Какие нарушения Роспотребнадзор будет искать в вашей компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нарушения Роспотребнадзор будет искать в вашей компании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Работодатели должны следить за соблюдением работниками требования социального дистанцирования. Для этого Роспотребнадзор рекомендует исходить из норм предельной численности сотрудников, которые одновременно могут находиться в одном производственном помещении/офисе (п. 4.5 Методических рекомендаций МР 3.1/2.2.0172/5-20).

Несоблюдение социальной дистанции

Работодатели должны следить за соблюдением работниками требования социального дистанцирования. Для этого Роспотребнадзор рекомендует исходить из норм предельной численности сотрудников, которые одновременно могут находиться в одном производственном помещении/офисе (п. 4.5 Методических рекомендаций МР 3.½.2.0172/5-20).

Так, в офисе площадью до 50 кв. метров могут одновременно работать не более 5 сотрудников. В помещениях до 100 кв. метров могут работать не больше 10 человек, в помещениях до 200 кв. метров — не больше 25 сотрудников, в помещениях свыше 200 кв. метров — не более 50 человек. При этом в местах общего пользования рекомендуется осуществить сигнальную разметку, исходя из нормы — не менее полутора метров между рядом стоящими работниками.

Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам соответствующих организаций. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно…

Что необходимо сделать, чтобы предотвратить негативные последствия проверки :

  1. Изучить нормативные документы:
  • Письмо Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 о мерах по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19);
  • Роспотребнадзор от 23.04.2020 Информация «О рекомендациях как выбрать антисептик против коронавируса
  • Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32 О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли
  • Письмо Роспотребнадзора от 23.01.2020 № 02/770-2020-32
  • СанПиН 2.4.4.2599-10
  • Рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27.
  1. Составить организационно-распорядительные документы, подтверждающие принятие компанией всех необходимых мер, направленных на соблюдение санитарных правил санитарно-гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий:
  • Приказ о введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции;
  • Приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • Инструкция/Распоряжение по профилактике новой коронавирусной инфекции;
  • Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью (график, журнал);
  • Приказ об измерении температуры сотрудникам;
  • Журнал измерения температуры;
  • Инструкция о порядке входного контроля;
  • Приказ о назначении ответственного за профилактические меры и т.д.

Для того, чтобы максимально защитить свои интересы в период действия «режима повышенной готовности» и избежать финансовых потерь, лучше обратиться за помощью к юристам КГ ЭТАЛОН.

Что конкретно готовы сделать для Вас юристы КГ ЭТАЛОН:

  1. Проанализировать организационно-распорядительные документы (распоряжения/приказы), регламентирующие деятельность компании в период действия «режима повышенной готовности»;

  2. Составить организационно-распорядительные документы (распоряжения/приказы), регламентирующие деятельность компании в период действия «режима повышенной готовности»:

  • Приказ о введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции;
  • Приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • Инструкция/распоряжение по профилактике новой коронавирусной инфекции;
  • Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью (график, журнал — форма);
  • Приказ об измерении температуры сотрудникам;
  • Журнал измерения температуры (форма);
  • Инструкция о порядке входного контроля;
  • Приказ о назначении ответственного за профилактические меры и т.д.

Штрафы Роспотребнадзора,таблица.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований 1.Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств 1.Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Выдача диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств 1. Нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники 1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования 1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Статья 14.7. Обман потребителей 1. Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 236. УК РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических правил 1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей,

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Функции и полномочия Роспотребнадзора

При проведении комиссионной проверки сотрудники гос. органа имеют ряд следующих полномочий:

  • Проверка документации, касающейся любой сферы: документы на аренду помещения или на право собственности, договоры на трудоустройство, сан. книжки персонала организации, документы по пожарной безопасности;
  • Контроль ведения необходимых на производстве журналов по саннормам, лицензии, сертификаты соответствия, документы на ККМ;
  • Озвучивание замечаний, контроль устранения этих замечаний;
  • Протоколирование проверки, выписывание штрафов;
  • Контроль за следованием закону о защите прав потребителей;
  • Выдача СЭЗ при успешном прохождении комиссии;
  • Проверка санитарной ситуации на объекте;
  • Проверка персонала на соответствие занимаемой должности на предприятиях, занимающихся производством продуктов;
  • Ведение статистических данных;
  • Контроль влияния данного предприятия на окружающую среду: проверка состояния воздуха, почвы, утилизация товарно-бытовых отходов;
  • Контроль за наличием и систематическим соблюдением санитарных требований на предприятии.

Что проверяет Роспотребнадзор

Меры противодействия коронавирусу устанавливаются региональными властями.

Например, в Москве при возобновлении работы фирма должна обеспечить тестирование на коронавирус 10% сотрудников каждые 15 дней. Закономерно, что в столице проведение этого мероприятия обязательно проверят.

Для всех компаний актуально исполнение таких требований:

  • обеспечение присутствия минимального числа сотрудников на рабочих местах: перевод на удаленную работу, предоставление отпусков, для лиц старше 65 лет и имеющих хронические заболевания — карантин;
  • максимальный отказ от командировок;
  • отмена от массовых мероприятий: совещаний, тренингов, субботников;
  • использование СИЗ: масок, перчаток, костюмов, экранов;
  • применение индивидуальных средств дезинфекции.

За что Роспотребнадзор штрафует в период коронавируса

  1. Соблюдайте все рекомендации Роспотребнадзора: общие и специальные. Подавляющее большинство нарушений выявляет именно Роспотребнадзор.

  2. Помните, что в период действия ограничительных мер можно отказать в обслуживании покупателям без масок и тем самым избежать административного штрафа по ст. 20.6.1 или по ст. 6.3 КоАП.

  3. Вовремя сдавайте налоговую отчётность, отчётность по сотрудникам и расчёты по страховым взносам, чтобы не получить от налоговой штраф или блокировку счёта.

  4. Если штраф всё же назначен, подготовьте ходатайство о снижении размера штрафа, изложив в нём смягчающие обстоятельства, и направьте в ИФНС или суд.

Частью 3 ст. 6.3 КоАП РФ установлены более строгие санкции в том случае, если действия (бездействие), предусмотренные частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных новой редакцией статьи 6.3 КоАП РФ в случае нарушения гражданами и организациями противоэпидемических (профилактических) ограничений и невыполнения (профилактических) мероприятий наделяются должностные лица Роспотребнадзора и сотрудники органов внутренних дел (полиции).

В случае невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Владимирской области, а именно Указов Губернатора Владимирской области, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

При выявлении тех или иных нарушений, которые совершаются работниками – предприятие и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

За нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период ограничительных мероприятий (карантина) в соответствии с п. 2. Ст. 6.3. КоАП штрафы составляют:

  • на должностных лиц – от 5 до 150 тысяч рублей;
  • на ИП – от 50 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • на граждан – от 15 до 40 тысяч рублей;

При причинении вреда здоровью человека, в том числе повлекшего смерть человека, в соответствии с п. 3. Ст. 6.3. КоАП штрафы составляют:

  • на должностных лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • на граждан – от 150 до 300 тысяч рублей;

Суд по итогам рассмотрения дела по ч.2 статьи 6.3 КоАП может приостановить деятельность организации или ИП. В этом случае штраф не назначают. Деятельность могут приостановить на срок до 90 суток. Это наказание назначают реже, чем штраф.

  1. Изучить нормативные документы:
  • Письмо Роспотребнадзора от 10 марта 2020 г. N 02/3853-2020-27 о мерах по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19);
  • Роспотребнадзор от 23.04.2020 Информация «О рекомендациях как выбрать антисептик против коронавируса
  • Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32 О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли
  • Письмо Роспотребнадзора от 23.01.2020 № 02/770-2020-32
  • СанПиН 2.4.4.2599-10
  • Рекомендаций Роспотребнадзора от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27.
  1. Составить организационно-распорядительные документы, подтверждающие принятие компанией всех необходимых мер, направленных на соблюдение санитарных правил санитарно-гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий:
  • Приказ о введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции;
  • Приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • Инструкция/Распоряжение по профилактике новой коронавирусной инфекции;
  • Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью (график, журнал);
  • Приказ об измерении температуры сотрудникам;
  • Журнал измерения температуры;
  • Инструкция о порядке входного контроля;
  • Приказ о назначении ответственного за профилактические меры и т.д.

Для того, чтобы максимально защитить свои интересы в период действия «режима повышенной готовности» и избежать финансовых потерь, лучше обратиться за помощью к юристам КГ ЭТАЛОН.

  1. Проанализировать организационно-распорядительные документы (распоряжения/приказы), регламентирующие деятельность компании в период действия «режима повышенной готовности»;

  2. Составить организационно-распорядительные документы (распоряжения/приказы), регламентирующие деятельность компании в период действия «режима повышенной готовности»:

  • Приказ о введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции;
  • Приказ об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
  • Инструкция/распоряжение по профилактике новой коронавирусной инфекции;
  • Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью (график, журнал – форма);
  • Приказ об измерении температуры сотрудникам;
  • Журнал измерения температуры (форма);
  • Инструкция о порядке входного контроля;
  • Приказ о назначении ответственного за профилактические меры и т.д.

Как Роспотребнадзор проверяет самоизоляцию

Москвич Михаил Захаров (имя изменено по его просьбе) вернулся 30 августа из Стамбула, прилетел «Победой» во Внуково. На борту, как и остальные пассажиры перед посадкой, он получил от стюардессы анкету, где должен был указать свое имя, посадочное место и адрес проживания: «Я внес свои данные, потому что думал, что их будут проверять на паспортном контроле, но с незначительными ошибками. В итоге анкеты собрала девочка безо всякой проверки у выхода из самолета, то есть туда можно было написать что угодно», – рассказывает Захаров, который не стал сдавать тест и загружать его на «Госуслуги».

«Тест не стал сдавать по двум причинам: вносить ничего на «Госуслуги» не хочу, чтобы государство лишний раз обо мне ничего нового узнавало, а тест для себя не стал делать, потому что точность ПЦР-теста примерно никакая, а денег он стоит. Я просто сидел дома 14 дней. На самом деле больше – до сих пор выхожу из дома в основном по неотложным нуждам», – объясняет Захаров.

Жена и дети Сергея Бочарникова живут в Испании постоянно, а сам Сергей – наездами, часть времени он проводит в Москве по работе. Перед весенним карантином Сергей принял решение уехать в Испанию: «Если и встречать конец света, то вместе с родными», – поясняет он. Оттуда Сергей вынужден был вернуться в Москву 15 сентября: «У моей семьи вид на жительство. У меня была все это время туристическая виза, потому что из-за работы я не мог проводить в Испании достаточно для ВНЖ времени, но мне вполне хватало возможности проводить там не больше полугода подряд». Но из-за реалий пандемии полугода хватать перестало. Один раз за эти полгода власти Испании продлили действия виз, но теперь Сергей вынужден был вернуться домой для нового продления и оформления документов для ВНЖ.

14 сентября в восемь утра Сергей сдал платный ПЦР-тест в Испании, уже в час дня пришел результат анализа – коронавируса у Сергея не обнаружили. В четыре часа дня он был в самолете. «Прямых рейсов не было, и во Внуково я приземлился лишь спустя сутки», – рассказывает Бочарников. «На прилете раздают уведомления о необходимости сдать тест и прикрепить результат на «Госуслугах». Я специально уточнил, подойдет ли мой испанский тест. Мне ответили, что да, подойдет», – этот результат Сергей и прикрепил на сайте «Госуслуги», получил сообщение «Ваше заявление принято» и расслабился.

Опасность получить штраф преследует даже тех, кто сделал все по правилам и успел в течение указанных 72 часов сдать тест на коронавирус и загрузить результат на «Госуслуги». Мария вернулась из Турции в Санкт-Петербург в конце августа и сдала ПЦР-тест прямо в аэропорту Пулково: «Я была в отпуске неделю. В последний день отпуска стала узнавать, что там с этим обязательным тестом, и сначала попробовала записаться на бесплатную сдачу в поликлинику, но оказалось, что очередь там почти за две недели», – рассказывает девушка. Она решила сдавать тест в аэропорту, чтобы «перестраховаться», и заплатила за это 2550 рублей. Результат пришел на следующий день, Мария оказалась здорова – этот результат она сразу же загрузила на сайт «Госуслуги».

Через две недели после загрузки теста на «Госуслуги» на петербургский адрес Марии пришло уведомление Роспотребнадзора о необходимости прийти в отделение ведомства для составления протокола по административному делу, так как Мария не сдала тест на COVID-19, за что ей полагается штраф от 15 до 40 тысяч рублей: «Я офигела. Мало того, что я по очень нехилой цене таки сдала чертов тест, так я дражайшему государству теперь еще денег должна?» – возмущается Мария.

Сначала девушка пыталась решить вопрос со стороны «Госуслуг», но на заявление ей ответили, что все данные «своевременно передаются в Роспотребнадзор». В Роспотребнадзоре же отвечали, что никаких данных Марии от «Госуслуг» не получали: «Надо признать, я довольно легко дозвонилась до Роспотребнадзора, мне там даже очень вежливо отвечали. Предложили прийти в их местное отделение и принести туда справку об отсутствии у меня «короны». Взяв отгул на работе, Мария на следующий день поехала с распечатанной справкой в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.

«Захватывающее у меня получилось путешествие: оказалось, что там полные коридоры таких же, как я, – со справками своими, которые не передали с «Госуслуг», – рассказывает Мария. Отсидев огромную очередь, она все же отдала сотруднице ведомства свою справку: «Девушка очень извинялась и даже признала, что это их ошибка: у Роспотребнадзора почему-то не было возможности получать данные с «Госуслуг», только данные от погранслужб, какая-то техническая ошибка», – рассказала Мария, уточнив, что не знает, решили ли эту техническую проблему за почти два месяца или нет. В Едином консультационном центре Роспотребнадзора корреспонденту Настоящего Времени отказались подтвердить или опровергнуть наличие каких-либо технических проблем, но в случае возникновения сложностей посоветовали приходить в региональное отделение ведомства.

Суд у Марии так и не состоялся, но и никаких новостей от Роспотребнадзора девушка с середины сентября не получала: «Очень надеюсь, что им и правда хватило моей распечатанной справки, потому что лишних сорока тысяч у меня нет. У меня и пятнадцати нет. А еще надеюсь, что в этой чудесной очереди на меня никто больной не чихнул».

    Недостоверные сведения в период пандемии могут наделать много беды: посеять панику, вызвать ажиотаж по отношению к какому-либо лекарству, дать ошибочные рекомендации по лечению и профилактике болезни и т.д. Поэтому в законодательство РФ внесены некоторые изменения.

    Так, за ложь об обстоятельствах, угрожающих гражданам (жизни и безопасности) и мерах по предотвращению распространения коронавируса предусмотрены:

    • штрафы (от 300 000 руб. до 700 000 руб.);
    • взыскание дохода в размере заработной платы за период от 12 до 18 месяцев;
    • принудительные (до 360 часов) или исправительные (до 1 года) работы;
    • лишение свободы до 3 лет.

    За такую же ложную информацию, доведенную до населения через СМИ, меры наказания жестче:

    • штраф может быть наложен от 700,0 тыс. руб. до 1 500,0 тыс. руб.;
    • работы принудительного характера – до 3-х лет, исправительного – до 1 года;
    • тюремный срок – до 3 лет.

    Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

    Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

    • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
    • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
    • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
    • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
    • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

    Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

    • по контролю температуры у сотрудников;
    • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
    • соблюдению социальной дистанции;
    • дезинфекции помещений и оборудования;
    • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
    • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

    Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

    Таким образом, неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора не может быть основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются санитарными правилами и не имеют нормативного характера.

    Но практика показала, что сотрудники ведомства пытаются оштрафовать работодателей за нарушение рекомендаций. И тогда приходится оспаривать такое решение в суде.

    Судебная практика

    В Ижевске 25.05.2020 Роспотребнадзор провел проверку механического завода и выявил нарушения рекомендаций, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Так:

    • в нарушение п. 4.7 в течение рабочего дня в цехе не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа;
    • в нарушение п. 4.10 на рабочих местах отсутствовали кожные антисептики для обработки рук;
    • в нарушение п. 4.11 в цехе отсутствовала комната приема пищи – ​работники принимают пищу на рабочих местах.

    В отношении завода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Судья Первомайского районного суда г. Ижевска 27.07.2020 пришел к выводу, что завод несвоевременно и не в полном объеме провел санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что привело к возникновению у работников групповой заболеваемости коронавирусом. На основании этого суд признал завод виновным в совершении правонарушения и привлек организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (размер штрафа из судебного акта изъят).

    Организация обратилась с жалобой в Верховный суд Удмуртской Республики, и он 07.09.2020 отменил постановление нижестоящего суда. Вышестоящая инстанция напомнила, что нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила. Это санитарные правила и нормы и гигиенические нормативы 3. Рекомендации, приведенные Роспотребнадзором в письме от 21.04.2020 № 02/7495-020-32, не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. В связи с этим выводы районного суда о наличии в действиях организации состава административного правонарушения являются неправомерными.

    Постановление судьи районного суда было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (решение Верховного суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 по делу № 12-211/2020 4).

    Ответственность предпринимателей за работу во время коронавируса

    2.1. Наиболее часто встречающее нарушение, которое было зафиксировано Роспотребнадзором при проведении проверок (73% от общего числа нарушений) —
    не проводят уборку с дезинфекцией.

    По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией ((п. 3.1 приказ Генпрокуратуры от 27.03.2009 № 93). и др.).

    Сотрудники Роспотребнадзора при проведении проверок требуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

    Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится. Также следует отметить, что если Компания проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – это не будет являться основанием для освобождения от ответственности. В этом случае Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли
    уборку с нужной регулярностью до проверки.

    ВАЖНО: прошу проверить наличие в Обществе указанных документов. При их отсутствии – необходимо будет оформить.

    Нарушения из материалов проверок:

    3.1. Не маркирован или неправильно хранится уборочный инвентарь (13%). По санитарным правилам инвентарь для уборки туалетов должен иметь красную маркировку и храниться отдельно от остального (п. 11.10 СанПиН 2.4.4.2599-10). Роспотребнадзор считает нарушением, если одним и тем же инвентарем убирают санитарный узел и рабочие помещения для профилактики коронавируса.

    3.2. Сотрудники не носят маски и перчатки(10%). Сотрудники Роспотребнадзора фиксируют это нарушение, если видят сотрудников проверяемой организации без масок/ перчаток. Еще одна ситуация – если в Компании на момент проверки нет использованных масок – тогда проверяющие делают вывод, что в организации нарушают режим смены масок.
    По рекомендациям Роспотребнадзора маски нужно менять не реже, чем каждые три часа. Использованные маски Компания должна собирать и герметично упаковывать в два полиэтиленовых пакета (п. 4.10 рекомендаций РПН от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24).

    ВАЖНО: в организаций должен быть издан приказ об обязательном ношении масок / перчаток.

    3.3. Не обеспечено социальное дистанцирование (8%). В федеральных рекомендациях Роспотребнадзор указал на дистанцию в 1,5 метра
    (п. 2.12 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).

    3.4. Не назначили ответственного за профилактику (5%). При проведении ряда проверок было отмечено как нарушение, если в Компании нет приказа о назначении ответственного за профилактические меры.

    На основании изложенного, в целях исключения риска привлечения Общества к административной ответственности, прошу руководителей ЦОН и подразделений Общества провести с привлечением сотрудников Управления ПБ предварительную проверку соответствия/ несоответствия требованиям Рекомендаций по чек-листу во вложении.

    По итогам проведения проверки по чек-листу предлагаю дополнительно организовать коммуникацию на предмет обсуждения выявленных отклонений и дальнейших шагов
    по работе с отклонения.

    Проверку по чек-листу прошу провести в максимально короткие сроки.

    Документы


    Отметка


    Примечания


    Общие документы

    Устав организации

    +

    Приказ о назначении руководителя

    +

    Выписка о праве собственности на объект/договор аренды

    +

    Лицензия/свидетельство об аккредитации

    Договор на вывоз мусора и отходов

    +

    Договоры на дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию

    +

    Договор на выполнение работ по очистке систем вентиляции

    +

    Журнал учета проведения очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха

    +

    Паспорт системы вентиляции

    +

    Технический отчет о работе систем вентиляции

    +

    Медицинские книжки

    Санитарный журнал


    Документы по коронавирусу

    Документы, подтверждающие дезинфекцию помещений с нужной регулярностью

    +

    График дезинфекции помещений, приказ о дезинфекции помещений в период коронавируса

    Сертификат о том, что приборы обеззараживания воздуха можно использовать в присутствии людей

    +

    Документы, подтверждающие закупку масок для сотрудников

    +

    Сертификат на антисептики для рук

    +

    Приказ об измерении температуры сотрудникам

    Журнал измерения температуры

    +

    Инструкция о порядке входного контроля

    +

    Приказ о назначении ответственного за профилактические меры

    +

    Федеральные законы дополняют КоАП РФ и УК РФ схожими нормами об ответственности за распространение недостоверной (ложной) информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

    Кто вправе отслеживать соблюдение карантина и режима самоизоляции

    Основным органом, возглавившим борьбу с пандемией в России, стал Роспотребнадзор.

    Порядок отслеживания соблюдения гражданами карантина устанавливается в каждом отдельном регионе самостоятельно. Кроме того, что конкретно делать каждому человеку с коронавирусом, сильно зависит от политики противокоронавирусного штаба поликлиники, к которой он приписан, и множества других факторов. Большое влияние в том, как отслеживают соблюдение гражданами изоляции, имеет и региональный Роспотребнадзор.

    В целом не является преувеличением утверждение, что никакой общепринятой, понятной и структурированной системы, как отслеживают коронавирусных больных и контактеров, в России нет — общеобязательного порядка Роспотребнадзор не разработал.

    Как правило, если человек получил положительный ПЦР-тест на коронавирус, информация о нем поступает в региональный Роспотребнадзор. Оттуда гражданину обязаны позвонить, осведомиться о его состоянии, сообщить о необходимости соблюдать карантин, отслеживать состояние организма и, при необходимости, вызывать врача.

    Затем информация о больном Роспотребнадзор передает в районную поликлинику, откуда к пациенту приходит врач, берет тест на коронавирус и отслеживает его состояние. Позднее, через несколько дней, оттуда же к человеку придет специалист для повторного забора анализа. На период пребывания в карантине поликлиника оформляет гражданину больничный.

    Помимо очного контроля, сотрудники поликлиники или Роспотребнадзора вправе позвонить больному, чтобы убедиться, что он дома и состояние его стабильно. Известны случаи, когда и сотрудники полиции совершали обходы по адресам больных и отслеживали соблюдение ими режима изоляции.

    В некоторых регионах разработаны и внедрены специальные мобильные приложения, с помощью которых отслеживают местоположение лица. Информация с приложения поступает в контролирующие органы, в частности, в Роспотребнадзор.

    Кого проверяют в первую очередь

    Мы собрали ОКВЭДы организаций, к которым приходили с проверкой новых требований.

    Общий вывод – проверяют всех от цветочных магазинов до производителей вертолетов.

    Формально код ОКВЭД не является критерием, по которому проверяющие приходят в компанию. Но если у вас такой же основной вид деятельности, велика вероятность, что скоро проверят и вас. Например, Роспотребнадзор уже проверяет такие компании как АО «Мегафон Ритейл», ООО «Ашан», ООО «Макдональдс», АО «Ротфронт», ООО «Леруа Мерлен Восток».

    Смотрите ниже, кого проверяли чаще всего и кто в первую очередь в зоне риска.

    Как отслеживается соблюдение режима самоизоляции?

    Полномочия проверки соблюдения режима возложены на полицию. Сотрудники МВД могут делать это при личном посещении или дистанционно. Применяется информация со средств фиксации.

    Кроме этого, посещать человека на карантине могут и врачи, в т.ч. для взятия анализов. Если в момент посещения они не обнаружат человека дома, сообщат в полицию.

    Итак, карантином считается только случай, когда в изоляцию помещается человек на основании документа от уполномоченного органа или по нормам действующего законодательства. Только несоблюдение такого режима может стать правонарушением. Самоограничения в других условиях карантином не являются.

    Странно, что многие граждане воспринимают карантин не как способ борьбы с распространением заболевания, а как некую игру в кошки-мышки с государством или регионом. Обмануть, перехитрить – а в результате что? Заразить? Теперь читатели знают, что такое карантин и какие меры наказания предполагаются за его несоблюдение. Надеемся, это поможет самоорганизоваться и позаботиться о своем здоровье и состоянии близких.

    Если обвинил в том, что не измеряете температуру

    Прежде чем допустить сотрудников к работе во время пандемии, компания должна выяснить, здоровы ли они. Для этого Роспотребнадзор обязал работодателей перед началом работы и затем в течение дня измерять сотрудникам температуру. Тех, у кого она больше 37 градусов, к работе допускать нельзя.

    Проверяющий обвинит компанию в том, что она не измеряет сотрудникам температуру, если не обнаружит два документа: приказ о мерах профилактики и журнал регистрации измерения температуры. Что написать в этих документах, читайте далее.

    Приказ о мерах профилактики.

    Этот документ в компании стоило издать сразу же, когда она возобновила работу. Если еще не сделали этого, оформите прямо сейчас. В нем нужно расписать, как компания будет работать в условиях пандемии и кто отвечает за то, чтобы компания соблюдала конкретные санитарные требования. В части измерения температуры необходимо указать, когда и с какой периодичностью компания будет измерять температуру сотрудникам и кто организует процесс.

    Кроме того, стоит прописать последствия того, что у сотрудника обнаружат повышенную температуру тела, — отстранение от работы. Приказ покажет проверяющему, что компания озаботилась тем, чтобы принять профилактические меры против распространения коронавируса.

    Журнал регистрации измерения температуры.

    Поможет зафиксировать сведения о температуре тела сотрудников и доказать проверяющему из Роспотребнадзора, что компания выполнила санитарные требования.

    Утвержденной формы журнала нет, заведите его в произвольной форме. Порекомендуйте сотруднику, который будет заполнять журнал, отражать дату измерения, Ф. И. О. сотрудника, его должность и подразделение, в котором работает, показатели температуры, а также сведения о сотруднике, который проводил измерения.

    Температура тела относится к специальной категории персональных данных. Роскомнадзор рекомендует хранить такие данные не больше суток, а затем уничтожать. Ведомство объясняет такой маленький срок хранения тем, что компания уже достигнет целей обработки персональных данных — выяснит, можно ли допустить сотрудника к работе. Однако уничтожать данные все же не советуем, ведь они еще пригодятся, чтобы доказать проверяющим, что компания соблюдает санитарные нормы.

    Если у кого-то из сотрудников обнаружили температуру выше 37 градусов и это обстоятельство отразили в журнале, дополнительно проверяющему стоит показать один документ — акт о том, что выявили у сотрудника повышенную температуру тела. Издавать приказ об отстранении нельзя, поскольку отстранить от работы по медицинским показаниям можно только по медзаключению.

    Вместо этого договоритесь с сотрудником, чтобы он покинул рабочее место и незамедлительно обратился за медицинской помощью. Если будет упираться, предупредите, что составите акт об отказе покинуть территорию компании и направите эту информацию в Роспотребнадзор. За такое поведение сотруднику грозит штраф до 40 тыс. руб.КоАП

    Если выявил сотрудника с ОРВИ

    Компания должна выяснить, как себя чувствуют сотрудники, которые вернулись на рабочие места, и не контактировали ли они в последнее время с больными коронавирусом. Даже если у сотрудников нет температуры, но болит горло или есть другие симптомы ОРВИ, допускать их к работе нельзя.

    Обезопасить компанию от штрафа помогут три документа: приказ о мерах профилактики, уведомление сотрудников и анкеты, которые они заполнили собственноручно.

    Приказ о мерах профилактики.

    С помощью него необходимо поручить кадровику сообщить сотрудникам об их обязанности информировать работодателя о своем самочувствии, контактах с зараженными коронавирусом, а также отстранять от работы тех, у кого повышенная температура, симптомы ОРВИ, и тех, кто контактировал с заболевшими.

    Уведомление сотрудников.

    В нем укажите, какие у сотрудников есть обязанности в условиях пандемии, какие есть ограничения и правила работы.

    Текст уведомления составляйте с учетом специфики своего региона, однако обязательно включите обязанность сотрудника сообщать непосредственному руководителю или специалисту по охране труда о плохом самочувствии и контактах с зараженными COVID-19. Для удобства можете оформить уведомление в виде памятки, но не забудьте получить подпись сотрудника о том, что он ее получил.

    Анкеты.

    Их сотрудники должны заполнять ежедневно перед началом рабочего дня. Анкеты помогут работодателю доказать: он сделал все, чтобы предотвратить заражение сотрудников. Получить информацию о состоянии здоровья сотрудника работодатель может только от него самого. Если сотрудник исказит эту информацию и это приведет к заражению других сотрудников, отвечать за это работодатель не будет.

    Пример: при проверке специалист Управления Роспотребнадзора выяснил, что компания не проводила осмотр сотрудников на признаки респираторных заболеваний. Доказать иное компания не смогла. Материалы проверки направили в суд.

    Что отслеживает Роспотребнадзор и другие органы

    С началом мировой эпидемии коронавируса в повседневный лексикон российских граждан плотно вошли несколько новых терминов, в том числе понятия карантина и самоизоляции. Они не тождественны друг другу.

    Карантин предполагает режим строгой изоляции гражданина от внешнего мира. Лицо на нем не контактирует ни с кем, кроме медицинских работников и ограниченного круга лиц, которые находятся на изоляции вместе с ним. Этот режим устанавливается для лиц, имеющих подтвержденный диагноз COVID-19 или контактирующих с больным. Кроме того, в соответствии с действующими правилами, в изоляции обязаны находиться граждане, прибывшие в РФ из заграничной поездки и не получившие отрицательного теста на коронавирус. За его соблюдением следят Роспотребнадзор и другие уполномоченные органы.

    В отличие от карантина, самоизоляция — это добровольный режим, которого вправе придерживаться здоровые люди. Самоизоляция предполагает максимальное сокращение социальных контактов — чем меньше человек общается с другими людьми, тем меньше риск заражения и, соответственно, передачи коронавируса дальше. Добровольная самоизоляция — это мера, с помощью которой каждый человек имеет возможность препятствовать распространению вируса. Чем больше людей добровольно сокращают имеющиеся у них контакты, тем больше шансов у всего общества победить пандемию.

    Самоизоляция — дело добровольное, ее соблюдение не отслеживает ни Роспотребнадзор, ни другие органы.

    Роспотребнадзор и другие уполномоченные органы отслеживают:


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Для любых предложений по сайту: [email protected]