Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2023 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.
Новые федеральные стандарты бухучета
С 1 января 2023 г. при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных учреждениях начинают применяться положения двух федеральных стандартов бухгалтерского учета. Но свою силу данные стандарты распространяют далеко не на все учреждения.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Государственная (муниципальная) казна» утвержден Приказом Минфина России от 15.06.2021 № 84н. Данный ФСБУ устанавливает единые требования к бюджетному учету и отражению в отчетности нефинансовых активов имущества казны. Применять его должны только госорганы, органы местного самоуправления и учреждения, которые управляют и распоряжаются имуществом казны либо являются концедентом, учредителем управления имуществом публично-правового образования.
Федеральный стандарт «Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» утвержден Приказом Минфина России от 13.10.2021 № 152н. Документом обязано руководствоваться только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, начиная с отчетности за 2022 год.
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Окончание переходного периода по ФСБУ
В 2023 году действует переходный период по ФСБУ 14/2022 по нематериальным активам, который станет обязательным с 2024 года. До этого его можно применять по желанию.
Закончился переходный период ФСБУ 6/2020, 26/2020, 25/2018, 27/2021. Те, кто начал применять эти стандарты досрочно, прописали переходные положения в своей учётной политике. С 2022 года эти ФСБУ стали обязательными для всех — переходные положения утратили актуальность, их нужно исключить из учётной политики.
Кроме того, в некоторые стандарты внесли изменения, которые бухгалтеру необходимо учитывать в работе с 2023 года:
- Капитальные затраты на нематериальные активы и на НИОКР по новому ФСБУ относятся к НМА. Раздел, основанный на ПБУ 17/02 по учёту НИОКР, надо исключить из учётной политики.
- В ФСБУ 26/2020 внесли изменения по капвложениям в основные средства. Эти изменения можно применить досрочно независимо от того, применяет ли организация ФСБУ 14/2022.
- Вы можете задать вопросы эксперту и получить исчерпывающие ответы
- Обсудить с коллегами последние изменения и их практику
- Вы можете получить 10 часов повышения квалификации ИПБ
- Можно пройти обучение в онлайн режиме, мы организуем трансляцию и возможность задать вопрос
- Харизматичный преподаватель с беспрецедентным опытом
- Уютная атмосфера для комфортного получения знаний, кофе и вкусные кофе-брейки
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)
Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:
Группа счетов | Наименование |
0 103 10 000 | Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения |
0 103 30 000 | Непроизводственные активы — иное движимое имущество |
0 103 90 000 | Непроизводственные активы — в составе имущества концедента |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 209)
Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:
1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).
2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).
3. Введены новые счета:
Счет | Наименование |
0 209 34 000 | Расчеты по компенсации затрат |
0 209 41 000 | Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) |
0 209 43 000 | Расчеты по доходам от страховых возмещений |
0 209 44 000 | Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов) |
0 209 45 000 | Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия |
Формирование отчетности бюджетных и автономных учреждений
Начиная с отчетности за 2018 г. необходимо пользоваться обновленным порядком. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию №33н (приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н) и коснулись практически всех форм бухгалтерской отчетности:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
- сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
- отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
- сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
- справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
- отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
- разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
В новом разделе 2 справки по форме 0503710 не только изменено название, но и добавлена графа «По счетам 0105ХХ440». В ней нужно отражать суммы по счетам 0 105 27 440, 0 105 37 440, 0 105 38 440 (дебет счета 0 401 10 131).
Изменения в Инструкцию № 191н (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 244н) опубликованы 28 декабря 2018 г. Применять новшества нужно с отчетности за 2018 г. Например, по обновленным формам следует составить следующие отчеты:
- справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
- отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
- отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
- отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
- сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Государственные учреждения могут представлять бухгалтерскую отчетность за 2018 г. только в электронном виде. С 28 ноября 2018 г. по Закону о бухучете учреждения вправе составлять и представлять отчетность только в электронном виде. Поэтому они могут сделать так уже начиная с отчетности за 2018 г. Однако если учреждение по закону или договору обязано представлять бумажную отчетность, то придется изготовить ее бумажную копию. Напомним, ранее отчетность считалась составленной только после подписания руководителем ее бумажного экземпляра.
Поправки в НК РФ можно назвать техническими. Учреждения все так же должны представлять налоговикам годовую отчетность в электронном или бумажном виде не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ; Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ).
Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета
Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.
Автономные (АУ) | Бюджетные (БУ) | Казенные (КУ) | |
Основной регулирующий НПА | Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ | Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ | Бюджетный кодекс РФ |
Вид деятельности | Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) | Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ). | |
Использование доходов от коммерческой деятельности | На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ). | Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ) | |
Расчетные счета | В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ) | Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ) | |
Владение имуществом | На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ) | ||
Распоряжение имуществом | Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Должно быть получено согласие собственника:
Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом |
Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) |
Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества | |||
Ответственность по обязательствам | Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ) | Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ) | |
Источник финансирования | Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ) | Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ) |
Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».
Налоговые аспекты работы автономных учреждений
По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:
- выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
- в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.
АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.
Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.
Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).
АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.
«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:
- имеются филиалы и представительства;
- средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
- стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.
Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н
Текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной рублю, в случае если данные на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны. При этом названные материальные ценности также отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке (один объект – один рубль).
Положения настоящей Инструкции применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Стандарт Концептуальные основы).
Пункты 1, 332 Инструкции № 157н в новой редакции определяют условия для введения дополнительных забалансовых счетов и (или) аналитики к счетам Единого плана счетов. Они должны быть установлены в учётной политике (единой учётной политике при централизации учёта) и соответствовать требованиям органа власти, которому сдаётся отчётность (субъекта консолидированной отчётности).
Правила формирования бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений ведется с начала года в рублях, значения указываются с точностью до сотых, то есть до копеек. Отрицательные показатели учета вносятся в соответствующие графы со знаком «минус».
Данные отчетности должны содержать информацию обо всех подразделениях и отдельных филиалах учреждения. Сведения предоставляются в тот государственный орган, который взял на себя функции учредителя относительно данной организации.
Отчетную документацию подписывает руководитель учреждения и главный бухгалтер. Если отчет содержит финансовые прогнозы, планы и другую аналитическую информацию, его подписывает также руководитель отдела формирования финансового анализа.
Обычно отчетность составляют в двух одинаковых копиях: первый для учреждения и второй для учредителя. Сам документ скрепляется и оформляется в виде брошюры, а страницы нумеруются. К нему прилагается сопроводительная бумага с описанием тех видов документов, которые включены в отчетность, и указанием соответствующих страниц.
Штрафы и ответственность
Если в течение установленного срока обязанность по предоставлению отчетности не исполнена, то есть компания не подала сведения вовремя, то контролирующий орган применит штрафные санкции. В большинстве случаев наказание — это административная ответственность в виде штрафов.
Сколько штрафов должны уплачивать нарушители сроков сдачи отчетных форм:
Вид отчета |
Штраф, санкция |
Основание (ссылка на НПА) |
---|---|---|
Налоговые декларации |
5% от суммы не уплаченных в срок налогов, взносов, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимум — 30% не уплаченных в срок взносов, минимум — 1000 руб. Декларация по налогу на прибыль за отчетный период или расчет авансовых платежей по налогу на имущество — 200 руб. |
П. 1 ст. 126 НК РФ П. 1 ст. 119 НК РФ |
Расчет по страховым взносам |
П. 1 ст. 119 НК РФ |
|
4-ФСС |
П. 1 ст. 26.30 закона № 125-ФЗ |
|
Справка 2-НДФЛ |
200 руб. — за каждую справку, предоставленную с просрочкой. |
П. 1 ст. 126 НК РФ |
Расчет 6-НДФЛ |
1000 руб. — за каждый полный или неполный месяц опоздания. |
П. 1.2 ст. 126 НК РФ |
СЗВ-М |
500 руб. — за каждое застрахованное лицо, сведения о котором отражаются в просроченной форме. |
Ст. 17 закона № 27-ФЗ |
СЗВ-СТАЖ |
||
Бухгалтерская отчетность |
За непредоставление в ИФНС — 200 руб. за каждую не сданную форму, которая входит в состав отчетности. |
П. 1 ст. 126 НК РФ |
Бухгалтерский учёт и отчётность в бюджетной организации
Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.
У некоммерческих организаций строгий порядок подачи отчётности. Каждый период — месяц, квартал, полгода, год — они сдают на проверку несколько документов. Например:
- балансы на бланке по форме 0502130;
- баланс компании на бланке 0503730;
- отчет о результатах экономической деятельности по форме 0503721;
- информацию о задолженностях на бланке 0503769 и другие.
В целом, некоммерческие компании отражают средства на балансе так же, как и коммерческие. Но здесь в бухучёте такие особенности:
- на балансе отражаются активы и пассивы;
- все статьи расходов и доходов ведутся подробно и детализировано;
- данные отражаются за один прошедший год, а не за два, как коммерческие фирмы;
- активы делят на две группы: финансовые и нефинансовые;
- средства также классифицируют по группам — денежные и материальные;
- в пассивах перечисляют все формы обязательств.