Резервы в налоговом учете в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы в налоговом учете в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с письмом Минфина России от 25.03.2011 N 03-03-06/2/54, задолженность, образовавшаяся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, по которой истек установленный срок исковой давности, может быть признана безнадежным долгом.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Отражение в бухучете формирование резерва
Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам», предназначенный для учета резервов. Основные проводки по формированию и использованию резерва будут следующими:
Хозяйственная операция | Д | К |
На дату формирования резерва | ||
Создание резерва по сомнительным долгам | 91 | 63 |
На дату списания резерва | ||
Списание безнадежного долга за счет резерва | 63 | 62 (60,76,58-3) |
На дату восстановления резерва | ||
Восстановление резерва | 63 | 91 |
Если контрагентом погашается задолженность, то проводка формируется такая же, как если бы проводилась простая оплата от покупателя — Д50 (51) К62(76).
Как следует из вышерассмотренного порядка создания резерва по сомнительным долгам, в организации должен быть обеспечен аналитический учет задолженностей в рамках отдельного договора. Это потребует координации действий бухгалтерской и юридической службы предприятия. Но с точки зрения оптимизации налогообложения в условиях применения метода начисления экономическая выгода от создания данного вида резервов очевидна, поскольку позволяет:
- списывать суммы безнадежного долга в уменьшение налогооблагаемой прибыли ранее, чем это предусмотрено ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей общий срок исковой давности три года;
- уменьшать налоговую базу с начала налогового периода, не допуская тем самым излишней переплаты в бюджет сумм налога на прибыль;
- снижать налоговую нагрузку в части налога на прибыль в течение всего налогового периода.
Формируя резерв по сомнительным долгам, организация уменьшает текущие платежи по налогу на прибыль, перенося их на более поздние сроки, и в результате сберегает оборотные активы.
Расчет суммы резерва по сомнительным долгам
(тыс. руб.)
--------------T----------T----------T---------T----------T---------T----------T----------
Срок ¦31.03.2006¦30.06.2006¦Изменение¦30.09.2006¦Изменение¦31.12.2006¦Изменение
возникновения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
просроченной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
дебиторской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
задолженности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--------------+----------+----------+---------+----------+---------+----------+----------
свыше 90 дней 349 398 49 422 24 483 61
45 - 90 дней 585 623 38 747 124 818 71
Сумма резерва 642 710 68 796 86 892 97
по
сомнительным
долгам
-----------------------------------------------------------------------------------------
По итогам инвентаризации дебиторской задолженности на 31.03.2006 выявлено, что сумма сомнительной задолженности с учетом НДС:
- со сроком возникновения свыше 90 дней — 349 тыс. руб.;
- со сроком возникновения от 45 до 90 дней — 585 тыс. руб.
Таким образом, резерв по сомнительным долгам по состоянию на 30.06.2006 создается в размере 642 тыс. руб. (349 тыс. руб. + 585 тыс. руб. x 0,5), что не превышает 10% от выручки за вышеуказанный период. Сумма резерва округлена до целых тысяч.
Инвентаризация, проведенная 30.06.2006, показала, что сумма сомнительной задолженности:
- со сроком возникновения свыше 90 дней — 398 тыс. руб.;
- со сроком возникновения от 45 до 90 дней — 623 тыс. руб.
Резерв по сомнительным долгам по состоянию на 30.06.2006 создается в размере 710 тыс. руб.
Комментарий к ст. 266 НК РФ
Минфин России в письме от 25.03.2011 N 03-03-06/2/53 указал, что по задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по облигациям, приобретенным банком, банк может сформировать резерв по сомнительным долгам.
При этом формирование резерва по сомнительным долгам в отношении основного долга по облигациям положениями статьи 266 НК РФ не установлено.
Внимание!
В судебной практике имеется позиция, исходя из которой следует, что нет необходимости отражать в учетной политике организации формирование резерва по сомнительным долгам.
Суть дела.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку организации, в том числе по налогу на прибыль, результаты которой оформил актом. Проверяющие установили, в частности, что организация, в нарушение пункта 4 статьи 266 НК РФ, не включила в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль сумму неиспользованного резерва по сомнительным долгам.
Позиция суда.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).
В подпункте 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ указано, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 266 Кодекса налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
В силу пункта 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Из положений приведенных норм следует, что организация вправе создать резерв по сомнительным долгам при соблюдении ряда условий, одним из которых является проведение инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (пункт 5 статьи 266 НК РФ).
Организацией по головному предприятию сформирован резерв по сомнительным долгам. Сумма не использована. Материалами дела также подтверждается, что организацией проведена инвентаризация на последний день отчетного периода. Результаты инвентаризации являются основанием для формирования суммы резерва по сомнительным долгам.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что организацией соблюдены требования статьи 266 НК РФ при создании резерва по сомнительным долгам.
Довод налогового органа о том, что организация не вправе создавать резерв по сомнительным долгам, поскольку в положении по учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета не предусмотрено формирование резерва по сомнительным долгам за счет уменьшения налогооблагаемой базы, отклоняется судом в силу следующего.
Шаг 1. Группировка дебиторской задолженности.
В МСФО (IFRS) 9 отсутствует четкое руководство или конкретное требование о том, как группировать торговую дебиторскую задолженность, однако группировка может основываться на географическом регионе, типе продукта, рейтинге клиентов, залоговом обеспечении или страховании торговых кредитных рисков, а также типе клиента (например, оптовый или розничный).
Общую совокупность элементов дебиторской задолженности необходимо объединить в группы дебиторской задолженности по схожим характеристикам кредитного риска.
При группировке дебиторской задолженности важно понимать и определять, что наиболее существенно влияет на кредитный риск каждой отдельной группы.
Рассмотрим телекоммуникационную компанию, которая продает мобильные телефоны и оказывает услуги мобильной связи.
Она может группировать дебиторскую задолженность от оптовых покупателей и розничных покупателей отдельно, поскольку они обладают разными характеристиками кредитного риска.
Кроме того, она может группировать дебиторскую задолженность, связанную с мобильными телефонами (т.е. дебиторская задолженность со сроком погашения более 24 месяцев), отдельно от дебиторской задолженности, связанной с ежемесячными абонентскими платежами, поскольку характеристики кредитного риска, связанные со сроком погашения, будут различными.
Затем она может сгруппировать каждую из вышеперечисленных выборок дебиторской задолженности по географическому признаку, если это будет обоснованно и целесообразно.
Исходя из этого, компания может прийти к выводу, что матрица резервов подходит только для торговой дебиторской задолженности, связанной с ежемесячной абонентской платой, и что для торговой дебиторской задолженности, связанной с продажами мобильных телефонов, необходим другой подход (который отражает дебиторскую задолженность более 24 месяцев).
Кроме того, предположим, что два географических региона были идентифицированы со своими собственными кредитными характеристиками.
Телекоммуникационная компания |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Регион 1 |
Регион 2 |
||||||
Опт |
Розница |
Опт |
Розница |
||||
Моб. тел. |
Услуги связи |
Моб. тел. |
Услуги связи |
Моб. тел. |
Услуги связи |
Моб. тел. |
Услуги связи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:
Срок |
Размер |
---|---|
Свыше 90 дней |
Полная сумма |
От 45 до 90 дней |
50% |
До 45 дней |
Не увеличивает сумму РСД |
Как выявляется сомнительная задолженность
Организации имеют право самостоятельно формировать критерии для определения сомнительной задолженности.
Как правило, сомнительной задолженностью считается долг, в неполучении которого имеется некоторая доля уверенности.
Например, организация «А» заняла у «Б» 10 млн руб. Наступил кризис, поменялся рынок, и дела у организации «Б» стали очень неблагоприятными. Появились задержки по выплате займа. Руководство «А» видит тенденцию и создаёт резерв по сомнительному долгу.
В крупных компаниях сомнительные долги выявляются в ходе инвентаризации уже по факту просрочки.
Например, было выявлено, что организация «В» в отчётном периоде не выполнила свои обязательства перед «Г». Дата просрочки составляет уже полтора месяца. Тогда бухгалтерия создаёт резерв по сомнительной задолженности в размере полной суммы долга.
Какую сумму долга можно включить в резерв
В резерв включается любая «дебиторка», по которой уже есть или с большой вероятностью будут просрочки в будущем.
Организация самостоятельно определяет, какую сумму включить в резерв.
Пример. Контрагент вовремя не оплатил 100 тыс. рублей, однако пообещал, что в течение двух дней переведёт 40 тыс. рублей. Доверившись ему, организация сразу создаёт резерв на 60 тыс. рублей. Если контрагент потерял «доверие», его обещания закономерно не выполняются, то предприятие может сразу открыть резерв на 100 тыс. рублей.
Бухгалтерские проводки по созданию резерва
Для учета резерва в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам». Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по формированию и использованию резерва.
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
На дату формирования | ||
Резерв по сомнительным долгам создан | 91 | 63 |
На дату списания | ||
Списан безнадежный долг за счет резерва | 63 | 62(60,76,58-3) |
На дату восстановления в части погашенного долга | ||
Резерв восстановлен | 63 | 91 |
В первую очередь, законодатели разделили правовое регулирование двух ситуаций. Когда фирма создает резерв по сомнительным долгам:
- по окончании налогового периода (по налогу на прибыль это календарный год – ст. 285 НК РФ);
- в течение календарного года.
Для первой ситуации законодатели уточнили, что размер формируемого резерва по сомнительным долгам, который фирма рассчитывает по итогам налогового периода, как и прежде, не может быть выше 10-ти процентов выручки минувшего календарного года.
Появилось более детальное правовое регулирование второй ситуации. Абзац 5 п. 4 ст. 266 НК РФ в новой редакции допускает возможность при расчете резерва ориентироваться на выручку отчетных периодов – квартала, полугодия, 9-ти месяцев. Однако введено жесткое ограничение. Его размер не может быть выше большей из величин:
- 10% от выручки за прошлый налоговый период;
- 10% от выручки за идущий отчетный период.
Выручку плательщики налога на прибыль продолжают считать по правилам для доходов от реализации. Этот вопрос регулирует статья 249 НК РФ.
Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.
Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:
- по истечению трех лет;
- если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
- в случае устранения и ликвидации контрагента;
- под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.
Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.
Учет в налогообложении
Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.
Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:
- если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
- если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
- запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.
Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.
Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.
Порядок отражения в бухгалтерском учете создания резерва по сомнительным долгам
Суммы созданных резервов по сомнительным долгам относятся на финансовые результаты и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание безнадежного долга, ранее признанного в учете сомнительным, по которому был сформирован резерв, отражается бухгалтерской проводкой по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Безнадежный долг в сумме, превышающей резерв, созданной по данной задолженности, списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списанная по истечении срока исковой давности задолженность отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
В случае поступления оплаты по дебиторской задолженности, на которую ранее были образованы резервы (или изменения данных надежности контрагента в положительную сторону), суммы резервов подлежат восстановлению. В бухгалтерском учете суммы восстановленных резервов отражаются по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
В случае частичной оплаты дебиторской задолженности, по которой ранее были образованы резервы по сомнительным долгам, сумма резервов относится на финансовый результат пропорционально сумме поступившей частичной оплаты. Сумма резервов к восстановлению соответствует сумме поступившей частичной оплаты, умноженной на коэффициент, определяемый как отношение суммы ранее образованного резерва по сомнительным долгам к сумме дебиторской задолженности, на которую был образован резерв. Затем, в конце отчетного периода (месяц) данная дебиторская задолженность должна быть протестирована на изменение вероятности ее погашения. В случае признания данной задолженности высоконадежной резерв по данной задолженности должен быть восстановлен.
Таким образом, резерв по сомнительным долгам ежемесячно корректируется в большую или меньшую сторону, отражая объективное состояние активов в части расчетов. При этом необходимо помнить, что порядок создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете не изменился, поэтому в учете неизбежно возникновение налоговых разниц.
О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете
Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»).
Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п.
70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).
При появлении новой информации величина резерва подлежит корректировке (увеличению или уменьшению) (п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008).
Сумма созданного резерва признается прочим расходом, а его корректировка — прочим расходом (в случае увеличения) или прочим доходом (при уменьшении) (п. 70 Приказа N34н, п. 11 ПБУ 10/99 «Прочие расходы», п. 4 ПБУ 21/2008).
Как правило, выявление сомнительных долгов производится путем инвентаризации расчетов с дебиторами, сверки расчетов или иным способом (например, сбор информации об уровне платежеспособности дебитора).
Организация, основываясь на результатах проведенной инвентаризации и заключении юридической службы, создала сумму резерва в полной сумме сомнительной дебиторской задолженности.
Как следует из описания ситуации финансовое положение дебитора по состоянию на конец 2018 года не улучшилось. В отношении должника возникли следующие обстоятельства: начата процедура банкротства, обеспечение обязательства отсутствует.
На конец отчетного года неизрасходованные суммы резерва по сомнительным долгам, созданного в предыдущем отчетном году, включать в прочие доходы не надо, если задолженность остается сомнительной. Это объясняется следующим.
Включение в прочие доходы неизрасходованного остатка резерва предусмотрено п. 70 Приказа N 34н. Однако согласно п. 32 Приказа N 34н руководствоваться его нормами следует, если иное не установлено другими положениями по бухгалтерскому учету.
При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п.
2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел.
То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.
При таких обстоятельствах нет оснований восстанавливать или как-то иначе корректировать созданный ранее резерв — задолженность продолжает оставаться сомнительной до момента изменения финансового состояния должника в лучшую сторону либо до момента ликвидации при процедуре банкротства (или окончания конкурсного производства). При этом организация должна на конец года подтвердить существование сомнительной задолженности, провести инвентаризацию задолженности и суммы резерва и к акту инвентаризации приложить документы, свидетельствующие о финансовом состоянии должника.
Контролирующие органы противоречиво высказываются в отношении того, когда возникает право списать долги при банкротстве.
Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110).
В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139).
Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).
Если же конкурсное производство не завершено, долг безнадежным не является (Постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2008 г. N КА-А40/9523-08-П).
Процедура банкротства занимает много времени. Поэтому в ходе производства по делу о банкротстве может пройти более трех лет с даты возникновения долгов. Появятся формальные основания для того, чтобы считать срок исковой давности истекшим.
Однако до окончания конкурсного производства долги в части, включенной в реестр требований кредиторов, нельзя признать безнадежными. Ведь на стадии конкурсного производства производится расчет с кредиторами за счет оставшегося имущества организации-банкрота.
Поэтому, если конкурсное производство еще не завершено, задолженность нельзя отнести к расходам несмотря на то, что с момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении своего права, прошло более трех лет (письма Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6313, от 28 января 2005 г.
N 07-05-06/28, Постановления ФАС Московского округа от 20 марта 2012 г. N А40-А40-60565/11-99-267, от 19 марта 2010 г. N КА-А40/1782-10).