Лекция «Налогообложение физических лиц»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция «Налогообложение физических лиц»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Хоть раз каждый задавался этим вопросом: «Да куда вообще идут мои налоги? за что я плачу?». Здесь все просто — НДФЛ поступает в консолидированный бюджет РФ. То есть — в федеральный, бюджет субъекта, города и района.
85% от НДФЛ поступает в бюджет субъекта. То есть, если вы работаете в Краснодаре, то налог пополнит бюджет Краснодарского края. Остаток из 15% распределяется по местным бюджетам.
Иными словами, НДФЛ не уходит в федеральный бюджет — он остается в том субъекте, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города — строительство дорог, ремонт школ, работа больниц, проведение городских праздников.
Статьи расхода по бюджету можно найти на сайтах администраций субъектов РФ.
НДФЛ — не единственный налог в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы все платим НДC. Поэтому платим налоги и живем спокойно.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
- НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
- Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
- Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
- Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
- Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Характеристика
Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Правовая основа
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер, распространяется на всех (принцип равенства налогоплательщиков). В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П указывается — в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ указанный принцип равенства требует обязательного учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Также в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.
Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные, региональные и местные.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные же носят характер имущественных налогов или пошлин, и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а также зачастую пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.
В соответствии со ст.11 НК РФ, физическими лицами являются:
1. Граждане Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», граждане Российской Федерации — это:
а) лица, которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона:
б) лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом.
2. Иностранные граждане. В соответствии со ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ими являются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют гражданство (подданство) иностранного государства;
3. Лица без гражданства, то есть лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)
Исходя из ст.207 НК РФ, плательщики НДФЛ делятся на две категории:
1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если они выступают в данном случае плательщиками НДФЛ, подразумевается, что они получили доход относящийся к объекту налогообложения. Налоговыми резидентами являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации, если выезд осуществлялся для краткосрочного (то есть менее шести месяцев) лечения или обучения.
Следует иметь в виду, что российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от того, сколько времени они фактически находились в Российской Федерации.
2.Физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, и при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Соответственно, это относится к прочим лицам, которые, согласно ст.208 НК РФ, получили, в том числе:
— дивиденды и проценты от российской организации, а кроме того — проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации, в связи с деятельностью обособленного подразделения такой организации в Российской Федерации;
— страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, кроме того — выкупные суммы от российской организации и (или) от иностранной организации, полученные в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
— доходы от использования в Российской Федерации авторских или же иных смежных прав;
— доходы от сдачи в аренду либо иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.
Субъект налогообложения
Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения, согласно ст.209 НК РФ, признается доход, который был получен налогоплательщиками — физическими лицами, если они являются налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Ставка налога
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:
1) общая налоговая ставка в размере 13 %;
2) налоговая ставка по дивидендам 9 %;
3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9 %;
4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %;
5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35 %:
-
стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей;
-
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте
-
суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышенияустановленных размеров
-
виде платы за использование денежных средств членов «кредитного потребительского кооператива» (пайщиков), а также процентов за использование «сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом» средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров
Налоговый период
Налоговый период — равен календарному году. (Ст. 216 НК РФ)
Сроки уплаты
Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.
Отражение в учете (начисление и перечисление)
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .
Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
-
за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
-
за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
-
за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Что такое налог на доходы физических лиц
НДФЛ расшифровывается как налог на доходы физических лиц. Подоходный налог (устаревшее название НДФЛ) — это один из видов прямых налогов, которым облагаются доходы частного лица. Он рассчитывается в процентах от величины налогооблагаемого дохода. Говоря простыми словами НДФЛ — это налог на прибыль физических лиц, который принудительно взимается и направляется в бюджет для финансирования государственных расходов.
Отдельного закона о подоходном налоге с физических лиц нет, его регламентирует, как уже сказано выше, гл. 23 НК РФ. В ней подробно расписано, что такое объект и субъект налогообложения, как исчисляется и уплачивается индивидуальный подоходный налог, в каких случаях налоги на доходы физических лиц не взимаются, оговариваются другие аспекты, связанные с налогообложением доходов физлиц. О самых важных из них расскажем далее.
Размер подоходного налога напрямую зависит от того, по какой налоговой ставке облагаются полученные физическим лицом доходы.
Для большинства доходов, которые получают физические лица, применяется налоговая ставка 13%.
К таким доходам относятся:
- заработная плата;
- доходы, полученные на основании гражданско-правовых договоров (репетиторы, частные консультации и т.д.);
- продажа имущества, находившегося в собственности менее 5 лет (с 2016 года);
- сдача имущества в аренду;
- выигрыш в лотерею или получение подарка от физлиц (кроме подарков от членов семьи или близких родственников) в случае их стоимости более 4000 рублей.
- дивиденды от долевого участия в деятельности организаций (с 2015 года).
Если вышеперечисленные доходы получили физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами России (находятся в стране менее 183 дней в году), тогда они облагаются подоходным налогом в размере 30% (для беженцев с 2014 года – 13%).
Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц
Налоги, которые взимаются правительством с населения, осуществляют функции, свойственные общим налогам. Ко всему прочему, они индивидуально связывают гражданина и государство или гражданина и органы местного управления, выражают его индивидуальную причастность к делам государства и территориального образования, создают ощущение активно действующего члена общества по отношению к данным делам, предоставляют основание для контроля за ними и ответственности правительства и органов местного управления перед плательщиками налогов. Конечно, в данном аспекте рассматриваются отношения и с организациями, но именно с гражданами они проявляются особенно четко за счет прямой связи с ними.
В соответствии с законодательством России система налогов с физ. лиц включает следующие виды налогов:
- подоходный налог или налог на доходы физических лиц;
- налог на имущество;
- налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения.
Кроме перечисленных налогов, физ. лица также уплачивают целевые и общие с юр. лицами налоги:
- земельный налог;
- налог с собственников ТС и иные платежи, которые зачисляются в дорожные фонды;
- единый налог на вмененный доход для конкретных типов деятельности;
- местные налоги, которые устанавливаются решением органов местного управления (налог на рекламу, иные налоги).
Устранение двойного налогообложения
Если налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом России, фактически уплатил суммы налога с доходов, полученных за пределами российского государства согласно законодательству иных государств, тогда они не засчитываются при уплате налога в России, если другое не предусматривается соответствующим контрактом (соглашением) об избежании 2-го налогообложения.
С целью освобождения от уплаты налога, осуществления зачета, получения налоговых вычетов либо других налоговых привилегий налогоплательщики должны представить в орган Федеральной налоговой службы официальное подтверждение о том, что они являются резидентами государства, с которым Российская Федерация заключила действующий на протяжении конкретного налогового периода (либо его части) контракт (соглашение) об избежании 2-го налогообложения, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за границей России, удостоверенный налоговым органом соответствующей иностранной страны. Данное подтверждение представляется как до уплаты налога либо авансовых платежей по налогу, так и на протяжении 1-го года после завершения того налогового периода, по итогам которого налогоплательщик хотел получить освобождение от уплаты налога, осуществить зачет, налоговый вычет или привилегию.
Доходы, освобождаемые от обложения НДФЛ
Не облагаются подоходным налогом следующие виды доходов:
- доходы от продажи имущества, находящегося в собственности более 3 лет;
- наследство;
- подарки от членов семьи и/или близких родственников;
- государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности);
- пенсии и доплаты к ним;
- выплаты волонтерам на приобретение спецодежды, средств индивидуальной защиты, проживание, питание и проезд, в целях осуществления добровольческой деятельности;
- вознаграждение донорам;
- алименты;
- гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ);
- премии за выдающиеся достижения в сфере науки, образования, культуры, искусства, туризма и т. п.;
- единовременные выплаты (в т. ч. материальная помощь, благотворительная помощь);
- оплата работодателем своим работникам и/или членам их семей стоимости путевок (кроме туристических) и медицинских услуг;
- стипендии (студентов, аспирантов, ординаторов);
- оплата труда в валюте, полученная работником от государственной организации направившей его на работу за границу;
- доходы от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства (как в натуральном виде, так и в переработанном);
- доходы членов фермерского хозяйства от производства и реализации с/х продукции (в течение 5 лет с момента регистрации);
- призы полученные спортсменами в определенных соревнованиях;
- вознаграждения за передачу государству кладов;
- выигрыши и призы (если их стоимость не превышает 4000 руб.);
- иное (полный перечень смотрите в ст. 217 НК РФ).
Оплата налога и представление отчётности
Порядок уплаты
Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент – дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).
Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц
Место в рейтинге | Название страны | Ставка подоходного налога (в %) |
1 | Албания | 10 |
2 | Босния и Герцеговина | 10 |
3 | Болгария | 10 |
4 | Казахстан | 10 |
5 | Беларусь | 12 |
6 | Макао | 12 |
7 | Россия | 13 |
8 | Иордания | 14 |
9 | Коста-Рика | 15 |
10 | Гонконг | 15 |
11 | Литва | 15 |
12 | Маврикий | 15 |
13 | Сербия | 15 |
14 | Судан | 15 |
15 | Йемен | 15 |
16 | Венгрия | 16 |
17 | Румыния | 16 |
18 | Ангола | 17 |
19 | Украина | 18 |
20 | Черногория | 19 |
21 | Словакия | 19 |
C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.
Подоходный налог в РФ для граждан РФ, живущих в Грузии
Обязанность по уплате подоходного налога (НДФЛ) в России зависит от наличия/отсутствия статуса налогового резидента РФ.
- Если вы являетесь налоговым резидентом РФ, вы обязаны платить подоходный налог на доходы, полученные как от российского, так и от зарубежного источника. То есть вы можете работать по трудовому договору, по договору ГПХ, работать как грузинский или российский ИП, работать из Грузии или из России — во всех этих случаях вы будете платить подоходный налог в РФ по ставке 13 или 15% (если доход превысит 5 млн рублей).
Единственный случай, когда налоговые резиденты РФ, работающие из-за рубежа, освобождаются от уплаты подоходного налога в РФ, — указание в договоре на то, что работы выполняются из-за границы
- Если вы утратили статус налогового резидента РФ, вы обязаны уплачивать подоходный налог только с доходов, источником которых является РФ. Это означает, что налогом не облагается зарплата или вознаграждение, полученные от иностранного работодателя/заказчика вами как наемным сотрудником, фрилансером или ИП.
Для тех граждан, которые не подвергаются налогообложению, предусмотрены специальные вычеты. К ним относятся:
- Социальные вычеты;
- Профессиональные;
- Имущественные;
- Стандартные.
Таким образом, социальные вычеты предусмотрены:
- Лицам, совершившим пожертвование в какой-либо социальный орган. Вычет составляет полную стоимость пожертвования;
- Тем, кто совершает оплату за обучение в различных учебных заведениях, прошедших аккредитацию, себе или детям до 18 лет. Вычет равен всей сумме, только если она не превышает 50 тысяч рублей в год;
- Гражданам, оплачивающим медицинские услуги, которые оказываются ему либо членам его семье (супругу, детям до 18 лет). Вычитывается в этом случае стоимость лекарственных препаратов;
- Лицам, вносившим определенные суммы в пенсионный фонд (в том числе и дополнительные вычеты на накопительную долю пенсии).
Гражданин имеет право получить налоговый вычет только по истечение одного года. Для этого он должен подать налоговую декларацию и прочие документы, подтверждающие расходы.
Профессиональные вычеты полагаются:
- Гражданам, имеющим регистрацию в качестве ИП, нотариуса или адвоката. Все их расходы обязаны иметь документальное подтверждение, иначе ставка вычета составит 20% от суммы дохода;
- Лица, работающие по гражданско-правовому договору;
- Граждане, получившие награду за какое-либо изобретение или за авторские права.
Исчисление налога налоговыми агентами: нюансы
Вот основные нюансы процедуры исчисления налога налоговыми агентами:
- Адвокаты не оплачивают процент НДФЛ лично. Этим занимаются коллегии адвокатов.
- Исчисление налога производится по итогам каждого месяца. Касается всех доходов, облагаемых по налоговой ставке в 13%.
- Сумму налога на доходы, по отношению к которым применяются иные налоговые ставки, налоговые агенты исчисляют отдельно.
- Сумма налога подсчитывается без учета доходов, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов, и с которых удержан налог др. агентами.
- Налоговые агенты должны удержать личный подоходный налог из доходов налогоплательщика при их непосредственной выплате.
- Удерживаемая сумма налога происходит за счет средств, выплачиваемых налогоплательщику. Однако удерживаемая сумма не может быть более 50% от суммы выплаты.
- Если по ряду причин нет возможности удержать у налогоплательщика сумму налога, налоговый агент обязан оповестить того в письменном виде не позднее 1 месяца с даты окончания налогового периода о возникшей проблеме.
Стоит помнить о том, что сумму налогооблагаемого дохода можно уменьшить. Для этого необходимо воспользоваться налоговым вычетом.