц, которые проводят экспертизу. Быстрее экспертизу сделает учреждение, в котором работают несколько специалистов. Если же вам интересно конкретное лицо-эксперт, срок проведения экспертизы по ДТП нужно согласовывать с ним предварительно.

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы. Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками

Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:

  • Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
  • За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
  • Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
  • Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
  • В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
  • Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
  • Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
  • Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
  • Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
  • Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
  • Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)

Какие данные требуются эксперту для предварительного анализа:

  • Комплект документов об обстоятельствах дорожно-транспортного-происшествия – тут необходимы письменные объяснения всех участников ДТП, пояснения сотрудника ГИБДД, протоколы об административных правонарушениях (при их наличии), постановление о привлечении к ответственности по административному правонарушению, протоколы осмотра места ДТП и т.д.;
  • Фотографии и записи с видеорегистраторов с места ДТП (если есть);
  • Поврежденное транспортное средство (можно обойтись фотографиями, если они раскрывают достаточно информации о повреждениях);
  • Фотографии окружающей обстановки на месте ДТП (дорожное полотно, знаки, разметка и другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на инцидент).

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

  • Характеристика технического состояния транспортного средства/механизмов/агрегатов?
  • Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
  • Есть ли у автомобиля технические недостатки? Если да, то какие именно?
  • Почему обнаруженные технические недостатки появились?
  • Когда возникла техническая неисправность: момент выпуска с производства либо в период эксплуатации?
  • Найденный недостаток является существенным?
  • Найденный недостаток относится к гарантийному случаю?

Когда нужна независимая автотехническая экспертиза при ДТП

Услуга автотехническая экспертиза при ДТП, выполняемой независимыми специалистами, оказывает неоценимую помощь в следующих случаях

  • Если Вы попали в ДТП и желаете провести автотехническую экспертизу для получения выплат по своему страховому полису.
  • Страховая компания виновника аварии выплатила существенно заниженную сумму компенсации, которая не покрывает расходы на ремонт машины.
  • Автоэкспертиза необходима Вам для обращения в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
  • Будучи виновником аварии, Вы считаете требуемую пострадавшим сумму компенсации слишком завышенной и хотите провести независимую экспертизу для определения реального ущерба.
  • Транспортное средство пострадало при пожаре, падении строительных конструкций, стихийном бедствии или в другой ситуации.
  • Вы планируете подать иск в суд по причине отсутствия у виновника полиса ОСАГО или заниженной суммы выплаты.
  • Автоэкспертиза нужна для определения ущерба, нанесенного третьими лицами, для дальнейшего обращения в полицию и разбирательств в суде.

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

Виды экспертиз при ДТП

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Изучение обстоятельств происшествия

Обстоятельства произошедшего столкновения важны не только для суда, но и для страховых компаний, так как им придётся решать, в каком размере производить выплату, и делать ли её вообще.

Поэтому можно назначить экспертизу для выяснения таких обстоятельств:

  • данных о скорости движения;
  • скоростных ограничений на конкретном участке дороги;
  • затраченного времени на прохождение отрезка дороги;
  • тормозного и остановочного пути;
  • теоретической возможности предпринять действия для избежания столкновения.

Помимо вышеуказанных фактов, в процессе проведения исследования устанавливаются данные, касающиеся пунктов ПДД, которым участники ДТП должны были пользоваться в конкретной ситуации. А также проводится анализ правомерности действий водителей, согласно ПДД.
Часто такой вид исследования называют экспертизой ДТП и относят к одному из наиболее распространённых судебных экспертиз.

При проведении такой экспертизы, перед специалистами обычно ставят такие вопросы:

  1. Какая была скорость движения автомобиля до момента начала экстренного торможения?
  2. Была ли техническая возможность уклониться или предотвратить столкновения благодаря экстренному торможению?
  3. Сколько составляет длина тормозного пути.
  4. Чем регламентируется движения на конкретном участке дороге?
  5. Какие установлены запреты и ограничения в месте ДТП?
  6. Отвечали ли действия участников аварии действующим ПДД?
  7. Соответствую ли пояснения водителя реальным обстоятельствам произошедшего?
  8. Возможно ли технически преодолеть конкретный участок дороги за расчётное время?


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]