Семейное образование: переход и организация
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное образование: переход и организация». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.
Кому и для чего нужны альтернативные формы обучения
Семейное обучение подойдет:
- одаренным детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве;
- детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;
- учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;
- детям, не переносящим большое скопление людей;
- ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов;
- творческим личностям, неприемлемым строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.
Организация семейного обучения
Человек, независимо от возраста, старается избегать лишних усилий. Для выполнения заданий и получения образования требуется проявить силу воли. Если события имеют закономерность, то вырабатывается привычка приступать к определенному виду работы. Поэтому первым пунктом в организации семейного образования станет составление расписания. Жестко регламентировать время занятий не нужно. Если ребенку лучше думается и работается во второй половине дня, то можно пойти на компромисс, оговорить количество времени на выполнение практических заданий по предмету или объем изученного материала.
У учащегося должно быть отдельное учебное помещение или приспособленная для этого часть комнаты. Там устанавливается письменный стол, удобный стул или компьютерное кресло. На рабочем месте должно быть светло, свободно от лишних предметов, отвлекающих внимание. На время занятий выключается телевизор, убираются ненужные гаджеты, компьютер при необходимости настраивается на обучающее видео. В зоне досягаемости располагаются учебные пособия, тетради, канцелярские принадлежности.
Сложности с оформлением
Перед тем, как общаться с представителями органов местного самоуправления и директором школы по поводу перевода ребенка на семейное обучение, полезно почитать Федеральный закон «Об образовании», чтобы иметь возможность убедительно оперировать статьями при разговоре. Потому что на практике переход на семейное образование порой осложняется препонами со стороны школьной администрации и чиновников.
Далеко не во всех школах администрация знает в точности права родителей и свои обязанности. Поэтому, если быть неподготовленным, то можно наткнуться на весьма вольные трактовки существующих законов. Увы, не в пользу родителей. Но в этом случае важно уверенно добиваться своих целей и быть готовым доходчиво разъяснить смысл законодательных нормам.
В крайнем случае, можно вообще не общаться с чиновниками и администрацией школы, отправив все документы через почту.
Личное общение может понадобиться только для решения организационных вопросов по поводу промежуточной аттестации ребенка в школе. К слову, если директор при этом отказывается проводить аттестацию по вашему графику, требуйте у него письменный ответ с обоснованием и ссылками на соответствующие законы. Зачастую это срабатывает, и родители добиваются своего.
Как проходить аттестацию
Какую бы форму образования вы ни выбрали, государственные итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) можно сдать только очно. Для обычной ежегодной аттестации есть варианты:
- государственная школа
- частная школа
- онлайн-платформы
Вы можете обратиться в вашу районную школу и уточнить, готовы ли они принять аттестацию у ребенка на семейном обучении. Лучше это делать в начале учебного года, чтобы заранее согласовать даты аттестации, формат и вопросы для подготовки. Все это можно прописать в договоре со школой. Для вас такая аттестация будет бесплатной, так как каждый ребенок имеет право на прохождение ежегодной аттестации вне зависимости от формы обучения. Районные школы редко позволяют проходить аттестацию онлайн — обычно составляют график сдачи очных экзаменов.
Есть частные школы, которые оказывают платную услугу сопровождения семейного образования. В зависимости от школы сопровождение включает перечень тем и список рекомендованных учебников, пробные тесты и контрольные, доступ к платформе с видеоуроками и материалами для подготовки. В таких школах можно сдать промежуточную аттестацию: очно или онлайн. С частными школами часто работают семейные классы, о которых расскажем ниже.
За последние 5 лет появилось более десятка онлайн-платформ, которые позволяют пройти аттестацию из любой точки мира. Чаще всего такая онлайн-платформа не имеет собственной государственной аккредитации и является посредником между школой и семьей. Это удобно: можно выбрать формат сдачи аттестации от тестов до отчетов в свободной форме. При этом все бюрократические вопросы на себя берет платформа. Но есть риск: договор вы заключаете не со школой. Читайте внимательно, какие именно услуги прописаны в договоре с платформой и что именно вы оплачиваете.
Отличия семейного образования от школы
Семейное образование, по мнению Виктории Гласко, это прежде всего возможность давать индивидуальное образование каждому человеку. Так как у всех потребности разные, плюсы семейного образования тоже будут разными. Мы поговорили с родителями, практикующими семейное образование, и выделили следующие особенности:
- комфортный формат обучения;
- соответствие ценностям семьи;
- естественный режим дня;
- свобода выбора занятий для ребенка;
- свобода выбора пособий для родителя или учителя;
- отсутствие оценок;
- адекватная образовательная нагрузка;
- вовлеченность родителя;
- социализация через семью;
- могут потребоваться существенные финансовые вложения;
- неопределенность образовательного маршрута.
Что такое семейная школа
Семейный класс, или по-другому семейная школа — это форма обучения, при которой дети из нескольких семей объединяются в мини-группу, а их родители подбирают для них образовательную программу и нанимают педагогов, которые будут их обучать. Главное отличие семейной школы от домашнего образования — обучение подростков происходит в небольшой группе, а не индивидуально. Однако такая школа не похожа и на общеобразовательную. В ней все решения относительно образования детей принимаются семьями, а не школьной администрацией. Родителям не обязательно следовать учебной программе, которую ученики до этого проходили в школе, они могут подобрать учебный план самостоятельно, однако важно понимать, что раз в год детям все равно придется сдавать экзамены в общеобразовательной школе, чтобы подтвердить успешное овладение дисциплинами.
А учить Пушкин будет?
Чтобы перейти на семейное образование, совершенно не обязательно становиться учителем самому или нанимать репетиторов по всем предметам. Помимо домашних занятий по школьной или любой иной программе — Монтессори, Реджио, с упором на «компетенции будущего», по авторским программам — можно привлечь специалистов из допобразования и сообщества «семейников». Например:
-
Интернет-школы.
Сейчас есть множество онлайн-школ, где можно выбрать предметы не только из общеобразовательной программы, но и по интересам. -
Семейные школы.
Это инициатива нескольких семей, которые занимаются совместным обучением детей без государственной лицензии. Их сильная сторона в том, что они часто вступают в обоюдовыгодное партнерство с частными школами, которые помогают с экзаменами и аттестацией. -
Сообщества СО.
Объединения родителей, которые в зависимости от интересов могут вскладчину оплачивать педагогов или онлайн-курсы, совместно решать вопрос аттестации и другие насущные проблемы.
Семейное образование как форма обучения
Семейное обучение – это способ получения образования на дому. Данный метод применим в отношении детей, обучающихся по программе 1-9 классов. Ученики, достигшие возраста 15 лет и получившие средний уровень образования, занимаются по другой схеме – самообразованием.
Как перейти на семейное обучение
Чтобы ребенок получил качественное образование и при этом не был нарушен закон, родители должны следовать определенным правилам.
Немного об организации учебы
Хоумскулинг — это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.
Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет. Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам — информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.
У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников). Еще он учит два языка — французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский. Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.
Шаг 4. Обучаем ребенка
Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.
Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?
Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?
Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!
Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?
К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.
Критика семейной формы получения образования
Есть люди, которые критикуют семейное образование, а есть те, кто не доволен общеобразовательной школой. И вторых с каждым годом становится все больше. Дело в том, что учителя, при всем уважении, отстают в развитии от детей.
Это стоит объяснить подробнее:
- они перестали заниматься своим образованием (школа, как известно, не имеет с ним ничего общего);
- прямолинейно подходят ко всем ученикам, не учитывая способности каждого;
- занижают или завышают оценки, что вызывает недовольство и отказ от учебы;
- сначала отбивают желание получать знания, а затем пытаются решить эту проблему наказанием.
Вариант 2. Семейное образование
Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации.
Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение:
- Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, «перепрыгнуть» через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию.
- Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно.
- Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке.
- Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям.
Что нужно знать про семейное образование
- Выбрать эту форму получения знаний – право учащегося и его родителей. Причем этим правом они могут воспользоваться на любом этапе обучения. Ученики любого класса в любое время (даже в течение учебного года) могут перейти на семейную форму образования. Не может быть ситуации, что «школа не отпустит», «создадут всяческие препятствия», «не возьмут обратно» и т. д.
- Ребёнок даже на семейном обучении учтён в государственной системе. Родители должны обратиться в администрацию района (города) по месту жительства, в отдел образования, и написать заявление в свободной форме. Если выбирается школа, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестаций, то в заявлении следует указать это учреждение. Но делать выбор не обязательно во время подачи документов. В ответ на заявление администрация направляет письмо в адрес родителя с извещением, что информация принята, ребенок учтен и прикреплен к выбранной школе.
- Ученики на семейном образовании не должны сдавать аттестации по окончании каждого учебного года. Для получения документов достаточно пройти государственную итоговую аттестацию в школе с аккредитацией. Остальные аттестации и тестирования – добровольные, по желанию родителей и ученика. Также есть право на аттестации экстерном. Это означает, что если родители забрали ребенка на семейное обучение, допустим, во втором классе, то для получения итоговых документов ребенок должен пройти тестирование в 9 классе. Обязанности сдавать экзамены ранее 9 класса не предусмотрено.
После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определенные обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:
- бесплатно предоставить учебники и необходимую литературу, которая есть в школьной библиотеке;
- консультировать и оказывать помощь в обучении;
- предоставить возможность пройти добровольные и обязательные государственные аттестации и выдать по итогам успешного прохождения документы государственного образца.
В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.
КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ ДЛЯ СДАЧИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Следующим этапом является выбор школы для сдачи промежуточной аттестации. Сдавать их или нет, решают родители сами, но такое право у вас есть. Вы можете выбрать ту же школу, в которой обучался ребёнок раньше или любую другую. Если школа, в которой обучался ребёнок, не признаёт семейное образование и отказывает вам в прикреплении для сдачи аттестаций, необходимо получить от неё письменный отказ. Но чтобы не тратить время и нервы, проще сразу искать ту школу, которая принимает аттестации от обучающихся на СО. Сейчас выбор таких учебных заведений достаточно широк. Вы можете прикрепиться к школе самостоятельно, а можете через специальные центры, сотрудничающие со своими школами — партнёрами. Некоторые из них являются образовательными платформами, на которых можно учиться ребенку. Некоторые просто занимаются оформлением всех необходимых документов и предоставляют онлайн-сервис для прохождения аттестаций. Нам было удобно все делать удаленно, и мы для прикрепления к школе и прохождения промежуточных аттестаций в 2019 году выбрали один из таких центров — ЦПСО (Центр поддержки семейного образования). Если Вы также решите воспользоваться их услугами, то промокод OLESYANIA даст вам скидку 5%.
Важно! При прикреплении к школе обязательно уточняйте график промежуточных аттестаций и поинтересуйтесь, по какой утвержденной программе они составлены. С учётом этого, вам будет проще составить собственный учебный план занятий. Ну а если у вашего ребенка вдруг не получилось сдать промежуточную аттестацию с первого раза, то в течение года у вас есть возможность сдать повторно.
Школьники, но без школы
Наша дочь перешла на семейное образование во второй четверти 6 класса и осталась прикрепленной к школе, в которой училась. Помимо того, что она числится в этом учебном заведении, не посещая его каждый день, она осталась и в том классе, в котором училась и у того же классного руководителя. Нам сказали, что отличается наше положение от других детей тем, мы не посещаем школу каждый день, обучаясь дома.
Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены.
Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки. Опыта образования среднего звена ни у директора, ни у преподавателей не было и мы стали первопроходцами в этом деле.